Урок 69 (130). Урок-семинар по новейшей русской поэзии
Вопросы к семинару:
1. Каково отношение современных поэтов к поэтам-классикам?
2. Прочитайте стих А. Еременко «Сонет». Какие общие мотивы связывают его со стихотворениями Нины Искренко и других поэтов-иронистов? Охарактеризуйте поэзию иронизма.
3. Чьи именно «чужие слова» используют в своем творчестве иронисты (попробуйте определить еще не названных авторов в прочитанных вами произведениях)?
4. Прочитайте стихотворения Д. А. Пригова «Течет красавица Ока...» и «Милицанер вот террориста встретил...». Какие концепты лежат в основе этих «дубликатов»? Травестийным образом какого литературного героя является приговский Милицанер?
5. Сравните стихотворения Д. А. Пригова «Течет красавица Ока...» и И. Иртеньева «Все отлично!». В чем сходство и различие эстетических позиций поэта-ирониста и соц-артовского поэта?
6. Как вы думаете, почему Тимур Кибиров посвятил поэму «Любовь, комсомол и весна» Дмитрию Пригову?
7. В чем различие соц-арта и концептуализма? Можно ли считать соц-арт течением внутри концептуализма?
8. Прокомментируйте следующее утверждение критика Ивора Северина: «Как психотерапия пытается освободить пациента от комплексов, так и подобные тексты, ничего по сути дела не утверждая и не отрицая, ... обладают способностью освобождать наше сознание от спазмов, вызванных ощущением заштампованности жизни и литературы, переидеологизированности и трафаретности сознания». С вашей точки зрения, выполняют ли соц-артовские и концептуалистские тексты психотерапевтическую функцию?
9. Прочитайте стихотворения Всеволода Некрасова «Жизнь ужасна жизнь прекрасна» и «Надо уметь» и сравните их с произведением Льва Рубинштейна «Всюду жизнь».
10. Прочитайте стихотворение «Золотая труба. Ритм Заболоцкого» Ольги Седаковой.
Над просохшими крышами
и среди луговой худобы
в ожиданье неслышимой
объявляющей счастье трубы
все колеблется, мается
и готово на юг, на восток,
очумев от невнятицы —
то хлопок, то свисток,
то щелчок.
Но уж — древняя ящерка
с золотым светоглазом во лбу —
выползает мать-мачеха,
освещает судьбу:
погляди, поле глыбами,
скрепами смотрит вверх,
словно вниз, и крестьянскими требами
вдруг себя узнает. Объявись!
Объявись, ибо сладко, я думаю,
разнестись, как сверкающий дым,
за ослепшей Фортуною, —
за ее колесом золотым —
что ослепнет, то, друг мой,
и светится,
то и мчит, как ковчег
над ковшами Медведицы —
и скорей, чем поймет человек.
Там-то силой сверхопытной —
соловей, филомела, судьба —
вся из жизни растоптанной
объявись, золотая труба!
— Какие образы вы можете выделить в поэзии Ольги Седаковой?
— Как вы понимаете смысл стихотворения?
— Как развертывается тема предначертания поэта (через «челнок Ариадны»)?
Раздел ХIV. Подготовка к экзамену
Уроки 70—74 (131—135). Подготовка к выпускному сочинению
Уроки повторения призваны дать краткий обзор всего изученного, сгруппировать произведения по темам. Так как темы сочинений открыты, необходимо показать систему, по которой можно объединить сочинения в группы и не утонуть в море из 350 различных тем. Эта система в общем виде дана в методических материалах («О проведении письменного экзамена по литературе в ХI классах»). На уроках повторения необходимо раскрыть содержание общих формулировок с помощью конкретных тем.
Урок 70 (131). Как писать сочинение
Цель урока: дать общие рекомендации к написанию выпускного сочинения.
Методические приемы: рекомендации учителя, обсуждение тем сочинений и подходов к ним с учениками.
Примечание: Все темы анализируются по комплекту 2003 года.
Ход урока
I. Слово учителя
Общие рекомендации:
— объем сочинения 4—5 страниц;
— суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
— почерк должен быть разборчивым;
— соблюдать поля;
—писать желательно синей или фиолетовой пастой:
— на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
— выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т. д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. — М. Е. Салтыков-Щедрин, «Е. О.» — роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т. д.); нумеровать страницы черновика;
— строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
— не сбиваться на пересказ текста;
— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
— не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
— если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
— если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
— то же относится к именам героев, датам и т. п. — всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т. п.;
— главное — умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом нежелательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок — великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») — это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация; подобные выражения только испортят впечатление от сочинения;
— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста — разделить сочинение на абзацы.
Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. Во введении можно обосновать выбор темы: ее актуальность, привлекательность для вас. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:
Рекомендация для учителя: подбирая примеры, обсуждать возможные варианты с учениками.
— историческое — краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий (см. Приложение, например, тему 3 из блока № 1: «Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; тему 3 из блока 2: «Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»; тему 4 из блока № 7: а) «Тема войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»; б) «Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»; тему 3 из блока № 12: а) «Нравы дома Кабановых в пьесе А. Н. Островского «Гроза«, б) «Тема утраченных иллюзий в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»; тему 3 из блока № 13: «Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова»; тему 4 из блока № 14: а) «Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», б) «Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»; тему 3 из блока № 15: «Образ русского воина-труженика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»; тему 4 из блока № 17: «Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»; тему 4 из блока № 18: «Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского»; тему 2(а) из блока № 22: «Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»); тему 4 из блока № 22: «Тема русской деревни в современной отечественной прозе»; тему 3 из блока № 25: «Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; тему 4 из блоков № 25 и 67: «Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына»; тему 2 из блока № 27: «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А. Т. Твардовский)»; тему 3 из блока № 27: «Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»; тему 4 из блока № 28: «Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского»; тему 4 из блока № 29: «Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»; тему 4 из блока № 31: «Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова. (По романам «Тихий Дон» или «Поднятая целина»); тему 4 из блока № 35: «Быт и нравы казачества в прозе М. А. Шолохова. (По романам «Тихий Дон» или «Поднятая целина».); тему 4 из блока № 36: «Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать»; тему 2 из блока № 39: «Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать».); тему 4 из блока № 39: «Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)»; тему 3 из блока № 42: «Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»; тему 3 из блока № 43: «Поколение «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; тему 3 из блока № 46: «Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесам «Гроза» или «Бесприданница».); тему 3 из блока № 48: «Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; тему 4 из блока № 49: «Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»; тему 4 из блока № 51: «Революцией мобилизованный и призванный...» (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.)»; тему 4 (б) из блока № 53: «Люди долга и чести в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»; тему 4 из блока № 55: «Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»; тему 4 из блока № 57: «Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий»; тему 2 из блока № 58: а) «Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».), б) «Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».)»; тему 4 из блока № 58: «Образ революционной эпохи в произведениях С. А. Есенина»; тему 4 из блока № 60: «Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)»; тему 4 из блока № 61 «Не с теми я, кто бросил землю...». (Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой.)»; тему 2 (б) из блока № 62: «Каким предстает белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»?»; тему 3 из блока № 62: «Тема «общей жизни» нации в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»; тему 3 из блока № 63: «Барин и мужик в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
— аналитическое — анализ центрального понятия темы (см., например, тему 4 из блока № 1: «Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького»; тему 5 из блока № 3: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.)»; тему 5 из блока № 5: «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность... (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIX века.)»; тему 5 из блока № 7: «Счастье есть дело судьбы, ума и характера...» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 2 из блока № 8: «Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)»; тему 4 из блока № 8: «Тема любви в лирике В. В. Маяковского»; тему 4 (а) из блока № 9: «Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; тему 5 из блока № 16: «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)»; тему 5 из блока № 18: «Ум — способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 4 (а) из блока № 19: Сатирические мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; тему 4 из блока № 20: «Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне»; тему 5 из блока № 20: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 5 из блока № 23: «Мещанство — ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIX века.); тему 3 (б) из блока № 26: «Тема «маленького человека» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»; тему 5 из блока № 38: «Эгоизм умерщвляет великодушие...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.)»; тему 4 из блока № 40: «Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»; тему 5 из блока № 42: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека...» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 5 из блока № 47: «Настоящее зло ... ходит всегда на костылях добродетели...» (М. М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 4 (б) из блока № 53: «Люди долга и чести в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»; тему 3 из блока № 55: «Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова»; тему 3 из блока № 59: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; тему 5 из блока № 60: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.); тему 5 из блока № 61: «...Правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 5 из блока № 65: «Простота есть необходимое условие прекрасного» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.); тему 5 из блока № 67:«Честь нельзя отнять, ее можно потерять...» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; тему 4 из блока № 70: «Вечные» вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».)
— биографическое — факты жизни писателя, история создания про изведения, эволюция взглядов писателя (см., например, тему 4 из блока № 3: «Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока»; тему 2 из блока № 5: «Она <Ахматова> первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично...» (К. И. Чуковский)»; тему 4 из блока № 5: «Образ Руси в поэзии А. А. Блока»; тему 3 из блока № 7: «Своеобразие лирики Н. А. Некрасова»; тему 4 из блока № 8: «Тема любви в лирике В. В. Маяковского»; тему 2 из блока № 9: «Чехов был несравненный художник... художник жизни» (Л. Н. Толстой); тему 2 из блока № 11: «Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?»; тему 4 из блока № 11: «Тема будущего в лирике В. В. Маяковского»; тему 4 из блока № 12: «Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского»; тему 2 из блока № 13: «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт с интимной любовью» (В. М. Жирмунский)»; тему 4 (а) из блока № 14: «Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; тему 4 из блока № 15: «Гой ты, Русь, моя родная...» (По лирике С. А. Есенина.)»; тему 2 из блока № 16: «Редкие писатели ... так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л. Н. Толстой» (П. В. Анненков)»; тему 4 из блока № 17: «Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»; тему 2 из блока № 18: «Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны, человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д. С. Мережковский)»; тему 4 из блока № 18: «Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского»; тему 4 (б) из блока № 19: «Тема семьи и дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»; тему 3 из блока № 24: «Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина»; тему 4 из блоков № 25 и № 67: «Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына»; тему 2 из блока № 27: «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А. Т. Твардовский)»; тему 4 из блока № 28: «Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского»; тему 3 из блока № 29: «Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова»; тему 4 из блока № 33: «Я научилась просто, мудро жить...» (Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой.)»; тему 2 из блока № 34: «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней» (К. И. Чуковский)»; тему 4 из блока № 34: «Мир природы в лирике С. А. Есенина»; тему 2 из блока № 39: «Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать».)»; тему 4 из блока № 44: «Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока»; тему 2 из блока № 45: «Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?»; тему 4 из блока № 46: «Человек и природа в лирике С. А. Есенина»; тему 3 из блока № 53: «Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова»; тему 3 из блока № 57: «Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева»; тему 4 из блока № 59: «Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»; тему 4 из блока № 60: «Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)»; тему 4 из блока № 61: «Не с теми я, кто бросил землю...». (Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой.)»; тему 2 из блока № 63: «В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина?»; тему 4 из блока № 68: «Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого»; темы, связанные с анализом стихотворений.);
— сравнительное — выбрать параметры, по которым проводить сравнение в основной части; вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы (см., например, тему 3 из блока № 3: «Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; тему 1 из блока № 5: «Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)»; тему 4 из блока № 20: «Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне»; тему 2 (б) из блока № 24: «Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)»; тему 3 из блока № 45: «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»; 4 (б) из блока № 47: «Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»; тему 3 из блока № 54: «Гринев и Швабрин. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)»; тему 3 из блока № 63: «Барин и мужик в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; тему 2 (б) из блока № 70: «Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Лога? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина»)»; темы 3 (а, б) из блока № 70: а) «Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)»; б) «Паратов и Карандышев. (По пьесе А. Н. Островского «Бесприданнина»)»;
— общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов — о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле (см., например, тему 1 из блока № 1: «Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ главы Х второй части романа И. А. Гончарова «Обломов».)»; тему 3 из блока № 3 «Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; тему 3 из блока № 2: «Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».) тему 3 из блока № 5: «Семья Мироновых в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»; тему 4 из блока № 6: «Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»; тему 3 (б) из блока № 11: «Смысл на звания и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»; тему 3 из блока № 14: «Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; тему 2 из блока № 15: «В чем смысл финала комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?»; тему 3 из блока № 16: «Чиновники города NN. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души тему 3 из блока № 18: «Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; тему 3 из блока № 19: «Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»; тему 3 из блока № 20: «Изображение поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; тему 2 из блока № 24: а) «В чем причины самоубийства Свидригайлова?» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), б) «Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»); тему 2 из блока № 32: а) «Что отличает Катерину от обывателей города Калинона?» (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».), б) «В чем состоит драма Ларисы Огудаловой? (По пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»); тему 4 из блока № 36: «Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать»; тему 3 из блока № 37: «Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»; тему 3 из блока № 40: «Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов» тему 3 из блока № 41: «Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»; тему 3 и блока № 43: «Поколение «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; тему 4 из блока № 45: «Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»; тему 3 из блока № 48: «Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить, хорошо»; тему 3 из блока № 51: «Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; тема 4 из блока № 55: «Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»; тема 4 из блока № 59: «Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»; тема 3 из блока № 63: «Барин и мужик в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; тема 4 из блока № 70: «Вечные» вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».)
— лирическое, связывающее тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного (см., например, тему 1 из блока № 4: «Стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь...» (восприятие, истолкование, оценка)»; тему 5 из блока № 2: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)»; тему 5 из блока № 3: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.); тему 1 из блока № 6: «Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи» (восприятие, истолкование, оценка)»; тему 5 из блока № 7: «Счастье есть дело судьбы, ума и характера...» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.); тему 5 из блока № 10: «Человек — это ... — живая загадка» (С. Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)»; то есть темы под № 1, связанные с восприятием, истолкованием, оценкой произведений (в основном поэтических), и темы под № 5, предполагающие, что в сочинении лирическое будет преобладать над аналитическим.
— введение,перекликающееся с современностью (можно использовать и в качестве заключения, показан актуальность произведения) — см., например тему 5 из блока № 2: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)»; тему 5 из блока № 5: «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.); тему 2 из блока № 6: «Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?»; тему 4 из блока № 11: «Тема будущего в лирике В. В. Маяковского»; тему 2 (а) из блока 26: «Нужен ли России Базаров? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)»; тему 4 из блока № 29: «Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»; тему 3 из блока № 40: «Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)»; тему 4 из блока № 40: «Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»; тему 3 из блока № 62: «Тема «общей жизни» нации в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»; тему 3 из блока № 65: «Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»; тему 5 из блока № 70: «Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)»; многие из тем под № 5, которые касаются «вечных» вопросов, актуальных всегда.)
В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствам и «от противного», споря с воображаемым оппонентом.
Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.
В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества, о вашем отношении к прочитанному.
Домашнее задание
1. Подобрать введения и заключения к темам сочинений (продолжить ряды, сделанные на уроке);
2. Пересмотреть произведения русской литературы ХIХ века с точки зрения сопоставления героев и образов.