Понятие ар-ой формы, эволюция
Концепция понимания ар-ой формы на современном этапе. раскрывается через эволюцию представлений об ар-ой форме:
1.Эпоха классицизма ( ар-ми формами называли элементы системы классического ордена) к 19в. Форма как элимент ордена.
2.Авангардное движение н.20в. Эпоха модернизма и функционализма, ввела понятие объемно-пространственной композиции. появление термина-свойства ар-ой формы.
7групп свойств ар-ой формы:
геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, цвет, светотень
3.современный этап формирования. современная композиция понимания ар-ой формы.
Форма как:
1.часть сооружений (со-ния в целом).
2.часть композици (пластический об-м)
3.пространственное образование (предмет восприятия)
4.материальная вещь (реализация утилитарной функции)
5. продукт творческой деятельности
Классификация предметной ар-ой формы:
-как вешь;-как вид знания и знака
-как явлене культуры и идеологии
арх-ная форма описывается:
-с т.з. истроии; -с т.з. критики
В н.в. теории ар-ры подходит к формированию понятия ар-ная форма, нет конкретного определения.
(понимание ар. формы по Рапопорту) арх-ая форма яв. определенным мыслительным образованием, принадлежит знанию, выражается в интерпретациях, нормах, предписания, которые фиксируются в текстах.
2 стороны формирования понятия ар-ная форма:
-конструктивная (значения организованы а определенную структуру)
-нормативная (знание должно передавать определенные действия)
3 вида описания архитектурной формы: морфологическое, символическое и феноменологическое.
16. ВИДЫ ОПИСАНИЯ АРХ-ОЙ ФОРМЫ
Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий.
(понимание ар. формы по Рапопорту)арх-ая формаяв. определенным мыслительным образованием, принадлежит знанию, выражается в интерпретациях, нормах, предписания, которые фиксируются в текстах.
Виды описания: морфологическое, символическое и феноменологическое.
1.морфологический вид описания-фиксирует конфигурацию и параметры архитектурных объектов и их деталей.( размер, цвет, фактура) Описание получается в процессе измерения формы: чертежи. зарисовки, схемы с помощью чисел и слов. (язык геометри+метафомы)
Морфологические описания-необходимы для конструктивной и строительной деятельности, они используются для расчета пространственных свойств объекта. На них построены технические и художественные нормы проектирования. Когда мы говорим о «стилях» то имеем в виду прежде всего морфологические свойства архитектурных форм
2.символический вид описания-(меняется от момента жизни объекта) наделение объекта культурно-эстетической ценностью. С.о. может менятся в зависимости от изменеия приоритетов культуры и общества.функция отражает символическое описание архитектурной формы.
3. феноменологический вид описания-выражение субъективных решений по поводу той или иной ар-ой формы. Феноменология архитектуры имеет дело не с отвлеченной мыслью и не с фиксированным знаком, а с переживанием, неотделимым от живого контакта с сооружением.
Симфолич. описаний может быть много. Феном. и морф –одно.
?4 творческий замысел ар-ой формы-тип описания концепция.
18. Уровни арх-го формообра-ния и соответствие им системы арх-ого объекта.
Архитектурное формообразование - организация арх. объекта с учетом всех его существующих свойств. Яв. центральным понятием, арх-ной деятельности, т.к. она является созидательной.
Форма воспринимается как способ организации арх-ого объекта в разных аспектах его реального существования, в т.ч. и как худ. произведения.
Основа для арх-ного объекта -условия жизнедеятельности чел. (основной фактор)
1. Формообразующие факторы - совокупность конкретных исторических условий и многообразным влияний, которые опред. творческий поток архитектора. Ф.ф. - включается матер-ное и психологическое.
- особенность восприятия объекта в среде
- региональные особенности
- способ жизни человека
2. Ф.ф. может по разному влиять на формообразование объекта:
- непосредственно (матер. усл., СНиПы)
- опосредственно (соц. явление)