Русский каганат – третья империя Древней Руси 2 страница
Вероятно, вместе с хазарами была уничтожена зависимая от них правящая верхушка Киева..
***
Чтобы нормализовать отношения с соседями, каган Хазарии решил в Итили устроить диспут между христианами, мусульманами и еврейскими богословами. Фотий как прекрасный богослов опроверг претензии папы считать свою власть выше светской, осудил миссионерскую деятельность Рима, прибиравшего под своё влияние новые государства и племена. Представители трёх религий на диспуте не нашли общего языка.
Фотий решил на востоке распространить христианство с помощью Кирилла и Мефодия, которые жили среди славян, знали славянские языки. С миссионерской деятельностью они посетили Крым, Херсонес, где Кирилл увидел Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами.( На Руси христианство существовало со времён ученика Христа – Андрея Первозванного. Бус Белояр пытался объединить христианство с Ведической верой русов. К сожалению, ни одной книги эпохи раннего христианства до нашего времени не сохранилось). Это подтолкнуло Кирилла разработать славянский алфавит и перевести Священное Писание на славянский язык. Кириллу каган разрешил исповедовать в Хазарии свою религию. Кирилл даже окрестил тогда 200 человек. Фотий крестил царя Бориса и Болгарию. Греческие проповедники стали в Болгарии «пятой колонной».
***
Аскольд и Дир, ещё до появления Вещего Олега, пытались подчинить другие славянские племена. Они воевали с северянами, древлянами, уличами. Но безуспешно. Соседи не желали признавать власть варягов. К этому времени относится приезд Рюрика в Киев. Между Рюриком, Аскольдом и Диром, очевидно, существовала связь. Они ходили по Днепру и звали славян на войну. О чём они говорили между собой, нам неизвестно. В это время в Ладоге поднял восстание Вадим Храбрый, и Рюрик поспешил покинуть Киев.
Аскольд и Дир в качестве союзника выбрали Византию, даже собирались принять крещение от Фотия, который направил в Киев церковных учителей.
К этому периоду в Византии прекратилось иконоборство. Православие одержало победу. Патриархом православия стал Игнатий, который попытался восстановить единство Церкви. Но римский папа, ставший к этому времени землевладельцем, считал, что власть пап выше власти светских монархов. На Византию римский папа смотрел «сверху вниз», считая её «заблудшей овцой» и на объединение Церквей не пошёл. Патриарх Игнатий не понимал «великодержавных притязаний Рима».
В это время Хазария находилась на вершине успехов. Она преследовала христиан. Каган Хазарии мечтал стать покровителем иудеев всего мира, запретил христианскую церковь, преследовал мусульман. По законам ислама, хазар - мусульман нельзя было продавать за долги в рабство. Когда народ об этом узнал, то стал переходить в ислам. Тогда каган запретил в Хазарии ислам, муллы были казнены. Началось охлаждение к Хазарии исламского мира. Исламский мир стал перекрывать хазарам торговые пути.
Обстановка в Византии стала меняться. У власти встал Михаил III - безбожник, пьяница. Со своими собутыльниками он ставил пародии на богослужение. Его мать не могла на него повлиять. И все удары недовольных её сыном обрушились на неё. Её и её дочерей постригли и отправили в монастырь. Патриарх Игнатий, не давший согласия на пострижение, был смещён со своего поста. Дядя императора Варда, который по существу был кесарем - соправителем, назначил на должность патриарха Фотия, который за шесть дней прошёл все ступени священства. Среди приближённых к императору своим умом и талантом выдвинулся Василий Македонянин - будущий император Византии.
Византия делала шаги по пути создания «византийской системы». Но план был сорван спором Константинопольской патриархии с Римом по вопросу, какому первосвященнику должна подчиняться Болгария. Папа настаивал, что ему, Фотий - Константинополю. Разозлившись, папа Николай I отлучил Фотия от Церкви. Византийская патриархия возмутилась, и в 867 г. в Константинополе был созван собор, объявивший вмешательство папы в дело Восточной Церкви незаконным, и предал Николая I анафеме.
В это время в Константинополе Василий Македонянин в споре убил императора Михаила III и сам стал императором. Чтобы получить признание на западе, Василий Македонянин низложил Фотия и вернул из ссылки Игнатия. Переворот на взаимоотношения с Киевом не повлиял. Игнатий направил к новообращённым первого греческого епископа и греческих священников, которые были не только вероучителями, но и дипломатами, учредив Русскую епархию. Киевские князья - самозванцы стали считаться подданными императора. Это их устраивало,так как они были под властью Византии «законными» властителями княжества полян.[123]
Если бы тогда Олег не сверг князей - самозванцев, Киев бы получил греческое богослужение (на греческом языке), непонятное народу. В Моравии проводились тогда только первые эксперименты в богослужении на славянском языке. Принятие греческого христианства вело полян к политической зависимости от Константинополя, втягивание в коалицию с Византией.
Византии нужен был союз с Киевом, чтобы на столицу Византии и на берега Чёрного моря больше славяне не нападали. Византийскому императору нужны были деньги, так как его предшественник прокутил всю казну. Поэтому при нём в Византийских городах стали расти кварталы еврейских купцов. Киевская Русь и Хазария должны были уравновешивать друг друга. Княжество полян стало противовесом Ладоге. Теперь киевские варяги не имели права искать «удачи» на юге, так как там были их «друзья - византийцы». А хазары только на севере могли получить добычу - дань. Византийские - хазарские «друзья» стравили Южную Русь с Северной. Поэтому в 866 - 869 гг. Аскольд совершил два похода - на полочан и кривичей, которые были подданными Рюрика. На Смоленщине у Гнездово была жестокая сеча. С тех пор там сохранились курганы с воинскими погребениями. Но крепость не была взята.
В то время уже существовала Москва. Правда, нам пока неизвестно, под чьим она была подданством: Рюрика или хазар.[124]
Глава 31
Варяги и Киев
... «И были на Руси хазары - теперь варяги. ...Мы же сами - русичи, а совсем не варяги. Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше славно. ...И будут руки наши утруждены не от плуга, а от мечей, коими мы обретём независимость нашу»… (стр. 281 «Книга Велеса»).
Существует несколько мнений на происхождение слова «варяги». Об одной точке зрения мы говорили. Здесь изложена другая точка зрения.
В истории России вопрос: «Кто такие варяги и кто такой Рюрик?» - вызывал и вызывает ожесточённые споры. А всё началось с того, как «профессор» Санкт - Петербургской Академии наук- немец Теофил Зигфрид Байер (1694-1738), не знавший русского языка, в 1735 году в своём трактате высказал мнение, что слово «варяги» - это название скандинавов. Так Байер заложил основу «норманнской теории» происхождения государственности на Руси....
Отправимся к озеру Ильмень, которое в старину называлось Мойским морем и даже Русским морем, куда впадают 50 рек и вытекает одна - Волхов. Новгород у Ильменя впервые упоминается в летописях в 859 году. Одно из достоинств этих земель - в южном Приильменье били из-под земли соляные источники, дававшие местным предпринимателям валюту тех времён.
В древности соль для питания населения по всей Восточной Европе поставлялась для Галицкой и Киевской Руси - из Прикарпатья, для северных племён - с берегов Белого моря (соль - морянка), для прибалтийских племён и кривичей - из местных соляных источников, которые били фонтаном.
Особое положение с самого начала расселения славян в Приильменье заняла соль, добываемая из местных, бьющих из-под земли, рассолов. Пришедшие сюда словене стали развивать соляной промысел. У слияния рек Полисть и Порусья возник город солеваров Руса. Ныне это - Старая Русса. Южноприильменские славяне занимались в основном солеварением. Корень «вар» (от древнерусского глагола «варити», то есть «выпаривать соль» из рапы - соляного рассола) лёг в основу синонима названия русов - варяг - варяга - то есть солевар. Это слово образовано по аналогии слов бродить - бродяга, работать - работяга, милый - миляга, варить - варяга. Из славян этого района одни рубили лес на дрова для выпаривания рассолов, другие поддерживали огонь под прямоугольными сковородами, третьи были владельцами этих фонтанов, четвёртые скупали дёшево соль, чтобы её продать подороже в других местах. Кто в этом солеварении солеваров - варягов оказался наверху, был влиятельным варягом - русом.
Обширная болотная равнина к западу и юго-западу от Новгорода, от реки Веряжа до реки Луги, издревле называлась Заверяжье. На юго-западной окраине Заверяжье заканчивалось селением Веряжа или Варяжье. Западный и юго-западный берег Ильмень - озера в русских письменных источниках средневековья именовался Варяжским морем или Варяжским берегом. «Варяжа - веряжа», «варега», «варежка» из толстой крапивной, льняной, конопляной ткани была принадлежностью солевара. В Русе, выросшей на варке соли, сложилась сильная верхушка южноприильменских словен - русов - варягов. Поэтому новгородцы, выросшие при сильном вече, в эпоху смуты и обратились за помощью к варяжским русам. И этими предводителями оказались словене Рюрик с его братьями, вероятно, самые дородные из варягов - русов Заверяжья.
Рюрик - имя чисто славянское. Оно означает «сокол малой породы». Не случайно в родовом знаке Рюриковичей присутствует символ сокола.
Чтобы удержаться при вечевой вольнице в Новгороде у власти, Рюрик привёл с собой дружину из солеваренной, варяжской Руси, дружину солеваров - русов, то есть варягов. При преемниках Рюрика тот факт, что Рюрик и его дружина (русы) были варягами - солеварами, нанятыми для наведения порядка в Новгороде, слово «варяг» из солевара трансформировалось в наёмника, наёмного дружинника. Впоследствии рюриковичи стали набирать в дружину наёмников из разных соседних племён. Руса превратилась в вотчину новгородских князей - рюриковичей.
Позже, столетие спустя, славянских варягов - русов стали вытеснять иноязычными - скандинавскими, что было выгоднее славянским князьям для укрепления единоличной власти.
Из «безлюдных пустынь Севера» стали появляться в юго-восточной Прибалтике «находники» - варяги, узнавшие о том, что существует за лесами Русь, торгующая с Византией, откуда шёл поток восточных серебряных монет. Норманны - мореходы проложили уже морской путь вокруг Европы, грабя побережья Франции, Англии, Испании, Сицилии, добираясь до Константинополя. В те времена у народов Европы сложилась молитва: «Господи! Избави нас от норманнов!» Скандинавы, имея флотилию в сотни кораблей, терроризировали население приморских городов, применяя метод внезапности. В глубь континентов норманны пока не проникали. Просачивание варягов в восточнославянские земли началось позже, чем к берегам европейских морей. Первые сведения о приходе норманнов на Русь до нас дошли из Летописи: «В 859 году взимали дань варяги из-за моря с чуди и с словен, с мери и с кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей - брали по серебряной монете и по белке с дыма»... Это были славянские и неславянские племена, расположенные на морском побережье. Славянские и финские племена дали отпор «находникам» - варягам: «В лето 862 изгънаша варягы за море и не даша им дани и почаша сами собе владети...»
Далее в «Повести временных лет» и в других древних летописях идёт путаница сведений разной направленности. Этим воспользовались высокомерные немцы ХVIII века: Т. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, совершенно не знавшие обычаев и обрядов русичей, приехавшие в «медвежью» Россию с целью «приобщать» её к европейской культуре, и сочинили норманнскую теорию. Основоположником антинорманнизма был М.В. Ломоносов. Также и его последователи стремились разрушать домыслы немцев.
Итак, в Летописи говорится: «В 860-861 и 862 годах изгнали варягов за море (озеро Ильмень_) и не дали им дани и начали сами по себе править. Но не было у славян порядку, и пошёл род на род, и были у них усобицы, и воевать начали сами против себя. И решили (привыкшие выбирать князя на вече) они сами между собой: «Поищем себе князя, чтобы владел нами и судил по закону». И пошли за море (озеро Ильмень) к варягам, к Руси, как зовут сами себя те варяги. И сказали в городе Русе чудь, словене и кривичи : «Вся земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Пойдёмте княжить и владеть нами». И пришли три брата с семьями своими... Старший - Рюрик сел в Новгороде, другой брат - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувол - в Изборске. От них и прозвалась новгородская земля Русская, люди - то новгородские тоже из рода варяжского, прежде именуемого словене. Через два года Синеус умер, затем и брат его Трувол, а Рюрик принял всю власть и роздал дружинникам своим города: этому - Полоцк, тому - Ростов, другому - Белоозеро. И в тех городах стали находиться варяги. Первые насельники в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, а в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и теми всеми владеет Рюрик»... Итак, первые варяги, они же русы - южноприильменские словене.
О Рюрике - основателе династии Рюриковичей «Славянская энциклопедия» повествует следующее: «Рюрик - князь новгородский. По одной из версий, - один из мелких датских конунгов, до 850 года владевший г. Дорестад во Фрисландии, разграбленном потом викингами. В 850 годах он обосновался в области р. Эйдер, в Южной Ютландии, контролируя выход к Северному морю... Возможно, Рюрик участвовал в 852 году в блокаде шведской Бирки, торгового конкурента...
В 850 годах княжеская власть северо-русских земель контролировала Ладогу и Новгород, Изборск, Полоцк, Белоозеро и Ростов. Между этими городами началась война. Обострение отношений между славянами и свеями противоречило интересам торговли. Чтобы выйти из кризиса, славянская знать Ладоги решила актом «призвания Рюрика» урегулировать отношения в масштабах всей Балтики. ...Со временем в Новгороде сформировалась оппозиция во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик подавил выступление оппозиции. Чтобы закрепить своё положение, он женился на дочери местного знатного семейства, от которого имел сына Игоря (Старого) и двух дочерей. Умер Рюрик новгородским князем в 879 году.»
Учёный, историк В.Н. Татищев, опираясь на Иоакимовскую летопись, считал, что Рюрик был сыном Умилы, дочери новгородского старейшины Гостомысла и ободритского князя Годослава (ободриты - одно из западно - славянских племён), которого призвал на правление в Новгород Гостомысл, оставшийся без наследников по мужской линии.
Потомки Рюрика, чтобы противостоять капризам сильного новгородского вече, продолжали содержать наёмную дружину. Слово «варяг» трансформировалось в наёмный элемент. А в племенах севера Европейской Руси сохранилось значение «варяг» - коробейник, меняющий соль на товары».[125]
В первом томе. «Славянской энциклопедии» (Москва «ОЛМА - ПРЕСС» 2005 г. на стр. 132) есть и статья о варягах: «Варяги - русское наименование средневековых викингов. Северные морские разбойники, наёмники и торговцы. В своих предприятиях проникали до Каспийского и Чёрного морей, селились в IХ веке в некоторых местах вдоль торговых путей «из варяг в греки», «из варяг в хвалисы» и др. и становились купцами и наёмниками. Особенно известны их поселения у Ладожского озера и под Киевом. Летопись Нестора упоминает их как основателей династии Рюриковичей, что породило в русской историографии массу спорных суждений и гипотез (одна из них - «Норманнская теория»). Варяги быстро растворились среди русского населения. Наиболее известные на Руси варяги: Олег - шурин Рюрика, князя новгородского, ставший после его смерти киевским князем, Аскольд и Дир (спорно) - бояре князя Рюрика, убитые Олегом, и Свенельд - воевода великого князя киевского Святослава Игоревича и др.»
Варяги - викинги, как утверждает норманнская версия, - это не народ, а организованные отряды солдат - профессионалов, преимущественно из Скандинавских стран, которые специализировались на охране купеческих караванов и царских особ. Их работа была востребована. В своих действиях они восприняли методы византийской политики: лицемерие, обман, коварство под лозунгом «Цель оправдывает средства!» Когда торговля уменьшилась, варяги - викинги остались без работы, так как, кроме как воевать, они ничего не умели делать, они стали совершать завоевательные походы, завоевав Русь и центр Европы. Когда варяги стали царскими особами, они сочинили легенду о «призвании» варягов на Русь.
Результатами «управления» Руси варягами на первом этапе были сожжённые города, физическое уничтожение элиты русского общества: учёных - кудесников, князей, воинов, купцов, ремесленников. Огнём и мечом была низвергнута вера русских людей, ликвидирована древняя русская письменность. О жестокости норманнов рассказывает французский хронист из Нормандии Дудон Квинтинианский (по материалам книги Б. Щербакова «Рождение Руси» стр. 86-87) : «Выполняя свои изгнания и выселения, они (норманны) сначала совершали жертвоприношения в честь своего бога Тора. Ему жертвуют не скот или какое-нибудь животное, не дары отца Вакха или Цереры, но человеческую кровь... Поэтому жрец по жребию назначает людей для жертвы...Они (приносимые в жертву люди) оглушаются одним ударом бычьего ярма по голове. Особым приёмом у каждого, на которого пал жребий, выбивают мозг, сваливают на землю и, перевернув его, отыскивают сердечную железу, то есть вену. Извлекши из него всю кровь, они, согласно своему обычаю, смазывают ею свои головы и быстро развёртывают паруса своих судов...»
Воины Вещего Олега проявляли такую же жестокость в походе против греков. «Много убийств сътвори грьком... а их же имаху пленники - овы посекаху другыя же мучаху... и ина многа зла творяху...»
В 980 году князь Владимир с помощью нанятых варягов взял власть в Киеве. Так как варяги потребовали высокую плату за свои услуги, Владимир отослал варягов в Византию с просьбой не возвращать их.
Из-за нанятых варягов возникли конфликты в Новгороде в 1015 году, когда Ярослав задумал с помощью варягов вести войну против своего отца Владимира. Тогда новгородцы с оружием в руках отстаивали честь своих жён и дочерей от посягательств варягов.
Меньше всех пострадало от варяжского вторжения крестьянство, которое стало основным хранителем самобытности русского народа. Именно, в этот период бурно расцвело устное народное творчество, и русский народ, лишённый даже своей письменности, свои мысли и идеи вложил в пословицы и поговорки. Такого количества пословиц и поговорок нет ни у одного народа в мире. Основой существования русского народа были труд и стремление к справедливости.
Свободолюбие - это одна из основных черт характера нашего народа. Русские никогда не были рабами, так и никого не пытались обратить в рабство. Для русичей характерны стремление к справедливости, дружба, взаимовыручка, круговая порука... Формой государственной организации русских славян была республика. Вспомните Новгородскую и Псковскую республики. «Велесова книга» напоминает, что русские своих князей избирали. Готский летописец Иордан говорил о существовании мощных держав на территории русских славян: Антии, Русской Скуфии и Русколани. На обширной территории от Варяжского до Чёрного (Русского) морей от Карпат до Волги и Семиречья существовала и развивалась самобытная русская цивилизация - наследница Атлантиды и Гипербореи.
Почему же русские славяне оказались под пятой варвара – варяга? От века и до сегодняшних дней русичи имели и сейчас имеют на вооружении оборонную доктрину. А обороняющаяся сторона всегда терпит поражение! Почему США процветают ? Политика США более 200 лет носит наступательный характер. Американский образ жизни сейчас навязывается всему миру!
Русские тогда и сейчас недооценили и недооценивают степень падения нравов в наступательных странах. Они - русичи полагают на неизбежность победы Добра. Но это иллюзии. Реальная действительность подтверждает это!
1. Не было единства у разных племён русского народа. Нет единства у славян и сейчас. Западные славяне вступили или собираются вступать в НАТО - противника России. Кстати, западные славяне и во время Второй мировой войны воевали в войсках Гитлера против СССР.
2. Варяги напали с тыла! Русская оборона была построена в основном на южных рубежах. С севера врага не ждали. Да и враг появился из ничего! Не было в природе Варяжского государства. Превращение охранников в завоевателей стало для русских неожиданностью.
3. Способ ведения войны варягами был «не по правилам»: пленных не брали, уничтожались целые города, в ход пустили коварство и обман. Данное ими слово сразу нарушалось. Вместо Чести и Совести утверждалось «право» Силы. К такому повороту событий русичи были неподготовлены.
Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, которые оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришёл «с роды своими (sine use - «своими родичами» - Синеус) и верной дружиной (tru war - «верной дружиной» - Трувор). Легенды о трёх братьях, призванных княжить в чужую страну, были тогда широко распространены в Европе, например, легенды о «добровольном» призвании норманнов в Ирландию, в Англию. В Ирландию прибыли три брата с целью торговли (как Олег в Киев). Вече ирландцев оставило братьев у себя.
Видукинд Корвейский в своей «Саксонской хронике» (967 год) рассказывает о посольстве бриттов к саксам, которые сказали, что «предлагают владеть их обширной и великой страной, изобилующей всякими благами (тоже в нашей летописи: «земля наша велика и обильна...»). Саксы послали три корабля с тремя князьями. Во всех случаях иноземцы прибывали со своими родичами («синеусами») и верной дружиной («труворами»). Сейчас можно только предполагать, было ли призвание князя Рюрика? Если призвание иноземного князя имело место в истории, то это мог быть Рюрик Ютландский, который княжил по соседству с балтийскими славянами.
Появлялись варяги и в Киеве как буйная наёмная армия, зверски жестокая с побеждёнными. Одному конунгу Олегу удалось обмануть бдительность киевлян и, выдав свой отряд за купеческий караван, захватить власть в Киеве, истребив династию Киевичей. Образ Олега переписчиками летописей слеплен из варяжских саг о нём, например, о том, как он смог поставить корабли на катки, которые тащат их по земле, а при попутном ветре даже раздувают паруса... Через некоторое время Олег исчезает с русского горизонта. Генеалогия первых рюриковичей также кажется искусственной. Под пером летописца 1118 года Игорь стал сыном Рюрика, а Олег оказался их родичем.
Сейчас Россия в таком же состоянии, как и в IХ-ХI веках.
Во - первых, нужно отбросить идею «третьего Рима». Цель прежних русских князей - стать «третьим Римом» - это фальшивая идея.
Второе. Необходимо преодолеть разобщённость народа. За основу нужно взять законы русской общины: взаимовыручка, круговая порука, жестокое наказание воровства, тунеядства, пьянства, поощрение совместного труда на благо общества.
Третье. Нужно преодолеть «оборонный» характер русского мироощущения. Нельзя ждать, пока рак свистнет. Беду нужно ликвидировать в зародыше.
Четвёртое. Преодолеть тенденции, характерные для гибнущих цивилизаций. Перед закатом цивилизации всегда увлекались излишествами во всём. Вспомните судьбу Великой Скифии! Необходимо пересмотреть ценности. Чтобы молодёжь косяками шла не в телохранители, не в артисты, а в учёные, в рабочие, в крестьянство. Стать настоящим тружеником - вот фундаментальный принцип государственной политики. [126]
Глава 32
Европа и Русь IX-X веков
После походов Бравлина и битвы при Бравалле в начале IХ века славяне усилились на южных и западных границах. В это же время новгородские словене совершили походы на восток - в Бьярмию под руводством Буривого, отца Гостомысла. Очевидно, он был преемником Бравлина Второго, возможно, - сыном. Буревой воевал с варягами, побеждал их, обладал Бьярмиею до Кумены - реки в бассейне Вятки, где был в одном из боёв разбит, погубил рать, и сам чудом уцелел, уйдя в город Бармы, и вскоре там умер.
В это время варяги заявились в Новгород Великий и наложили на славян и чудь дань. Но сын Буривоя Гостомысл, призванный народом из Бармы, возглавил восставших новгородцев и изгнал варягов с Северной Руси.
На юге Руси в это время события развивались следующим образом. После похода Бравлина хазары были отброшены за Дон. Но их союзники - мадьяры (венгры) по-прежнему кочевали в степях от Дона до Днепра.
После ухода Бравлина Киевская Русь стала независимой, хотя выплачивала дань хазарам и мадьярам во избежание новых набегов кочевников.
Но независимость Киевской Руси была недолгой. В середине IХ века мадьярский воевода Олом разбил русскую рать и подчинил Киев себе. На холме, возле Киева, Олом воздвиг себе дворец.
Всю первую половину IХ века славяне и мадьяры усиливали натиск на крымские владения Византии. В это время Византия вела войну c 807-814 год с болгарами и славянами хана Крума. На стороне болгар выступали славяне, и на пирах Крум произносил тосты по-славянски, в честь гостей.
В 809 году Крум взял византийскую крепость Сардику (сейчас город София). В 811 году византийский император Никифор в отместку за Сардику напал на болгарскую столицу Плиску и уничтожил всех её жителей. Тогда, в свою очередь, в отместку, войска Крума окружили византийскую армию и разбили её. В этом бою погиб и император Византии Никифор. Из черепа Никифора Крум сделал кубок и пил из него на пирах. В 813 году Крум осадил Константинополь, где к тому времени сменились два императора: Михаил I и Лев Армянин. И только смерть Крума 13 апреля 814 года избавила Византию от полного разгрома.
В это время в Византии началась новая смута - восстание Фомы Славянина. Предлогом восстания был очередной дворцовый переворот в Константинополе. В 820 году император Лев V был убит капитаном своей гвардии, который сразу провозгласил себя императором Византии под именем Михаила II. Фома Славянин - военачальник славянского корпуса имперских войск - отказался присягнуть новому липовому императору. Восстание Фомы Славянина - военачальника корпуса императорских войск - поддержали войска Малой Азии. Восстание перекинулось в Армению и в Лазику. Цель восстания Фомы - восстановление иконопочитания и осуществление идеи социальной революции: «Не трудящийся да не ест!» Эту идею поддержали крестьяне и рабы Византийской империи. В это же время с такими же идеями вспыхнуло восстание в Арабском халифате во главе с Бабеком, «одетых в красное».
В 821 году Фома Славянин пересёк Босфор, где к нему присоединились восставшие македонские и фракийские славяне, и осадил Константинополь с суши и с моря. Император Михаил II обратился за помощью к бывшему врагу Византии - хану Омортагу, который, обеспокоенный выступлениями славян, в 823 году ударил в спину восставшим. В результате чего войска Фомы на суше были разбиты болгарами, на море - имперским флотом, а сам Фома был казнён.
После этой победы положение болгар окрепло. Они поддержали восстание хорватов во главе с князем Людевитом против франкского короля Людовика. Война между франками и славянами началась ещё в 819 году. Болгары вмешались в эту борьбу в 827 году и воевали с франками до 832 года. В результате сражений крепость Сигиндун отошла к болгарам и была переименована в Белград. Византия, из-за собственных смут, только в 30-е годы IХ века решила заняться Тавридой.
В это время в Киеве сменилась власть хазар и мадьяр на варяжскую. «Книга Велеса» так говорит об этом: «Русь же проливала кровь - сурину на землю ту. И было так до тех времён, когда пришли в Киев варяги с купцами и побили хазар». Киевляне вначале вопринимали приход варягов как приход освободителей от хазарского ига. Действительно, хазары были отброшены за Дон и Донец. Хазаро - мадьярская власть в Приднепровье была сокрушена варягами. Этим воспользовались печенеги, которые вытеснили мадьяр на земли современной Венгрии, и заняли их степи в Северном Причерноморье.
В 833 году хазары с помощью инженеров из Византии стали строить на Дону крепость Саркел, которая должна была защищать рубежи Хазарии от славян и печенегов, преградила бы сообщение между Приднепровской и Сурожско - Тмутараканской Русью. Это строительство встревожило русов, так как крепость закрывала дорогу на Азов и на Волгу. По этому поводу Киевский Хакан Рус отправил посольство в Византию в 839 году. Также перед этим посольством стояла задача налаживания торговли Руси с Византией. Был заключён мирный договор и торговые соглашения Руси и Византии, которые действовали до 860 года.
В 860 году византийцы за долг обратили в рабство русов, работавших в Царьграде. Договор Руси и Византии был разорван. Последовал карательный поход русов на Византию. Император Византии в это время находился в Малой Азии. Это не помешало русичам напасть на предместья столицы Византии Константинополь (Царьград). Но в лагере русов началась эпидемия, и они вынуждены были снять осаду и уйти. Молва снятие осады приписала вмешательству Богоматери: патриарх Фотий в этот момент совершил молебствование с ризой Богоматери. В этом же году патриарх Фотий направил к славянам и хазарам Кирилла и Мефодия для распространения христианства среди язычников.[127]
Наша книга посвящена истории славян. Чтобы разобраться в исторических процессах в Европе IX-X веков, заглянем в тогдашнее Великоморавское княжество, в котором проживали славяне. В ту эпоху Великоморавское княжество было центром повышенной энергетики. Создал Великоморавское княжество из соседних славянских племён, только что освободившихся от Аварского ига, предприимчивый, мужественный, решительный, умевший заглянуть в будущее, славянский князь Мойомир. Но не все племена захотели идти под власть Мойомира. Противников Мойомира объединил славянский князь Прибин, который основал Паннонское княжество в районе озера Балатон. Оба славянских князя приняли крещение от германских епископов и враждовали между собой.