ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9-10

Романтическое двоемирие в новеллах Э.Т.А.Гофмана

(«Золотой горшок», «Крошка Цахес»)

1. Принципы романтического двоемирия.

2. Структура идеального и реального миров в указанных произведениях. Какой из миров оказывает воздействие на другой мир?

3. Система персонажей-двойников и «двойных» имен?

5. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире.

6. Какова роль Ансельма и Бальтазара в новеллах? Чем они отличаются друг

от друга? Какой из образов в большей степени является предметом иронии?

7. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С

какой традицией полемизирует Гофман?

8. Исторический и социальный фон новеллы «Крошка Цахес» и его отраже-

ние в произведении.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.И. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982.

3) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.

4) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.

5) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.

6) История западноевропейской литературы XIX века: Германия. Австрия. Швейцария / Под ред. А.Г. Березиной. – М.: Филол. фак СПбГУ: ИЦ «Академия», 2005.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12

Романтическая поэма Дж.Г.Байрона «Корсар»

И ее влияние на русскую литературу

1. Тип романтического героя в поэме Дж. Байрона и способы его воплощения:

1) портрет;

2) «тайна» биографии;

3) отношения с окружающими;

4) двойственность натуры.

2. Женские образы поэмы как отражение личности героя.

3. Роль и специфика пейзажа в произведении.

4. «Корсар» Байрона и «Кавказский пленник» А.П. Пушкина

5. Поэмное творчество М.Ю. Лермонтова и Байрон:

а) особенности характера главного героя;

б) роль женских образов;

в) функция «экзотического» пейзажа;

г) особенности сюжета.

6. Значение творчества Д. Байрона для русской литературы.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.

3) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.

4) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14

Исторический роман В.Скотта «Айвенго»

1. Жанр исторического романа, его особенности. Английский исторический роман.

2. Историческая основа романа. Реальные исторические личности и их роль в развитии сюжета.

3. Система образов в романе.

4. Идея единства короля и

народа. Роль фольклора в создании образов.

5. Способы создания исторического колорита. Роль бытовых сцен и исторических деталей в романе.

6. Образ Айвенго. Роль и место центрального героя романов Скотта в историческом конфликте.

7. Женские образы романа.

8. Концепции исторического романа В. Скотта в развитии жанра в литературе XIX века.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.И. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982.

3) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.

4) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.

5) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-16

Художественное своеобразие

Страшных» новелл Э.По

(«Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти»)

1. Тематика новелл.

2. Колористический фон произведений:

а) Какие цвета преобладают в новелле «Маска Красной смерти»?

б) В чем состоят особенности освещения каждой комнаты?

в) Какие цвета преобладают в новелле «Падение дома Ашеров»?

г) Какова цветовая гамма в песне, которую исполняет Родерик Ашер?

Как она изменяется?

3. Тема искусства и искусственности в новеллах. Какую роль играют образы природы?

4. Как преображаются природные образы в новелле «Падение дома Аше-

ров»?

5. Особенности хронотопа в новеллах. Какова символика пространства и

времени? Пространство сознания.

6. Природа ужаса в обоих произведениях. Функция фигуры рассказчика.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.И. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982.

3) История зарубежной литературы XIX века: Страны Европы и США. Ч. 2. / Под ред. А.С.Дмитриева. – М.: МГУ, 1983.

4) История зарубежной литературы XIX века: В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской.-М.: Просвещение, 1991.

5) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Наши рекомендации