Основные теоретические проблемы истории как науки.
Тема 1.1. (2 часа) ИСТОРИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.История как наука. Предмет, задачи и функции исторической науки.
2.Основные теоретические проблемы истории как науки.
3.Методология исторической науки. Основные принципы и методы изучения истории. Исторический источник.
4.Отечественная историография в прошлом и настоящем.
1.История как наука. Предмет, задачи и функции исторической науки.Возникновение истории относится к глубокой древности. Интерес к истории, издавна существовавший у всех народов, объяснятся, прежде всего, потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны.
История (от др. греч. Historia - «повествование, рассказ о прошедшем, об узнанном») - 1) процесс развития человеческого общества;
2) наука, которая изучает развитие человеческого общества как закономерный процесс во всех его конкретных формах, которое принимает это развитие (наука, изучающая прошлое человеческого общества);
3) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. ВИД: нумизматика, сфрагистика, геральдика, ономастика (топонимика, антропонимика) и др.
Предмет истории – закономерности политического, социального, экономического и культурного развития общества.
Задачи исторической науки:
1) реконструирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде;
2) обобщение и обработка накопленного человечеством опыта;
3)определение закономерностей исторического процесса развития общества. (Какие и по каким причинам происходили изменения в обществе?).
Функции исторической науки:
1.Воспитательная – направлена на формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств. Древние говорили: история – наставница жизни. История как никакая другая наука позволяет познать нравственные качества человечества в их развитии, позволяет на исторических примерах воспитать уважение к вечным, непреходящим ценностям (справедливость, добро, свобода, равенство), сформировать такие качества как патриотизм, интернационализм.
2.Познавательная – состоит в выявлении закономерностей исторического развития (в рамках курса «история» изучаем закономерности становления и развития Российского государства).
3.Практически-рекомендательная (практически-политическая) ф. состоит в том, что историческая наука на основе теоретического осмысления исторического процесса позволяет выработать научно-обоснованный политический курс, способствует определению его оптимального варианта.
4.Прогностическая (предвидение будущего). Речь идет о научно-обоснованном прогнозировании, основанном на знании законов исторического развития. Но в истории, как и в жизни отдельного человека всегда присутствует элемент случайности. Просчитать все возможные варианты развития событий невозможно. Но история может вооружить людей знанием исторической перспективы, т.е. того, что может ожидать нас в будущем.
5.Функция социальной памяти способствует идентификации (самоопределению) личности и общества. Англ. историк и философ Р. Дж. Коллингвуд: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Другими словами, изучая историю, человек познает самого себя.
Основные теоретические проблемы истории как науки.
Важнейшими теоретическими (фундаментальными) проблемами исторической науки являются:
1. Проблема динамики исторического развития.Существует 3 варианта ее решения: 1) теория прогресса 2) теория регресса 3) теория цикличности
2. Проблема движущих сил исторического процесса (факторов общественного развития, детерминизм). Варианты:
1) Идеализм – исходит из первичности духовного, мыслительного. Провиденциализм (теологический подход) - ход истории направляет божественная воля. Рационализм – развитие разума.
2) Материализм исходит из примата материального. Наиболее известен в варианте марксизма (XIX в., К. Маркс, Ф.Энгельс).
3) Географический детерминизм – ход истории определяет географическая среда.
4) Психологический детерминизм делает акцент на национальной психологии.
Объяснить ход истории, опираясь лишь на один из указанных подходов, невозможно. Многофакторный поход – единственный рациональный способ изучения истории.
Основные подходы к изучению истории:
1) Формационный подход базируется на понятии общественно-экономической формации (определенная ступень исторического развития общества со своеобразными экономическими, социальными и политическим характеристиками).
2) Основу цивилизационного подхода составляет понятие цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политическую сферу, социальную организацию), которые отличают одну цивилизацию от другой.