Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25 |
(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни.(4)Деревня – материнское лоно, где зарождался наш национальный характер.
(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.
(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!
(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, которого так жаждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла тяжелый крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!
(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.
(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.
(15)Да, эти героини темные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обостренная русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.
(17)К сожалению, современный молодой человек, взращенный в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества.(18)И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.
(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом...
(по Ф. Абрамову*)
*Федор Александрович Абрамов (1920−1983) – российский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» – значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Старая деревня скоро прекратит свое существование.
2. Благополучие нынешних поколений стало возможным благодаря миллионам безымянных тружеников и воинов – нашим предкам.
3. Произведения писателей о русской деревне проникнуты тоской по уходящей избяной Руси.
4. Необходимо сохранять и защищать непреходящие ценности духовной культуры нашего народа.
5. Современная литература должна развлекать, создавать условия для хорошего отдыха после работы.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.
2. Предложения 8–10 содержат иллюстрацию приведённого в предложении 7 утверждения.
3. В предложениях 11–13 содержится повествование.
4. В предложениях 15–16 представлено повествование.
5. В предложениях 19–20 представлено рассуждение.
Из предложений 3–6 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 10–13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры, соответствующие буквам, по порядку. |
«Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: ______(А) (предложения 6–7) и ______(Б) (предложение 11), а также приём – ______(В) (предложения 3–4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. Абрамов использует такой троп, как ______(Г) (например, в предложении 18)».
Список терминов:
- литота;
- фразеологизм;
- книжные слова;
- анафора;
- метафора;
- восклицательные предложения;
- парцелляция;
- риторический вопрос;
- вопросно-ответная форма изложения.