Выразительное чтение по цепочке
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)
Домашнее задание
Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.
Уроки 8 7, 8 8. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микито-ва; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
— Прочитайте медленно.
— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Введение в тему
Беседа
— Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)
— Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите.
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ
(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.)
— Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
IV. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
V. Работа по теме урока
1. Беседа по рассказу «Листопадничек»
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листо-падничками.)
Рассказ о писателе
— Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.
VI. Проверка домашнего задания
— А сейчас мы послушаем рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
Домашнее задание
Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Материал для учителя
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) прожил долгую, богатую событиями жизнь. Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула революция...
Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету».
Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г. он снова вернулся в Россию.
Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили — эвакуировали с семьей в Пермь...
В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».
— Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? {«Косой» — в значении «заяц» и в значении «коса» — инструмент, которым косят траву. «Коса» — в значении «косая» и «коса» — инструмент.)
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте очень быстро.