О-беднеть о-бедн-и-ть обеднить-ся

Обедн-я-ться 1 обедн-я-ть

обеднять-ся 2 обедн-ённ (ый), прич.-прил. обеднён н- ость

богат (ый) I, прил. богат-ый II, сущ. богат-ейш-ий

Богат-еньк(ий) богат-о богат-ств-о богач

Богач-к-а пре-богат(ый)

Пребогат-о богат-е-ть

Раз-богатеть о-богат-и-ть

Обогатить-ся обогащ-а-ться 1

Обогащ-а-ть обогащать-ся 2

обогащ-ённ(ый), прич.-прил. обогащённ-ость

О-беднеть о-бедн-и-ть обеднить-ся - student2.ru 31 О систематизации лексики по словообразовательным гнездам см.: Тихо­нов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка.

Близк(ий) близк-о

Близк-оват-о близ-еньк-о близь ближ-н-ий в-близ-и в-близь из-близ-и при-близ-и-ть приблизить-ся

Приближ-а-ться 1 приближ-а-ть

приближать-ся 2 приближ-ени}-е приближгённ(ый), прич.-прил. приближённ-о приближённ-ость при-близ-и-ть приблизить-ся

Приближ-а-ться 1 приближ-а-ть

приближать-ся 2 приближ-eHHj-e приближ-ённ(ый) приближённ-ость

далёк(ий) далек-о

Далек-оват-о далеконько даль

Даль-н-ий в-дал-и в-даль из-дал-и от-дал-и-ть отдалить-ся

Отдал-я-ться 1 отдал-я-ть

отдалять-ся 2 отдал-eHHJ-e отдал-ённ(ый), прич.-прил.

отдаленн-о отдалённ-ость у-дал-и-ть удалить-ся

Удал-я-ться 1 удал-я-ть

удалять-ся 2 удал-ени]-е удал-ённ(ый) удалённ-ость

И т. д.

Необходимо подчеркнуть, что при переходе от центра антоними­ческого словообразовательного гнезда к его периферии семантический контраст слов может ослабевать и значительно видоизменяться. Так, антонимы белый и черный, представляющие центр одного из гнезд, реализуют контрарную противоположность и образуют яркий контраст, который сохраняется и в отраженной антонимии глаголов белить — чернить и белеть — чернеть и наречий бело — черно, добела — дочерна, представляющих собой разного вида векторную и контрарную проти­воположности. Однако свойством антонимии, как мы видели (см. с. 10 и след.), обладают только лексические единицы, обозначающие ка­чество и противоположную направленность действий, признаков, свойств, а также некоторые другие. Поэтому у некачественных прилагатель­ных типа беловой — черновой (т. е. 'переписанный в окончательном виде, без помарок' — 'написанный начерно, не окончательно') про­тивоположность уступает место простому классификационному деле­нию. Еще дальше от центра гнезда отстоят существительные беловик и черновик как обозначения беловой и черновой рукописей. Статус антонимов у таких слов сомнителен. Кроме того, семантически они отрываются от гнезда белый — черный; исходное значение корней в них сильно стерто: черновой, черновик, например,— вовсе не черного цвета.

Обстоятельная систематизация и лексикографическое описание произ­водной (отраженной) антонимии, имеющей большой удельный вес в системе русской антонимии,— дело будущего и специальная задача гнездового словаря антонимов русского языка. Но и в обычных ан­тонимических словарях производная антонимия должна находить необ­ходимое отражение. 28

VII

„Словарь антонимов русского языка" члена-корреспондента АПН СССР М. Р. Львова, выходящий ныне вторым изданием,— наиболее обстоятельный и полный справ.очник по русской антонимии, предна­значенный для широкого круга читателей. Он имеет нормативный ха­рактер и основывается на большой, постоянно растущей картотеке антонимических словоупотреблений.

Проведенный автором отбор представительного языкового материа­ла, извлеченного из произведений русской классической и советской литературы, публицистики, различного рода периодических изданий, устного народного творчества, позволяет с достаточной полнотой отра­зить все рассмотренные выше типы противоположности слов в их основных функциях. Это живая наглядная демонстрация той роли, какую играют антонимы в различных сферах речевой практики.

Установление антонимических пар и их субординация опираются на научно обоснованные логические и лингвистические критерии. В то же время необходимо отметить, что недостаточная исследованность неко­торых категорий антонимических слов, отдельных пар противопостав­ляемых единиц, синонимо-антонимических отношений и ряда других вопросов не позволяет пока представить все пары антонимов и их иерархию как бесспорные. Этого невозможно требовать от одного сло­варя, который отражает определенный уровень исследованности рус­ской антонимии, лингвистические достижения в этой области и еще нерешенные вопросы.

В словаре М. Р. Львова находят отражение важнейшие семантические и синтаксические свойства антонимов, а также их взаимосвязь с сино­нимами и одиокоренными словами. И хотя словарь не дает толкования антонимичных слов, их значения выступают как достаточно определенные благодаря наглядным противопоставлениям в антонимических парах и демонстрации их употребления прежде всего в текстах литературных произведений. Значения многозначных слов дифференцируются путем различных противопоставлений их лексико-семантических вариантов: легкий 1 — трудный, легкий^ — тяжелый; мягкий] — резкий, мягкий2 — суровый, мягкийг — твердый и т. п.

Одним из существенных способов семантизации антонимических пар в словаре является их группировка на основании семантического сход­ства — по синонимическим рядам. Каждый ряд возглавляет доминант­ная пара антонимов — наиболее частотное, семантически общее и сти­листически нейтральное противопоставление; потом даются его сино­нимы и, наконец, достаточно употребительные, хотя и не вполне точ­ные пары антонимов (семантически несимметричные, стилистически не­однородные и др.)- Иерархия синонимии антонимических пар показана в словаре с помощью определенного порядка их расположения и разных шрифтов: ВЕСЕЛЫЙ— ГРУСТНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ— ПЕЧАЛЬНЫЙ (ве-селый — невеселый, веселый — тоскливый, веселый — угрюмый, веселый — мрачный, развеселый (разг.) — мрачный, веселый — хмурый, веселый — пасмурный), мажорный - минорный; ПРАВДА — ЛОЖЬ, правда - неправда (правда — обман, прав­да — вранье(разг.), Правда— кривда (нар.-поэт.), ИСТИНА — ЛОЖЬ

(истина — обман, истина — заблуждение). Такое расположение материала хорошо иллюстрирует разнообразные синонимо-антонимиче-ские связи лексических единиц. Оно является также удобным способом подачи вариантов антонимов: правда — ложь (== неправда), сильный — слабый (= бессильный) и т. п.

Одно из главных достоинств словаря — хорошо и тщательно подоб­ранный иллюстративный материал. Он дает яркое и полное представ­ление о разнообразных функциях антонимов в речи.

В словаре антонимов показаны их важнейшие словообразователь­ные связи, т. е. достаточно широкий массив отраженной антонимии, полная систематизация которой — задача особого гнездового словаря.

Нет никакого сомнения в том, что новое издание „Словаря антони­мов русского языка" М. Р. Львова будет с благодарностью встречено широким кругом читателей — от учащейся молодежи до преподава­телей русского языка и специалистов, ведущих исследовательскую ра­боту в области русской лингвистики.

Л. А. Новиков

ОТ АВТОРА

Собрать и систематизировать антонимы, подчинив их единому принци­пу,— то есть составить словарь,— задача весьма трудная. И хотя работа над словарем приносила много радости и удовлетворения, но были минуты, когда задача казалась непосильной.

Значительное место в словаре занимают текстовые иллюстрации, без которых значение антонимических пар не всегда ясно, а иногда сомни­тельна и антонимичность. И естественно, что наибольшие трудности в работе над словарем связаны с подбором литературных цитат.

Выразительная сила контраста, антитезы, а следовательно — и анто­нимов (полных, симметричных и так называемых „квазиантонимов") поражает нас. Антонимы выражают не только противоположность („Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет". Лебедев--Кумач), но и внутреннюю противоречивость явлений („Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью". Лесков), полноту охвата изображаемого явления („В. русском языке все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких". Гоголь) и другие значения. Собирание семантически противо­поставленных слов, встречающихся в произведениях литературы, и явилось первым шагом к созданию Словаря антонимов. Около 20 лет накапливалась и продолжает пополняться картотека антонимов — цитат, содержащих антонимические пары в одном предложении или в одном не­большом отрывке текста. Очень важно, чтобы иллюстрируемые антонимы были употреблены именно в одном контексте, так как антонимиче­ская пара есть лексико-семантическое единство.

В словаре использованы цитаты из произведений русской художе­ственной литературы от А. С. Пушкина до наших дней (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, А. М. Горький, А. А. Блок, С. А. Есенин, А. Н. Толстой, К. А. Федин, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский, К. Г. Паустовский, К. М. Симонов и др.). из политической, публицистической, литературно-критической, научной литературы — трудов В. И. Ленина, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др., из журнальной и газетной периодики. При подготовке словаря использовались: Словарь современного русского литературного языка (М.; Л., 1950—1965. Т. 1 — 17); Словарь русского языка (М., 1957—1961. Т. 1—4; 2-е изд., испр. и доп. М., 1981 — 1982. Т. 1—2); Словарь синонимов русского языка (Под ред. А. П. Евгеньевой. Л., 1970—1971. Т. 1—2). Характер использованной литературы дает возможность считать, что словарь отражает употребление антонимов в современном литературном языке.

Не все употребительные антонимы включены в словарь из-за отсут­ствия иллюстративного материала, не все антонимические пары равно­мерно проиллюстрированы, так малоупотребительные антонимы имеют подчас только одну цитату.

Заметим, кстати, что частотность употребления антонимов не всегда совпадает с частотностью отдельных слов — членов антонимической пары. Так слова добродетель и порок имеют, как показано в Частотном словаре русского языка (Под ред. Л. Н. Засориной. М., 1977), сравни­тельно низкую частоту употребления, в то время как антонимическая пара добродетель — порок — встречается достаточно часто.

Большие трудности в лексикографическом описании антонимов связа­ны с тем, что степень антонимии различных пар неодинакова. В процес­се работы были испробованы различные варианты построения словаря: полные и неполные антонимы давались в двух его разделах; составлялись тематические гнезда; была сделана попытка расположить все антонимы подряд, по алфавиту, снабдив их пометами, определяющими степень антонимии, и т. п. В последнем варианте словаря, представленном ниже, по предложению редактора словаря доктора филологических наук Л. А. Новикова, автора монографии „Антонимия в русском языке" (М., 1973), была принята и реализована такая структура, которая по­зволила разграничить антонимы на полные и неполные („квазиантони­мы"), выделить полные антонимы как доминанты или их синонимы, а неполные антонимы дать как подчиненные им.

Однако такая структура, при всех своих достоинствах, оказалась для данной работы достаточно сложной. Картотека не всегда давала иллюстративный материал, в результате чего не были отмечены некоторые синонимические группы антонимов, а в отдельных случаях пришлось прибегнуть к традиционному способу цитирования — объединению двух цитат.

Словарь не является толковым: отказываясь от толкования каждого члена антонимической пары отдельно, автор полагает, что должен быть найден специфический способ толкования значения антонимической пары как лексико-семантического единства. Эту задачу пока удалось решить удовлетворительно лишь для некоторых антонимических пар '. Поэтому значения (одно или несколько) раскрываются подбором лите­ратурных примеров (цитат): каждая цитата иллюстрирует новое значе­ние или новый оттенок значения антонимов.

Во втором издании словаря, по сравнению с первым, несколько пополнены синонимические гнезда антонимов, строже выверены их значе­ния по словарям, заменены многие цитаты-иллюстрации новыми, более ясными и краткими, увеличено количество производных антонимов; сло­варь дополнен 136-ю новыми статьями. Несколько словарных статей сня­то: они оказались недостаточно убедительными.

Автор благодарит редактора словаря Л. А. Новикова за добро­желательную, требовательную помощь и рецензентов Д. Н. Шмелева и Е. Л. Гинзбурга за ценные замечания.

Автор будет признателен читателям за все критические замечания, отзывы и пожелания и просит присылать их по адресу: 103012, Москва, Старопанский пер., 1/5, издательство «Русский язык».

М. Р. Львов

О-беднеть о-бедн-и-ть обеднить-ся - student2.ru 1 Об этом см. Ль во в М. Р. Опыт систематизации лексических антони­мов.— В сб.: Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии. Пермь, 1972, с. 307-311.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМСОСТАВ СЛОВАРЯ

§ 1. Словарь антонимов русского языка включает как разнокоренные антонимы (большой — маленький, громкий — тихий, день — ночь), так и однокоренные (перелет — недолет, приходить — уходить, революцион­ный — контрреволюционный).

§ 2. В качестве антонимов в Словаре представлены не только знаме­нательные части речи (имена существительные и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения), но и служебные (предлоги, частицы): любовь — ненависть, высокий — низкий, весело — грустно, зажигать — гасить, все — никто, к — от, над — под, дай — на, да — нет и т. д.

§ 3. Словарь содержит антонимы, выражающие: а) качественную противоположность (легкий — трудный, красивый — безобразный, та­лантливый— бездарный), б) дополнительность (женатый — холостой, живой — мертвый, зрячий — слепой, правда — ложь); в) противопо­ложную направленность действий, признаков, свойств (влетать — вылетать, зажигать — гасить, зацветать — отцветать, потепление — по­холодание, ум — безумие)

СТРУКТУРА СЛОВАРЯ

§ 4. Словарь состоит из основной части, приложения и указателя антонимических пар, включенных в Словарь.

§ 5. Основная часть содержит словарные статьи, расположенные в порядке алфавита заглавных пар антонимов (доминанты), которым присвоен порядковый номер. Подчиненные антонимические пары своего номера не имеют и отмечены тем же номером, что и доминанта.

СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

§ 6. В словарной статье может быть представлена одиночная пара антонимов или группа антонимических пар, объединенных по синонимиче­скому признаку и подчиненных заглавной паре — доминанте.

Заголовок словарной статьи

§ 7. В качестве основного заголовка (доминанты), набираемого прописным полужирным шрифтом, приводится наиболее употребитель­ная, семантически однородная и стилистически нейтральная симметрич­ная пара антонимов, например:

ХОРОШИЙ — ПЛОХОЙ

При отсутствии в современном языке стилистически нейтрального варианта в качестве доминанты может быть выбрана употребительная, симметричная, но стилистически окрашенная пара антонимов, например: ГОВОРУН(разг.) — МОЛЧУН(разг.)

ПОГОДА(разг.) — НЕПОГОДА
2 Сл. антонимов оо

§ 8. Ниже основного заголовка более мелким (чем доминанта) полу­жирным прописным шрифтом приводятся синонимы основной антоними­ческой пары, например:

Наши рекомендации