Государственный строй России в первой половине XIX в
Первая половина XIXв. характеризуется одновременными реформами в социально-экономических сферах, но в этом периоде были и свои особенности. При Александре I (1801-1825 гг.) наблюдалась более либеральные преобразования во внутренней политике, особенно до Отечественной войны 1812г. При Николае I (1825-1855 гг.) наблюдались реакционно-охранительные меры власти (после восстания декабристов) и попытка совершенствования органов власти и управления с приспособлением феодального государства к новым экономическим и политическим условиям.
Высшими органами власти и управления в первой половине XIX в. являлись одновременно или сменяя друг друга Совет при высочайшем дворе (Высочайший совет), Непременный совет, Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Сенат, министерства, Синод.
Высочайший совет существовал до 1801г. при Павле I - являлся совещательным органом при императоре, состоял из 8 человек, собирался нерегулярно. При Александре I Высочайший совет был упразднен.
30 марта 1801г. учрежден Непременный совет(постоянно действующий) - являлся законосовещательным органом при императоре, состоял из 12 человек. Непременный совет просуществовал до 1811г., однако не имел важной роли в центральной администрации.
1 января 1810г. был учрежден Государственный совет – являлся важнейшим совещательным, разъяснительным, законотворческим, распределительным государственным органом при императоре. Он состоял из 25-26 человек (позднее 70-80 человек). Государственный совет имел четкую структуру и состоял из 4 департаментов: 1) департамент общих законов; 2) департамент гражданских, духовных дел, юстиции и полиции, 3) департамент финансов, промышленности и наук; 4) военный департамент.Как орган власти, Государственный совет просуществовал до 1917г.
4 апреля 1826г. учреждается «Собственная его Императорского Величества канцелярия», сформированная на основе уже существовавшей государственной канцелярии. В период правления Николая I были учреждены шесть отделений Собственной его Императорского Величества канцелярии (I отделение - надзор над министерствами, занималось подбором и расстановкой кадров, осуществляло подготовку законопроектов и выполняло, собственно, канцелярские функции; II отделение - занималось кодификацией законов; III отделение - являлась секретной полицией и осуществляло разнообразные функции политического сыска; IV отделение - управление учебной, воспитательной, благотворительной деятельностью; V отделение – обучало и осуществляло реформу государственной деревни; VI отделение - осуществляло управление присоединенными к России землями на Кавказе.)
Сенат. В первой половине XIX в. являлся высшим судебным учреждением. У Сената были широкие, административные, судебные, контролирующие полномочия. В 1811г. Сенат был реорганизован, разделен на Судный и Правительствующий Сенат, а в 1813г. был поставлен в подчиненное положение к Государственному совету, который получал по отношению к Сенату право высшего апелляционного суда. В период правления Николая I, высшие административные функции Сената сокращаются и переходят к соответствующим отделениям, а Сенат окончательно трансформировался в высшее судебное учреждение.
В 1802г. вместо коллегий были учреждены министерства - исполнительные органы управления. По манифесту 8 сентября 1802г. учреждались восемь министерств (военных сухопутных сил, военных морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения). На правах министерства учреждалось также казначейство.
Синод в первой половине XIX в. был близок к обыкновенному министерству. В 1817г. Синод был объединён с министерством духовных дел и народного просвещения. В 1824г. Синод восстанавливается, но получает ограниченные права равные министерству. Таким образом, Синод трансформировался в обыкновенное отраслевое ведомство с ограниченными организационно-хозяйственными функциями.