Решения упражнений по теории словесности 3 страница
Теперь ту же мысль, что «Самозванец пировал, а Шуйский составлял заговор», можно выразить иначе, а именно:
«1) В то время, как Самозванец беспечно нежился и плясал со своими ляхами, 2) когда головы кружились от веселья, 3) и мысли затмевались парами вина, − Шуйский, неусыпно наблюдая, решился уже не медлить и в тишине ночи призвал к себе не только сообщников, не только друзей, но и многих людей сторонних» (№ 1).
Перед вами речь периодическая, т.е. речь, заключающая в себе период. Итак, периодической речью называется речь, заключенная в форму периода.
Перед вами не ряд коротких предложений, а сложное предложение, представляющее собой совокупность нескольких предложений, грамматически связанных между собой. Это сложное предложение представляет собой одно стройное целое, как бы круг[3]. Это сложное предложение отличается достаточной полнотой. Мысль, в нем выраженная, ясно видна и сразу бросается в глаза, следовательно, это предложение отличается законченностью мысли. Кроме всего, сравнив форму отрывистой речи и периодической, хотя бы в вышеприведенных примерах, мы сразу заметим разницу между ними с внешней стороны: сложное предложение в форме периода отличается стройностью и изяществом речи, т.е. художественной отделкой, как говорят обыкновенно. Периоды приятно и легко читать, а отрывистую речь – наоборот. Итак, что же мы называем периодом? На основании всего вышесказанного, мы определим период следующим образом: периодом называют такое (представляющее собой одно стройное целое) сложное предложение, которое отличается достаточной полнотой, законченностью мысли и художественностью отделки (при развитии определенной темы, мысли).
Теперь, когда мы знаем, что такое период, мы посмотрим, что он из себя представляет со стороны внутренней (т.е. логической) и со стороны внешней (т.е. синтаксической).
Для этого возьмем какой-нибудь период и разберем его с обеих сторон.
1) Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; 2) слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и 3) вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, − Димитрий в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился в последний раз за христиан и Россию, сел на коня, объехал все полки и говорил к каждому, называя воинов своими верными товарищами, милыми братьями, утверждая их в мужестве и каждому из них обещая славную память в мире, с венцом мученическим за гробом (Карамзин). (№2).
Что значит разобрать период с внутренней стороны? Это значит – рассмотреть его со стороны логической. В чем же заключается логический разбор? Он заключается в том, что мы указываем как главную мысль или тему периода, так и второстепенные мысли, т.е. мы обращаем внимание на содержание, на смысл периода. Где в данном периоде (№2) тема и второстепенные мысли?
Тема этого периода: «Димитрий преклонил колена, молился за христиан, затем сел на коня и объехал полки». В этой фразе главная мысль периода – «Димитрий преклонил колена, молился и т.д. когда? 1) «Когда стоял на высоком холме» … (стоя и т.д.). 2) «Когда слышал» … (слыша и т.д.) и 3) «Когда вообразил, что …» (вообразив, что и т.д.). Все это второстепенные мысли: 1) «Димитрий стоял на холме», 2) «Димитрий слышал восклицания» и 3) «Димитрий вообразил, что …». Эти второстепенные мысли рисуют ту обстановку, среди которой Димитрий молился и т.д. Со стороны содержания (внутренней или логической) этот период представляет как бы маленькое сочинение: он имеет тему, и тема эта развита с достаточной полнотой и законченностью.
Все второстепенные мысли, заключающиеся в этом периоде, имеют внутреннюю связь с главной мыслью и составляют одно целое.
Теперь обратимся к рассмотрению периода с внешней стороны. Что это означает? Когда мы говорим: с внешней стороны, то это равносильно сказать: с синтаксической стороны (т.е. со стороны выражения). Рассмотреть же период со стороны синтаксической – это значит разобрать его со стороны построения, т.е. указать, каким синтаксическим способом или построением связаны между собой входящие в период предложения (или, вернее, части периода). Прежде всего период должен читаться легко и плавно. Для этого отдельные предложения, входящие в сложное предложение, должны быть так искусно расположены, чтобы, несмотря на их обилие, главная мысль была ясна и не затемнялась другими второстепенными мыслями. Затем период должен отличаться стройностью и изяществом речи. Все это вместе составляет ту художественность отделки, о которой мы говорили при определении понятия «что такое период». Наш период (№2), представляя собой законченное, стройное целое, разделяется на две половины (как и все периоды), из которых одна называется повышением (прóтазис), а другая – понижением(апóдозис). Первая произносится с постепенным усилением голоса, а вторая – с постепенным ослаблением голоса. Где повышение и понижение в первом (№1) и втором (№2) периодах?
В первом периоде (№1) «В то время, как … парами вина» (куда входит обозначенное цифрами: 1, 2, 3) – повышение, а «Шуйский … людей сторонних» − понижение. Во втором (№2) периоде «Стоя на холме … любви к отечеству» (куда входит обозначенное цифрами: 1, 2, 3) – повышение, а «Димитрий … за гробом» − понижение.
Построение периодов
Итак, теперь мы знаем, что представляет из себя период со стороны логической (внутренней) и синтаксической (внешней). Повышение и понижение суть части целого, т.е. периода. Каким образом связываются между собой повышение и понижение? Они могут соединяться тремя способами:
1. По способу подчинения. Возьмем второй вышеприведенный период. Что бросается в глаза? Это то, что в повышение входят все придаточные предложения (полные и сокращенные), а в понижение входит то предложение (главное), которому все придаточные повышения подчинены. И в самом деле, «Димитрий преклонил колена, молился за христиан, сел на коня и объехал полки» − это главное предложение; оно помещено в понижении. Предложения же: 1) «стоя на холме и видя и т.д.»; 2) «слыша всеобщие восклицания и т.д.» и 3) «вообразив, что многие тысячи и т.д.» − суть придаточные, которые главному: «Димитрий молился и т.д.».
Возможно (наоборот), что в повышении будет главное предложение, а в понижении – придаточные.
Например, у Карамзина: «Автору надобно иметь доброе, нежное сердце (повышение), ǀǀ если он хочет быть другом и любимцем нашей души; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов» (понижение) (№3).
И вот такое синтаксическое соединение повышения и понижения называется способом подчинения их.
2. По способу сочинения. Возьмем следующий период:
«Напрасно в бешенстве, порой,
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час,
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветки каждого куста». (№4).
(М. Лермонтов)
Перед нами имеется соединение равносильных предложений. И в самом деле, предложения: «Напрасно я рвал рукой терновник», «Кругом был вечный лес» и «Темнота ночи смотрела сквозь ветви каждого куста» − суть самостоятельные, главные предложения, которые не подчинены друг другу. И вот, такое синтаксическое соединение повышения и понижения называется способом сочинения их.
3. По способу, при котором в повышении помещается подлежащее, а в понижении сказуемое. Когда мы рассмотрим первый, второй и другие вышеприведенные периоды, то мы быстро заметим, что как в повышении, так и в понижении, в предложениях (все равно главных или придаточных), в них входящих, имеются свои подлежащие и сказуемые. Так, например, в первом периоде, в повышении «Самозванец» − подлежащее, «тешился, плясал» − сказуемые, а в понижении – «Шуйский» − подлежащее, а «решился, призвал» − сказуемые. Возможны же такие периоды, когда в повышении будет подлежащее, а в понижении – сказуемое. Если же повышение достигает большого объема, то подлежащее обыкновенно в понижении повторяется.
Например: «Степи, которым нет конца, где все раздалось в ширину и беспредельную равнину, где человек встречается как будто для того, чтобы собой увеличить еще более окружающее пространство; степи, шумящие травой, почти равняющейся ростом с деревьями; степи, где пасутся табуны и стада, которых от века никто не считал, и владельцы не знают настоящего количества (до сих пор все повышение): эти степи увидели среди себя Чингисхана, давшего обет перед толпами монголов завоевать мир» (из Гоголя) (это понижение) (№5).
В этом периоде (№5) в повышение входит слово «степи», которое составляет подлежащее понижения. Так как сказуемое «увидели» в понижении слишком удалено от своего подлежащего «степи», то «степи» повторено еще раз.
Таковы перед вами три способа соединения повышения с понижением.
Упражнение №1. Напишите шесть периодов – по два на каждый случай.
Мы уже говорили о том, что каждый период, кроме главной, основной мысли, заключает в себе ряд второстепенных мыслей. Итак, период состоит из ряда мыслей, искусно связанных между собой. Каждая такая мысль может быть выражена как независимым предложением (главным), так и зависимыми (придаточными). Например, в первом периоде мы имеем следующие мысли: 1) Самозванец тешился и пировал, 2) Головы кружились от веселья и 3) Мысли затмевались парами вина – эти второстепенные мысли выражены придаточными предложениями, а главные мысли: 1) Шуйский решился не медлить и 2) Шуйский призвал к себе и т.д. – выражены главным предложением.
Обыкновенно мы видим, что мысли, высказываемые в одной части периода (в повышении или понижении), сопоставляются с мыслями. Высказываемыми в другой части. Если мы посмотрим все вышеприведенные периоды, то мы в этом легко убедимся. Итак, повторяем, что каждый период состоит из ряда мыслей. Каждая такая мысль называется членомпериода. Бывают периоды, заключающие в себе то две мысли, то три, то много мыслей (при этом безразлично, выражена ли эта мысль независимым предложением или придаточным). В силу этого периоды бывают двухчленные, трехчленные и многочленные.
Если период имеет два члена, то он двухчленный. Если период имеет три члена, то он трехчленный и т.д.
Пример двухчленного периода:
«Где священный закон нравственности непоколебимо утвержден воспитанием, верой, здравым, неискаженным учением и уважаемыми примерами предков (повышение), ǀǀ там сохраняют верность престолу (понижение) (Филарет Дроздов, митрополит Московский) (№6).
Здесь два члена: один в повышении, а другой в понижении.
Пример многочленного периода:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка (первый член);
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой (второй член);
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то сладкий сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он (третий член):
Тогда смиряется души моей тревога (первый член),
Тогда расходятся морщины на челе (второй член),
И счастье я могу постигнуть на земле (третий член),
И в небесах я вижу Бога (четвертый член).
(М. Лермонтов) (№7)
Этот период заключает в себе целое небольшое сочинение. Этот период является прекрасным образчиком того, насколько могут быть распространены периоды, нисколько не затрудняя понимания читателя. Повышение в этом периоде (от «Когда волнуется» и до «Тогда смиряется») заключает в себе действия предшествующие, а понижение, выраженное четырьмя членами, − действия, следующие за первыми по времени, как бы следствие их.
Если вам приходится читать длинный период, то после каждого его члена надо делать некоторую остановку голоса (паузу). Эти паузы, вместе с повышением и понижением голоса в протазисе и аподозисе, и составляют музыкальную сторону периода.
Упражнение №2. Напишите по два периода двухчленных, трехчленных и многочленных.
Повторительные вопросы и ответы по теории словесности
1) Какая речь может быть по своему строению? Отрывистой и периодической.
2) Какая речь называется отрывистой? Состоящая из коротких предложений, связанных между собой по смыслу, но не грамматически.
3) Какая речь называется периодической? Речь, заключенная в форму периода.
4) Что такое период? Такое (представляющее собой одно стройное целое) сложное предложение, которое отличается достаточной полнотой, законченностью мысли и художественностью отделки.
5) С каких сторон можно рассматривать период? Со стороны внутренней (т.е. логической) и внешней (т.е. синтаксической).
6) В чем заключается логический разбор? В указании главной и второстепенных мыслей (в рассматривании содержания и смысла периода).
7) В чем заключается синтаксический разбор? В указании синтаксического построения периода и отношения между собой двух частей периода: повышения и понижения.
8) Сколькими и какими способами могут соединяться повышение и понижение в периодах? Тремя: 1) по способу подчинения, 2) по способу сочинения и 3) по способу, при котором в повышении находится подлежащее, а в понижении – сказуемое.
9) Какая разница между способами подчинения и сочинения? При втором способе соединяются равносильные предложения, а при первом – главное с придаточными.
10) Что называется членом периода? Каждая мысль в периоде.
11) Какие бывают периоды по числу членов? Двухчленные, трехчленные и многочленные.
Виды периодов
Период заключает в себе ряд мыслей, и эти мысли сопоставляются между собой. Это сопоставление мыслей в периоде делается с различной целью.
Иногда мы желаем указать, что одно явление зависит от другого, иногда приводим несколько явлений сразу, чтобы показать их совместность или несовместность, иногда сопоставляем явления, чтобы их сравнить, иногда перечисляем те условия, при каких совершается данное явление и т.д. Итак, мы видим, что при сопоставлении главных и второстепенных мыслей в периоде можно преследовать различные цели.
И вот, в зависимости от того, в каком отношении главная мысль периода находится к мыслям второстепенным, ее развивающим, период принимает разные формы и носит соответственные названия (причинный, заключительный, условный, относительный, сравнительный и т.д.).
Возьмем, например, такой период (из Карамзина).
«Науки и искусства необходимы: (ибо) они делают душу чувствительнее и нежнее, обогащают сердце наслаждениями и возбуждают в нем любовь к порядку, любовь к гармонии, к добру» №1.
Этот период – причинный.
Этот период двухчленный, так как в нем два члена, т.е. две мысли, а именно: 1) Науки и искусства необходимы – главная мысль и 2) они делают душу чувствительнее и т.д. – второстепенная мысль. В каком отношении находятся эти две мысли? Вторая подчинена первой. Почему «науки и искусства необходимы»? – потому что (ибо) «они делают душу чувствительнее и т.д.».
Итак, здесь противопоставляется явление («Науки необходимы») причине его («Они делают» и т.д.), а потому этот период называется причинным.
Возьмем еще один период (из Грота):
«Карамзин не только усиливал в современниках любовь к чтению, не только распространял литературное и историческое образование, ǀǀ но также возбуждал в массе читателей религиозное и нравственное чувство, утверждал в них благородный и честный образ мыслей, воспламеняя патриотизм». №2.
В этом периоде (называемом соединительный) противопоставляются две мысли: одна в повышении, другая в понижении. Здесь противопоставление мыслей имеет другую цель, чем в периоде №1.
В периоде №1 мы сопоставляли явление с причиной, а в этом периоде №2 мы желаем указать на совокупность явлений (на их совместность).
Мы различаем следующие виды периодов: 1) причинный, 2) заключительный, 3) условный, 4) сравнительный, 5) изъяснительный, 6) относительный, 7) противительный, 8) уступительный, 9) соединительный, 10) последовательный, 11) разделительный.
1. Причинныйпериод. Примерами такого могут быть периоды №1 и следующий:
«И простой гражданин должен читать историю, ǀǀ ибо: 1) она мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, 2) утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; 3) располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо с согласием общества» (из Карамзина). №3.
Разберем этот период. Главная мысль, выраженная главным предложением (тема периода) «И простой гражданин должен читать историю» − является следствием, а второстепенные мысли, выраженные придаточными предложениями (причинными, начинающимися с союза ибо), являются причиной такого следствия. Второстепенных мыслей три: 1) Она мирит и т.д. 2) Она утешает и т.д., и 3) Она располагает и т.д. Этот период – четырехчленный (4 мысли – 4 члена). Почему? «гражданин должен читать историю», − потому что (ибо) 1) «история мирит с несовершенством», потому что 2) «она утешает в бедствиях» и потому что 3) «она располагает душу к справедливости и т.д.». Поэтому, этот период, в котором мысли, заключенные в нем, находятся в причинной связи, называется причинным.
Причинные периоды бывают самые разнообразные. Могут быть причинные периоды с придаточными полными и сокращенными. Мы можем встретить причинные периоды с союзом ибо и с опущенным союзом. Примеры на все эти виды причинных периодов мы приведем впоследствии. Итак, причинным периодом называется такой период, в котором сопоставляется какое-нибудь явление с его причиной.
Упражнение №1. Напишите два причинных периода и разберите их таким же образом.
2. Заключительныйпериод. Примерами такого могут быть следующие периоды:
«Бог существует, все сотворил и всем управляет; все, что от Него происходит, есть благо: ǀǀ следовательно, и все, происходящее с нами, происходя от Бога, есть благо» (из Жуковского). №4.
«Успехи просвещения должны более и более удалять государства от кровопролития, а людей – от раздоров и преступлений: ǀǀ как же благородно ученое состояние, которого дела есть возвышать нас умственно и приближать счастливую эпоху порядка, мира, благоденствия!» (из Карамзина). №5.
Разберем эти периоды. Возьмем первый. В нем «Бог существует… происходит, есть благо» − повышение, а «следовательно, и все… происходя от Бога, есть благо» − понижение. Понижение представляет собой заключение или следствие, выведенное из повышения. Повышение же представляет собой основание, из которого мы выводим наше заключение или следствие. Поэтому такой период и называется заключительным. И в самом деле, только на том основании, что «Бог все сотворил, всем управляет, и что все, от него происходящее, есть благо», мы можем сделать такое заключение, что «все, происходящее с нами, есть благо».
Возьмем второй период. В нем «успехи просвещения… от раздоров и преступления» − повышение, а «как же благородно ученое состояние… мира, благоденствия» − понижение. Повышение представляет собой основание, а понижение – заключение. И действительно, предложение – «успехи просвещения… и преступления» является основанием для того вывода или заключения, которое мы имеем в предложении – «как же благородно ученое состояние… мира, благоденствия».
Итак, заключительным периодом называется такой период, в котором в повышении приводится основание, а в понижении – выводимое из него заключение.
Сравнивая эти два периода, мы можем заметить следующее: в первом периоде синтаксическая связь выражена заключительным союзом (следовательно, следственно и т.д.), во втором же эта связь никак не выражается, т.е. между повышением и понижением нет никакого союза. Следовательно, синтаксическая связь может быть выражена и не выражена союзом.
Упражнение №2. Напишите два заключительных периода.
3. Условный период. Примерами такого могут быть следующие периоды:
1) Если ты, имея власть пустить невинного и зная невинность его, тем не менее готов предать его в руки врагов, чтобы не оскорбить их гордости; 2) если, вместо суда и защиты невинности, ты глумишься над ее несчастьями и заставляешь ее влачиться из одного судилища в другое; 3) если твоя правда состоит в омовении рук перед народом: ǀǀ то удались от Гроба сего: твое место не здесь, а в претории Пилата» (из Иннокентия). №6.
«Когда бы старый Дорошенко
Иль Самойлович молодой,
Иль наш Палей, иль Гордеенко
Владели силой войсковой,
Тогда б в снегах чужбины дальней
Не погибали казаки,
И Малороссии печальной
Освобождались уж полки» (из Пушкина). №7.
Разберем эти периоды. Возьмем первый. Каждый период имеет определенную тему. Тема данного периода выражена в понижении. «То удались от Гроба…» − понижение, а весь остальной период находится в повышении. Мы знаем, что, кроме главной мысли, выраженной здесь в понижении, может быть ряд второстепенных мыслей, выраженных в данном периоде в повышении. Итак, главная мысль выражена в понижении, а второстепенные мысли в повышении.
Какие же это второстепенный мысли?
Укажем их: 1) готовность судьи предать невинного в руки его врагов; эта второстепенная мысль выражена в условном предложении – «если ты тем не менее готов предать его в руки врагов…»; 2) глумление над несчастьями осужденного, который принужден влачиться из одного судилища в другое; эта второстепенная мысль выражена в условном предложении – «если ты глумишься над ее несчастьями и заставляешь ее влачиться из одного судилища в другое» и 3) правда, состоящая в омовении рук перед народом; эта второстепенная мысль выражена в условном предложении – «если твоя правда состоит в омовении рук перед народом».
Какое существует взаимоотношение между главной мыслью и второстепенными?
Главная мысль – это последствие известных условий, а второстепенные мысли – это те условия, те причины, вследствие которых должно произойти это последствие. Итак, здесь мы видим сопоставление условий с последствием. Такой период, в котором имеется сопоставление условий с последствием их, называется условным. В этом сопоставлении заключается логическая сторона условного периода (т.е. внутренняя сторона). Теперь, как связывается между собой повышение и понижение, т.е. какова синтаксическая связь в условном периоде?
Повышение с понижением связывается, как в придаточных условных, при помощи условных союзов: если, коль, когда, то и ли.
Второй вышеприведенный условный период мы не будем разбирать, как первый, а предоставим это сделать самим учащимся.
Упражнение №3. Напишите два условных периода.
4. Сравнительныйпериод. Примерами могут быть следующие периоды.
«Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению и, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход: ǀǀ так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину» (из Л. Толстого). №8.
«Поля, нашими трудами обогащенные, садик, нами обработанный, земледельцы, нас благодарящие, радуют мирную душу опытного человека более, нежели сии шумные забавы, сии призраки воображения и страстей, которые обольщают молодость» (из Карамзина). №9.
Вот перед нами два периода. Разберем их. Возьмем первый. По прочтении его нам сразу бросается в глаза, что в нем сравниваются между собой хозяин и Анна Павловна. Как сравниваются они между собой? Не внешностью, а своими действиями. Следовательно, можно сравнивать предметы и лица с внешней стороны и со стороны действий, т.е. можно сравнивать действия нескольких предметов, лиц. В этом периоде сравнивается, как хозяин регулирует работу в своей мастерской и как Анна Павловна управляла, руководила беседами своих гостей. Итак, в этом периоде сравниваются действия двух лиц.
Так период, в котором сравниваются между собой предметы и их действия, называется сравнительным. Мы раньше говорили, что можно сравнивать предметы и их действия, сходные или по какому-нибудь качеству, или по количеству. В периоде №8 сравнение качественное, а в периоде №9 сравнение количественное. Перейдем к его разбору. В нем сравниваются: 1) радость от мирных занятий, 2) с радостью от бурных удовольствий молодости; мера первой радости противопоставляется мере второй радости, и оказывается, что первая мера представляется превышающей последнюю (более, нежели). Здесь мы замечаем сравнение количественное.
Как связываются между собой части этого периода, т.е. повышение и понижение? При помощи союзов сравнительных, как и сравнительные предложения, а именно: как – так, словно, как, каким образом – таким образом, подобно; сколько – столько, чем более – тем более, чем – тем и т.д. (последние употребляются при количественном сравнении, а первые до «подобно» при качественном сравнении).
Упражнение №4. Напишите два сравнительных периода.
Упражнение №5. 1.Составьте причинные периоды на следующие темы: а) Слезы облегчают горе человека и b) Волга – кормилица России.
2. Составьте условные периоды на следующие темы: а) Тише едешь – дальше будешь и b) Нравственность – врожденная принадлежность души.
3. Составьте сравнительные периоды на следующие темы: а) Петр Великий и Ломоносов и b) Море и пустыня.
Повторительные вопросы и ответы по теории словесности
1) Все ли периоды имеют одну и ту же форму? Нет.
2) Все ли периоды имеют одно и то же название? Нет.
3) От чего зависит форма и название периодов? От отношения между главной мыслью периода и второстепенными мыслями, развивающими главную.
4) Какие мы знаем виды периодов? Причинный, заключительный, условный, сравнительный, изъяснительный, относительный, противительный, уступительный, соединительный, последовательный и разделительный. Всего 11 видов.
5) Какой период называется причинным? Такой, в котором сопоставляется какое-нибудь явление с его причиной.
6) Какой период называется заключительным? Такой, в котором в повышении приводится основание, а в понижении – выводимое из него заключение.
7) Что мы разумеем под условным периодом? Такой, в котором имеется сопоставление условий с последствием их.
8) Что мы разумеем под сравнительным периодом? Такой, в котором сравниваются между собой предметы и их действия.
9) Какое может быть сравнение в сравнительных периодах? Качественное и количественное.
Решения упражнений по теории словесности
Упражнение №5. Причинные периоды.
1. «Моя мать сегодня много плакала, ǀǀ потому что сегодняшний день напомнил ей много светлых дней в ее прошлой жизни, потому что последние годы были, против ее ожиданий, сплошным страданием, когда она видела слишком много горя, и потому что в слезах она думала найти для себя облегчение».