IV. Закрепление изученного. Учитель. Что обнаружили археологи при раскопках курганов близ города Смоленска?
Учитель. Что обнаружили археологи при раскопках курганов близ города Смоленска? Что ученые смогли установить благодаря этой находке?
Ученики. Археологи обнаружили глиняный сосуд. Надпись на нем была сделана славянскими буквами и относится к началу Х века.
Учитель. Кто создал славянскую азбуку?
Ученики. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в IX веке.
Учитель. Почему азбука получила название кириллицы?
Ученики. В честь Кирилла.
Учитель. Когда на Руси распространилась письменность? Кто княжил тогда в Киеве?
Ученики. После принятия христианства по приказу князя Владимира.
Учитель. Что такое летопись? Где и кем велись эти записи?
Ученики. Летопись – записи о важнейших исторических событиях. Их вели монахи в монастырях или при княжеских дворцах.
Учитель. Назовите самую известную летопись Древней Руси.
Ученики. «Повесть временных лет».
Учитель. Кто написал ее? О чем она рассказывает?
Ученики. Эту летопись написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он рассказывал о восточных славянах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.
Учитель. Что использовали для письма до XIV века?
Ученики. Пергамент – писчий материал из телячьей кожи. Он дорого стоил. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.
Учитель. Кто трудился над созданием рукописной книги?
Ученики.Несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.
Учитель. Чем писали? Что использовали для украшения рукописей?
Ученики. Писали коричневыми и черными чернилами. А для украшения использовали краски: киноварь (краска оранжево-красного цвета) и охра (краска желтого цвета).
Учитель. Какие орудия для письма использовали?
Ученики. Очищенные птичьи перья, чаще гусиные.
Учитель. Что служило обложкой книги? С какой целью приделывали застежки-ремешки с петлями?
Ученики. Переплет делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скруживались, приделывали застежки-ремешки.
Учитель проводит дидактическую игру «Древние книги». С помощью стрелок надо показать связь слов в столбиках. На доске запись:
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 58 учебника.
Домашнее задание.
С. 55–57. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание на с. 58.
У р о к 45
ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.
2. Познакомить с героическими страницами истории Отечества.
3. Развивать умение работать с картой.
4. Воспитывать любовь к Родине.
О б о р у д о в а н и е: историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества.