Формирование средневековых городов
В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X - XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом средневековых городов связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.
1. Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колесный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву.
Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.
Для изготовления предметов из железа требовалось много металла. В Европе появились шахты. Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металлов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лен».
Поначалу крестьяне сами мастерили нужные для них и господ вещи. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умельцы» - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.
Теперь крестьянин мог обменять часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.
2. В Европе возникают города. Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. Господа давали заказы на изготовление дорогих вещей: мебели, одежды, оружия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда часто приезжали и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи или собрать деньги в уплату господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы - сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой общества - горожане и новый вид поселения - город.
Для защиты от нападений горожане огораживали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли каменными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.
Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших судоходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.
В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.
3. Борьба городов с сеньорами. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как господина оказывалось и все городское население. Бывало, что король жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.
Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам: в первые годы освобождали переселенцев от платежей и давали рыночные привилегии. Особенно покровительствовали городам короли, видя в них источники наличных денег.
По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Нередко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.
Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничивали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.
Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бургомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рынком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.
Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свободное положение.
4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений, и очень тщательно: иначе мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.
Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяйственные. Все время делались усовершенствования. Городские ремесленники часто создавали настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо украшенные доспехи и мечи, тонкие изделия ювелиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились своими изделиями: они были для них делом чести.
Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он же принимал заказы покупателей, позднее сбывал свой товар на рынке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выполнял и подсобные работы.
Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло, - за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдове, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр1- лучший образец изделия.
5. Цехи - союзы ремесленников. У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они селились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в союзы - цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между мастерами по одинаковой цене.
При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех заботился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей. Если лондонский пекарь продавал бул-
ку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества выставляли у позорного столба на рыночной площади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изделий нецеховые ремесленники.
6. Роль цехов в жизни города. Члены цеха устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»), участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, впавшим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.
Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою церковь и даже кладбище.
Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах возникали новые ремесленные специальности, росло разделение труда между цехами. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке - уже 350. Так, от кузнецов отделились оружейники, от последних - изготовители лат, ножовщики. От кожевников «отпочковались» цехи сапожников, ременни-ков, сумочников и другие.
С увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров беспрепятственно получали звание мастера; оно стало почти наследственным.
Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные
изобретения и расправлялись с изобретателями. К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Обходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Нидерландов фактически превратились в организации богатых предпринимателей и торговцев.
7. «Что с возу упало, то пропало». Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство между поселениями покрывали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Дороги были узкими и немощеными, покрытыми непролазной грязью. Хорошей считалась дорога, по которой, как тогда говорили, «могла бы проехать невеста, не зацепив воза с покойником». Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли. В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало».
За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцов.
Для защиты от грабителей и помощи друг ДРУГУ» купцы объединялись в торговые союзы - гильдии (от германского слова «гилле» - пир). На собраниях члены гильдии .выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу (например, пострадавшим на море, их семьям). Члены гильдии устраивали между собой товарищества, где становились компаньонами для совершения одной или нескольких торговых операций.
8. Расширение торговых связей. Город стал центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.
Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.
Оживление торговли потребовало улучшения дорог. Этого же требовали военные и административные нужды государства. В некоторых странах короли приказывали мостить главные дороги камнем. Через реки строили прочные мосты. Тяжелые грузы везли теперь не на спинах лошадей, а в повозках. Дешевле и удобнее было перевозить товары по рекам и морям. Замена прямоугольных парусов косыми позволила судам двигаться при боковом и даже встречном ветре, а особые инструменты давали возможность плавать в открытом море.
Выгодными торговыми путями на Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) овладели купцы итальянских городов - Венеции и Генуи. Эти города столетиями соперничали и воевали с Византией и друг с другом. Венеция и Генуя были самостоятельными городами-республиками, в которых власть принадлежала богатым купцам, владевшим флотилиями кораблей, десятками домов, складами и магазинами. На Востоке купцы приобретали прибыльные предметы роскоши и пряности для богатых европейцев. Пряности взвешивали на аптекарских весах и продавали небольшими порциями. Недаром в Средние века очень богатого человека в насмешку называли «мешком перца».
Важные торговые пути проходили по Северному и Балтийскому морям - к Восточной Европе. Здесь преобладали другие товары: соль, меха, шерсть, воск, лес, железо. Этой торговлей были заняты купцы городов и стран Северной Европы - от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге с его огромной международной ярмаркой.
В XIV веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имущества и вытеснения соперников. Ганза состояла из нескольких филиалов.
В Новгороде, Брюгге, Лондоне и других городах ганзейские купцы имели хорошо укрепленные торговые дворы - фактории. В таком дворе возводили жилые и служебные помещения, амбары, склады, церковь. Располагая большим флотом, Ганза часто силой оружия добивалась выгодных условий торговли в соседних странах, подавляла пиратов, и до конца XV века Северная Ганза фактически господствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.
9. Ярмарки и банки. Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.
До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. На международных ярмарках торговали товарами как со всей Европы, так и с Востока.
Ярмарки были шумными и многолюдными. Между рядами купеческих лавок стояли столики менял - специалистов по денежным делам: ведь в каждой стране были в ходу монеты различного веса и чеканки. Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками (у них деньги как бы «росли»).
Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков1. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую. В руках купцов и банкиров накапливались большие богатства. Нередко они давали крупные суммы в долг королям и феодалам. Самые первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (откуда пошло слово «ломбард»).
Теперь наряду с главной собственностью Средневековья - «недвижимой» (земля и постройки на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах «движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно, но неуклонно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы поведения людей.
Горожане и их образ жизни
Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архитектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.
1. Городские бедняки и богачи. Городом управляли богачи - купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать - их называли патрициями.
Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, становились «благородными». В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.
Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседних феодалов.
2. Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек, а часто было и того меньше - 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремесла, торговля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Город защищал себя мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки - «бург»), поэтому горожан называли в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владели и пашнями. Луга и огороды часто располагались и в пределах города, по улицам бродили свиньи.
Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переулков - 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» - двое не могли на ней разминуться.
Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Большинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.
Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Раньше всего улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесноты и. грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.
Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная городская церковь - собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали «локоть» - образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.
На рыночной площади горожане сооружали ратушу - здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.
В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома городских сообществ.
3. Взгляд из города. Город стал самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тогдашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располагались кварталы ремесленников, гостиницы, хижины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.
В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строители кораблей, рыбаки и мельники. В городах находилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охраной, слугами и приближенными. Многие города были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.
Города были административными, политическими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным окружением, принимали просителей и дипломатов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Больницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда - из разных земель и стран. На улицах городов слышалась многоязычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.
Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского общества.
Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель. Купцы были деятельны и предприимчивы, пускались в далекие и опасные путешествия. Деловые люди следовали правилу: «Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.
Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились механические часы, напоминавшие, что время - ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».
Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, давали заказы на художественные произведения, украшения, картины и статуи.
Растущим городам требовалось все больше образованных людей: обученных торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских судах, советах. Короли и правители нуждались в грамотных чиновниках и судьях. Требовалось все больше книг и справочников. В городах возникали нецерковные школы и скриптории - они были частными или содержались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы - университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала интеллигенция - особая группа людей, занятых умственным трудом.
Горожане были любознательными и жадными до зрелищ людьми. А зрелищами были самые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносными ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и соленых словечек. Там высмеивались и попы, и богатые купцы, и болтливые жены, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: многочасовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на специальной сцене-помосте, кричали и иногда лезли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карнавалы и всякие шествия, где все цехи и гильдии шли со своими флажками.
Люди городского труда составляли особое городское, сословие, которое настойчиво отстаивало свои привилегии и свободы. Короли считались с городами: там были крепкие стены, города платили хорошие налоги и пошлины, выставляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных междоусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.
Значительную роль сыграли и городские организации, типа цеха или гильдии, с их старшинами, своими порядками и уставами, и особенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединениях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов власти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.