Типы ситуаций
Интервью можно снимать в любом месте, но очень важно учитывать то, что Вас будет окружать, оказывать влияние на разговор.
Если Вы снимаете героя в привычной обстановке — дома или на рабочем месте — он будет спокоен и, следовательно, более откровенен.
Другие ситуации, как, например, поле битвы или манифестация, заставят Вашего героя сопоставлять себя с разворачивающимися или уже произошедшими событиями.
М. Рабигер подчеркивает, что все люди, включая и тех, кто берет интервью, зависят от того, что их окружает, и это нельзя не учитывать. Съемка может облагородить ситуацию или сделать ее оскорбительно публичной, может стать "горячей линией" разговора с миллионами или исповедальней.
Еще один практический аспект съемок — то, что влияет на героя перед камерой. Если Вы снимаете пожилую женщину, чей супруг постоянно вмешивается и поправляет ее высказывания, организуйте ему какое-нибудь занятие. С другой стороны, взаимоотношения двоих людей перед камерой могут быть по-настоящему интересны для понимания характеров. Однажды М. Рабигер снимал интервью с фермером и его женой. Фильм назывался "Осколок феодализма" и вышел в серии "Вчерашний свидетель" Би-Би-Си. Жена постоянно поправляла и перебивала героя, это было забавно и давало возможность лучше понять его характер.
Интервью — это не только разговор "один на один". Если привлечь к разговору двух людей противоположных взглядов, может получиться интересный материал. Можно даже интервьюировать целую группу, в которой есть люди с разными позициями. Если дискуссия разворачивается без Вашего участия, Вы можете хранить счастливое молчание и слушать, поскольку Ваша роль катализатора уже выполнена.
Обычно, когда режиссер начинает говорить с несколькими героями в общественном месте, скажем, у ворот фабрики, проходящие мимо люди останавливаются послушать и принять участие в разговоре. Если интервьюер не настаивает лишь на своем мнении, разговор может превратиться в задушевную беседу или диспут, вне зависимости от того, какую тему собирался обсудить автор. В момент поворота разговора режиссеру следует сказать что-то вроде: "Не могла бы та дама в красном жакете сказать несколько слов о политике профсоюза относительно профилактики несчастных случаев?". Скорее всего, дама откликнется на Вашу просьбу.
Существует техника, часто применяемая в уличных интервью, которая называется "глас народа". Она состоит в том, что большому количеству людей задают несколько одинаковых вопросов. Такое интервью может демонстрировать единодушие или несогласие по тому или иному вопросу. Вставки такого интервью помогут избежать занудства и назидательности, скажем, в фильме о сложной политической проблеме.
В фильме о докторе Споке мне пришлось сократить трехчасовые речи героя до объема двенадцати минут. Режиссер М. Рабигер сделал это, организовав материал как спор между Споком и людьми с улицы.