Урок 1, в котором мы знакомимся с гитарой и ее настройкой, а также немного с нотами
Для начала рассмотрим гитару (см. рис.1).
Рис. 1. Схематичное изображение гитары. 1 – корпус-«барабан» (состоит из: передней и задней дек, нижней и верхней обечаек), 2 – гриф, 3 – порожки,
4 – резонатор, 5 – колковый механизм, колки, 6 – струны, 7 – лады.
Струны нумеруются арабскими цифрами, начиная с самой тонкой – она первая. Самая толстая, соответственно, шестая. 4-я, 5-я и 6-я струны называются басовыми струнами.
Гриф делится металлическими планками на лады. Лады нумеруются римскими цифрами, начиная со стороны колков.
Левая рука держит гриф, правая – обнимает гитару за «барабан».
Каждая струна, зажатая на каком-либо ладу или же открытая, звучит как определенная нота.
На рисунке 2 показано соответствие нот и струн. В нашем случае имеет смысл показать закономерности расположения нот. В ходе обучения мы будем затрагивать гриф вплоть до восьмого лада, поэтому чтобы не зазубривать все ноты, лучше знать закономерность. С каждым ладом нота меняется на полтона:
Рис.2. Соответствие нот и струн (на доске нужно подписать каждую ноту).
В чем принцип настройки гитары? Он состоит в том, что имея одну настроенную струну, можно настроить все остальные. Обычно на спевках мы «берем» первую струну. Почему первую? Потому что она самая звонкая, попробуйте состроиться по 6 струне)))
Настройка каждой струны происходит поворотом соответствующего ей колка. Каждая струна соответствует определенной ноте. При стандартном строе первая струна должна звучать как нота ми, вторая – си, третья – соль, четвертая – ре, пятая – ля, шестая - ми. Настроить ее можно по камертону, с помощью тюнера или же под уже настроенный музыкальный инструмент. Вторая струна, зажатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с не зажатой первой. Далее на четвертом ладу зажимаем третью струну. Она должна звучать в унисон с открытой второй. Четвертая струна, зажатая на 5-м ладу, должна звучать в унисон с открытой третьей. Пятая струна, зажатая на 5-м ладу, должна звучать в унисон с открытой четвертой, а шестая струна, зажатая на 5-м ладу, должна звучать в унисон с открытой пятой. Кроме того, шестая струна, как и первая, соответствует ноте ми, только более низкой октавы. Принцип настройки в том, что настройка осуществляется по двум одинаковым нотам, т.е. играя первую струну открытую – ноту Ми, мы должны сыграть ту же ноту Ми на второй струне, а она, как мы видим из таблицы, находиться на 5 ладу, и так далее.
Многие не могут понять, одинаково ли звучат струны при настройке, для того чтобы понять «попали» ли мы в нужную ноту, прислушайтесь к вибрации звука: настраиваем струну до полного исчезновения побочной вибрации, в сторону уменьшения ее частоты.
Имейте в виду, что долгое настраивание одной струны притупляет слух, для выхода из этой ситуации начните настраивать другую струну, либо (что более продуктивно) опустите струну на пол оборота и начните настройку заново.
Так же при долгой настройке, начинает казаться, что одна струна всегда выше, как выход попробуйте сыграть в обратной последовательности струны. Например, если вы играли сначала струну открытую (по которой ориентируемся), а затем струну с зажатым 5 ладом, то теперь попробуйте сначала струну на 5 ладу, а потом открытую (по которой ориентируемся). Также это может быть из-за того, что вы играете первую струну громче, попробуйте сыграть ее тише, а вторую громче, вы услышите разницу.
Для точной настройки струны, когда до «попаданья» в нужную ноту остается небольшой поворот колка, и присутствует неопределенность ОПУСТИТЬ или ПОДНЯТЬ струну, можно использовать гитарный прием «бенд» (или как его еще называют «подтяжка», который применяется в игре на гитаре для украшения).
Бенд (Bend) (подтяжка) - один из основных приемов гитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становиться выше.
К примеру, мы настраиваем 2 струну: зажимаем вторую струну на 5 ладу, затем последовательно щипаем 1 и 2 струну, во время их совместного звучания, по прежнему зажимая струну медленно сдвигаем палец вверх (или вниз, тут разницы нет). При «бенде» струна растягивается, тем самым повышая высоту издаваемого звука, если настраиваемая струна строит чуть ниже, то во время «бенда» вы найдете положение где звучания струн будут одинаковые, если это именно так, то вот оно решение – струну нужно чуточку подтянуть, если же во время «бенда» звуки наоборот расходятся, то соответственно струну нужно немножко опустить.
Заметьте, что натяжения до и после костяшки на грифе разные. Нередки случаи, когда при опускании струны до необходимого уровня, струна сама еще через какое-то время опускается еще ниже. Чтобы этого избежать, при опускании струны опускайте ее чуть ниже нужного вам уровня, а потом просто подтяните эту разницу. Так же, если нужно чуть-чуть опустить струну, то просто, не боясь, что струна лопнет, заведите под нее большой палец и немного потяните ее.
Самый лучший способ понять какая струна выше или ниже – это их пропеть. Когда вы их начинаете пропевать вы ощущаете, где вы сделали голос ниже или выше.
При замене струн, многие бояться натягивать струну, опасаясь, что она лопнет, при этом не могут сориентироваться, продолжать ли натягивать либо уже перетянули струну. Для простого ориентирования при настройке по ладам, нужно, например, вместо 5 лада сыграть эту струну на 6, 7, 8 и т.д. либо наоборот 4, 3, 2. Вы заметите, что при движении в ту или иную сторону по грифу звуки настраиваемой струны и струны открытой (по которой мы ориентируемся) будут приближаться к похожим либо наоборот различаться. Если у вас звуки стали похожи, допустим, на 2 ладу, то вам нужно струну подтянуть, причем прилично, если же наоборот на 6 - то опустить. По мере натяжения струны проверяйте ее таким образом, пока сходство звуков не остановиться на 5 ладу, по достижению этого вы можете быть спокойны, что натягивать струну сильно уже не придется.
Так же при смене струн не забываем тянуть их руками, для того чтобы после настройки струны меньше тянулись. Как известно струны могут тянуться до 2 недель.
В будущем…. Если у вас плохая гитара, то она может не строить, как бы вы не старались, поэтому для того чтобы петь песни, лучше настроить гитару под тональность песни. К примеру, настройка по аккордам Dm Am E. Сыграйте 3 первые струны на аккорде Dm, вы легко сможете определить, какую нужно подтянуть или опустить, потом добавьте к этому аккорду 4 струну. Затем сыграйте Am с 5 струной, затем E с 6.
Проверять строй гитары нужно не по открытым струнам, это получается какая-то неразбериха, а по аккордам, они вам все-таки знакомы и вы сможете определить, настроена гитара или нет.
Остаток урока посвящается самостоятельной настройке гитары, звучание первой струны необходимо скопировать у преподавателей.
Домашнее задание – научиться быстро, точно и правильно настраивать гитару.