ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10
Романтическое двоемирие в новеллах Э.Т.А.Гофмана
(«Золотой горшок», «Крошка Цахес»)
1. Принципы романтического двоемирия.
2. Структура идеального и реального миров в указанных произведениях. Какой из миров оказывает воздействие на другой мир?
3. Система персонажей-двойников и «двойных» имен?
5. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире.
6. Какова роль Ансельма и Бальтазара в новеллах? Чем они отличаются друг
от друга? Какой из образов в большей степени является предметом иронии?
7. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С
какой традицией полемизирует Гофман?
8. Исторический и социальный фон новеллы «Крошка Цахес» и его отраже-
ние в произведении.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.И. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982.
3) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.
4) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.
5) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.
6) История западноевропейской литературы XIX века: Германия. Австрия. Швейцария / Под ред. А.Г. Березиной. – М.: Филол. фак СПбГУ: ИЦ «Академия», 2005.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12
Романтическая поэма Дж.Г.Байрона «Корсар»
И ее влияние на русскую литературу
1. Тип романтического героя в поэме Дж. Байрона и способы его воплощения:
1) портрет;
2) «тайна» биографии;
3) отношения с окружающими;
4) двойственность натуры.
2. Женские образы поэмы как отражение личности героя.
3. Роль и специфика пейзажа в произведении.
4. «Корсар» Байрона и «Кавказский пленник» А.П. Пушкина
5. Поэмное творчество М.Ю. Лермонтова и Байрон:
а) особенности характера главного героя;
б) роль женских образов;
в) функция «экзотического» пейзажа;
г) особенности сюжета.
6. Значение творчества Д. Байрона для русской литературы.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.
3) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.
4) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14
Исторический роман В.Скотта «Айвенго»
1. Жанр исторического романа, его особенности. Английский исторический роман.
2. Историческая основа романа. Реальные исторические личности и их роль в развитии сюжета.
3. Система образов в романе.
4. Идея единства короля и
народа. Роль фольклора в создании образов.
5. Способы создания исторического колорита. Роль бытовых сцен и исторических деталей в романе.
6. Образ Айвенго. Роль и место центрального героя романов Скотта в историческом конфликте.
7. Женские образы романа.
8. Концепции исторического романа В. Скотта в развитии жанра в литературе XIX века.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.И. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982.
3) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.
4) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.
5) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-16
Художественное своеобразие
Страшных» новелл Э.По
(«Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти»)
1. Тематика новелл.
2. Колористический фон произведений:
а) Какие цвета преобладают в новелле «Маска Красной смерти»?
б) В чем состоят особенности освещения каждой комнаты?
в) Какие цвета преобладают в новелле «Падение дома Ашеров»?
г) Какова цветовая гамма в песне, которую исполняет Родерик Ашер?
Как она изменяется?
3. Тема искусства и искусственности в новеллах. Какую роль играют образы природы?
4. Как преображаются природные образы в новелле «Падение дома Аше-
ров»?
5. Особенности хронотопа в новеллах. Какова символика пространства и
времени? Пространство сознания.
6. Природа ужаса в обоих произведениях. Функция фигуры рассказчика.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.И. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982.
3) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.
4) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.
5) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17