Общие положения по изучению дисциплины
Г. Ростов-на-Дону - 2011 г.
«История земельно-имущественных отношений». Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для проведения практических занятий для студентов 1 курса.Направление подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры», профиль подготовки «Городской кадастр». Ростов-на-Дону: Рост. гос. строит. у-т, 2011-24 с.
Составитель:
к.э.н., ст. препод. Тихонова К.В.
Рецензент:
к.э.н., доцент Шевченко О.Ю.
Редактор
ЛР 020818 от 13.01.03. Подписано в печать. Формат 60x84/16. Бумага писчая. Ризограф. Уч. - изд. Л. 2,0 Тираж 100 экз. Заказ 543
Редакционно-издательский центр
Ростовского государственного строительного университета.
344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162
© Ростовский государственный строительный университет, 2011
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
История земельно-имущественных отношений является по существу первой специальной дисциплиной и поэтому изучение её имеет важное значение при подготовке бакалавров по профилю «Городской кадастр», т.к. закладывает основу познания процесса регулирования отношений по поводу использования и охраны земельных ресурсов на всех этап общественного развития.
Основные задачи курса:
- приобретение навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, влияющих на формирование системы земельно-имущественных отношений и развитие коммуникативной культуры
- формирование представлений об экономических, экологических, социальных и юридических аспектах использования земельных ресурсов;
- освоение систематизированных знаний по истории земельно-имущественных отношений, способствующих к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных форм землепользований и землевладений в России;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- изучение особенностей развития земельно-имущественных отношений в зарубежных странах.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- само понятие земельных отношений, роль земли в общественном производстве, роль государства регулировании земельных отношений;
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории формирования земельно-имущественных отношений;
- основные периоды становления земельных отношений в России и в зарубежных странах;
- аспекты и закономерности развития земельно-имущественных отношений, их позитивные и негативные последствия;
- сущность и значение земельных реформ Петра I, П.А. Столыпина и 1917 года и их влияние на содержание земельно-имущественных отношений;
- сущность коренных преобразований прошедших в процессе осуществления современной земельной и аграрной реформ и их влияние на существенное изменение функций земельно-имущественных отношений;
- особенности развития земельно-имущественных отношений в зарубежных странах.
Изучив курс дисциплины «История земельно-имущественных отношений» студент должен уметь:
- проводить анализ исторического процесса формирования земельно-имущественных отношений;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах;
- различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно-временные рамки изучаемых явлений и процессов;
- учувствовать в дискуссиях по проблемам земельно-имущественных отношений, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- использовать навыки исторического анализа становления земельно-имущественных отношений при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
Помимо вышеперечисленных профессиональных навыков процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
Для закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях, рекомендуются основные контрольные вопросы для написания рефератов и для самостоятельного изучения с использованием имеющихся учебных и методических пособий и специальной литературы.
Полученные знания позволят не только научиться анализировать и решать проблемы в сфере земельно-имущественных отношений, грамотно и оперативно ориентироваться в истории их становления, в регулирующим их законодательстве, но и в целом повысить свою правовую культуру.
Тема 1 – «Изучение теоретических основ земельных отношений»
Рассматриваются предпосылки изучения истории земельно-имущественных отношений. Здесь необходимо усвоить общее понятие и уровень использования земельных ресурсов на всех исторических этапах развития общества, которое предопределялось, прежде всего, способом производства, социально-экономическими условиями, видами собственности на землю и формами хозяйствования на земле. Рассматриваются задачи развития народного хозяйства и аграрно-промышленного комплекса в современных условиях, а также содержание и значение вопросов использования земельных ресурсов в решении поставленных задач и связь их с действующим земельным законодательством.
В общем виде земельные отношения можно охарактеризовать как сферу общественных отношений, связанную со специфическим объектом –землей. Земельные отношения – это система социально-экономических связей по поводу владения, пользования и распоряжения землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, организацию использования и другие вопросы. Выделение земельных отношений в отдельную группу представляет исторически объективный процесс, истоки которого находятся в особом значении земли, в ее функциональном (в отличие от других средств производства) многообразии при одновременной ограниченности как природного ресурса.
Субъектами земельных правоотношений являются все их участники, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством.
Объект земельных отношений – это юридически однородный и пространственно ограниченный на местности земельный массив, по поводу которого возникают земельные отношения (земельные фонды государства и его субъектов, отдельные участки).
При изучении темы необходимо прежде всего усвоить то, что среди материальных условий, необходимых для жизни и производственной деятельности людей, особое место занимает земля. С точки зрения земельных отношений, землеустройства и кадастра земля представляет собой важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующаяся определенными природными (пространство, рельеф, почвы, растительность, леса, недра, воды и др.), экономико-социальными (средство производства, стоимость, ценность, престижность и др.) и производственными (предмет, орудие и средство труда, средство производства и др.) характеристиками.
Каждому способу общественного производства, уровню развития производительных сил и производственных отношений соответствуют определенные земельные отношения, обусловленные господствующей формой собственности на землю и другие средства производства, а также свойственные им формы и содержание землеустройства.
В процессе изучения этой темы следует уяснить, что как средство производства земля в отличие от других средств производства имеет следующие основные свойства и особенности:
- земля продукт, дар природы, а не результат предшествующего труда;
- земля пространственно ограничена и её нельзя ничем заменить;
- использование земли связано с постоянством места, её нельзя переместить;
- земля – вечное средство производства и она постоянно улучшается, если правильно с ней обращаться.
Учет этих и других свойств при использовании земельных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства имеет исключительно важное значение, т.к. оказывает влияние на формирование земельно-имущественных отношений, обеспечивающих прогресс в развитии народного хозяйства. При этом важно знать, что наряду с землей, её угодьями в производственном процессе участвуют многочисленные объекты, которые принято называть – средства производства, неразрывно связанные с землей. К ним относятся здания, строения, сооружения, транспортные устройства, коммуникации, многолетние насаждения и другие хозяйственные объекты.
Контрольные вопросы по теме:
1.В чем проявляется сущность земли как средства производства?
2.Какова природная сущность земли?
3.В чем состоит главное отличие земли как средства производства от других средств производства?
4.Почему в сельском хозяйстве земля является главным средством производства?
5.Сформулируйте общее понятие земельно-имущественных отношений.
6.Какие закономерности оказывают влияние на развитие земельно-имущественных отношений?
7.Какова роль государства в регулировании земельно-имущественных отношений? (вопрос для самостоятельного изучения)
Тема 2 – «Ранний период становления земельных отношений на Руси»
При изучении данной темы рассматриваются предпосылки возникновения или зарождения земельно-имущественных отношений в ранней Руси. Так же рассматриваются вопросы использования земли на индивидуальной и общественной основе в эпоху первобытного общественного устройства, возникновение родового землепользования, зарождение частновладельческих земельных отношений, зарождение и развитие рабовладельческих земельных отношений. Все перечисленные этапы становления земельно-имущественных отношений устанавливают определенный правовой порядок использования земли.
В данной теме рассмотрен процесс появления крупных княжеств рабовладельческих землевладений, распространяющихся не только на землю, но и на людей, проживающих и работающих на их территории. С появлением и развитием древнерусских государств земельная собственность приобретала все большее значение. Возникновение сначала племенных, а затем территориальных княжеств сделало возможным появление государственных объединений. Наиболее крупными из них были Киевское и Новгородское княжества. Объединение этих княжеств в IХ веке положило начало могущественного древнерусского государства – Киевской Руси. Во главе этого государства стоял Великий Киевский князь, являющийся верховным собственником всей земли и самым могущественным феодалом.
При рассмотрении этих вопросов необходимо уяснить особенности регулирования земельных отношений как первобытно-общинном, так и рабовладельческом строе и использование земли в этих условиях.
Контрольные вопросы по теме:
1.Каковы основы возникновения земельных отношений при первобытно-общинном строе?
2. Какие особенности родового землепользования?
3. В чем сущность рабовладельческого землепользования?
4. Какова сущность земельно-имущественных отношений в первобытно-общинном и рабовладельческом строе?
5. Какие формы регулирования земельно-имущественных отношений существовали в эти эпохи?
6. Какие особенности землепользования и землевладения в Киевской Руси Вы знаете?
7. Каковы источники возникновения частной собственности на землю?