Адылу Ашменеву от 19 июня 1774 г
«Указ нашего императорского величества, самодержца Всероссийского, верноподданным рабам, сынам Отечества, наблюдателям общаго спокойствия и тишины,
17 Овчинников Р. В. Именной указ Е. И. Пугачева башкирскому походному старшине Адылу Ашменеву // История СССР. М., 1972. № 2. С. 121—125; Он же. Манифесты и указы Е. И. Пугачева. Источниковедческие исследования. М., 1980. С. 118—119.
башкирскому походному старшине Адылу Ашменеву, сотнику Мукату Четееву*.
Рапорт ваш нами получен, коим уведомляется, что как Неволина деревня, так и около оной многия жительства склонны под нашу корону, — на том благодарим всевышнюю десницу. И по получении сего имеете прилагать ваше старание и усердное попечение, так как верные и нелицемерные рабы, по увещанию и склонению народа под наш скипетр, коим объявлять, что Мы отеческим нашим милосердием и попечением жалуем всех верноподданных Наших, кои помнят долг своей к Нам присяги, вольностию без всякаго требования в казну подушных и протчих податей и рекрутства набору, коим казна сама собою доводьствоватца может, а войско Наше из вольно-желающих к службе Нашей великое исчисление иметь будет.
Сверх того, в России дворянство крестьян своих великими работами и податями отягащать не будет, понеже каждой восчювствует прописанную вольность и свободу.
Напротиву чего всячески старатца вам, старшине и сотнику, набирать к имеющемуся у вас в команде войску и, по набрании достаточного числа, дожидаться вам со оною прибытия Нашего величества с армией Нашей в деревне Неволиной.
А мы ныне находимся под городом Осою, и, взяв оную в склонность, немедленно к вам следовать имеем.
Поход же вам для взятья Рождественскаго заводу до прибытия Нашего умедлить.
С сего ж указу в разныя жительства и деревни, списывая копии для сведения народу о Нашем шествии, разсы-лать копии.
По получении сего, в самом скором времени с нарочно посланном русским репортом с прописанием обстоятельств Нас уведомить.
И старшине Ашменеву и сотнику Чютееву учинить о том по сему Нашего императорскаго величества указу непременно.
В верность чего за подписанием собственной руки и за приложением Нашей короны дан сей июня 19 числа 1774 года.
На подлинном подписано тако: Петр»18.
Все вышеприведенные материалы убедительно свидетельствуют об активном участии в народной борьбе жителей Елпачихи, которые выдвинули целую плеяду своих предводителей.
Выше говорилось и о том, что Елпачиха в период кан-тонного управления являлась центром юрты и кантона.
Из числа местных башкир Елпачихи выдвинулись кантонные начальники 1 -го башкирского кантона. Муха-мадий Адутов (в 1834 г. 80-летний) возглавлял его до 1820 г. Затем в 1820—1831 гг. начальником стал его сын Багаутдин, имевший чины 14-го класса и зауряд-есаула.
* Мукаш Сютеев, башкир, житель Осинской дороги, участвовал в повстанческом движении с декабря 1773 г. 13 октября 1774 г. был арестован карателями, содержался под следствием в Казанской секретной комиссии, откуда освобожден в 1775 г. См. Овчинников Р. В. Манифесты и указы Е. И. Пугачева. С.118.
18 Овчинников Р. В. Именной указ... С. 122—123.
ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ
На основании их он мог претендовать на потомственное дворянство. Владел двумя мельницами. Два года находился на этапной службе в Иркутской губернии в качестве дистаночного начальника19. В 1831 г. с начальниками башкирских кантонов был на аудиенции у царя в Санкт-Петербурге. От двух жен имел сыновей Гайнутдина, Гилязитдина, Хайрутдина, Ямалетдина. В 1842 г. «за отличную и усердную службу» он получил 200 рублей серебром.
Его заменил на этой должности Камалетдин Гималет-динович Адутов (1831—1841 гг.), имевший те же чины, как и первый: зауряд-есаула, 14-го класса. В 1833 г. на его двор подкинули станок «для делания фальшивых серебряных монет» и сами таковые деньги. Расследовали это дело долго, оставили его в должности, но «под сомнением»20.
Владелец пяти водяных мельниц хорунжий Низамет-дин Багаутдинович Адутов 22 февраля 1850 г. был назначен управляющим 1-го башкирского кантона21.
В 1842 г. на 1072 башкира (по VIII ревизии 1834 г.) было засеяно 375 четвертей (3000 пудов) озимого и 64 четверти (512 пудов) ярового хлеба22. Имели 3 водяные мельницы. Еще в 1737 г. все башкиры Тайнинской волости собрали значительное количество хлеба, из которого было выработано 5784 пуда муки, 397 пудов крупы23.
Северным башкирам приходилось отвоевывать площади для посевов у лесных массивов. Подсека — одна из систем земледелия — здесь была обычным явлением. В одном документе говорилось о том, что «недостаток земли под посев при увеличивающихся семействах пополняется собственными их трудами, т.е. расчисткою лесных дач и удобрением оной»24. Никто из башкир волости не имел обширных запашек. В целом по волости в 1861 г. посев озимого хлеба доходил до 15 тыс. и ярового—до 10 тыс. четвертей. Сеяли, главным образом, рожь, ячмень, овес, редко — пшеницу. Хлеб «сбывали на заводах, расположенных в Пермской губернии».
Выморочные посевные участки передавались преимущественно прямым наследникам, в случае их отсутствия — ближайшим родственникам.
Земледелие сочетали с животноводством, промыслами. На 981 башкира в 1839 г. приходилось 270 лошадей, 525 голов рогатого скота, 347 овец, 83 козы. Несколько дворов имело 83 улья25.
Некоторые занимались мелочной торговлей, продавали «разные красные товары», перепродавали лошадей в небольшом количестве. Исходя из отчета кантонного начальника, можно утверждать, что на весь кантон приходилось 40 «совершенно бедных людей». Над имуществом детей-сирот устанавливался контроль путем учреждения опеки, так, в с. Елпачиха было две опеки. Устанавливалась опека по шариату. В упомянутом отчете об этом говорилось следующее: «По смерти родителей тотчас
19 ЦТИА РБ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 4670. Л. 3; Д. 14637. Л. 1-3.
20 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15142. Л. 2.
21 Там же. Д. 4769. Л. 5.
22 Там же. Д. 4873. Л. 139. В дальнейшем и по другим селам
см. это же дело.
23 МИБ. Ч. 1. С. 434.
24 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15156. Л. 2.
25 РГВИА. Ф. 414. Д. 382. Л. 1. И по другим селам см. это же
дело.
юртовой старшина собирает стариков, мулл и составляет в присутствии их опись имуществу, если осталось несколько сирот, муллы по шариату разделяют каждому сироте имущество, потом избирается обществом из благонадежных родственников умершаго или из посторонних опекун, сдается ему имущество и земли по описи, юртовой старшина опись с распиской оного опекуна в принятии имущества представляет кантонному начальнику и по удостоверении им утверждает опекуна в той должности. Сиротам и имуществу в кантонном управлении ведутся общий имянной список, настольные регистры: 1) сиротам, имеющим матерей и 2) неимеющих ни матерей, ни родственников. Опека продолжается для м.п. до 18-летнего возраста, включительно, а для женского — до выхода в замужество»26.
В Елпачихе было сельское управление во главе с сельским начальником, который получал приказания (устно или письменно) от юртовых старшин «по нарядам на общественные и другие работы». Он, в свою очередь, требовал от десятников выполнения всего того, что требовал юртовой старшина. Сельские начальники наблюдали «за нравственностью и принуждали ленивых к хлебопашеству и хозяйству». В сельское управление входили и сборщики налогов, полесовщики — смотрители башкирских вотчинных лесов, смотрители запасных хлебных магазинов, дорожные смотрители, наблюдавшие за ремонтом дорог и мостов. Все эти избираемые должностные лица села освобождались от земских и натуральных повинностей27.
В 1857—1861 гг. по кантону в целом за разные преступления отданы в солдаты 7, отправлены на каторжную работу 3 башкира.
За три года до 1861 г. 5 человек, причисленные к государственным крестьянам28, приняли христианство.
В кантоне трудились 2 фельдшера и 9 оспопрививателей, получившие из башкирского капитала первые по 49, вторые по 7 руб. каждый. Медработники из тайнинских башкир были обучены в Оренбурге.
Для обучения разным ремеслам с 1835 г. в Москве и Казани находились Мухаметвалий Габдулвалиев, Арда-шир Мухаметвалиев, Мухаметьяр Габдулкаримов. Став портным, сапожником, медных дел мастером, в 1842 г. они вернулись в родной кантон. Портному, слесарно-куз-нечному делу в Москве и Ижевске обучались еще двое.
В Бирском церковно-приходском училище обучались 3, фельдшерскому искусству в Оренбурге 1 мальчик. В Казанской гимназии учился башкирский юноша29.
В 1868 г. были собраны сведения о мечетях и мусульманских школах в Гайнинско-Елпачихинской волости. В с. Елпачиха были 2 соборные мечети и 2 школы при них, функционирующие «с давних лет», где обучались 100 мальчиков и 70 девочек30. Во всех школах учеба проводилась ежегодно с 1 октября по 1 апреля, а «в весенние и летние месяцы учащиеся помогают родным в домашних делах».
26 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15156. Л. 2 об.
27 Там же. Л. 3, 4.
28 Там же. Л. 2.
29 Там же. Л. 2, 3.
30 Там же. Ф. 295. Оп. 3. Д. 6724. Л. 19. И по другим селам см.
это же дело.
19*
ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ
В другом архивном деле указано количество не школ, а медресе: при первой соборной мечети 1, при второй — 2. В мечетях занимали должности имамов 4, азанчи 2 представителя духовенства31.
И в конце очерка о Елпачихе отметим, что к 1839 г. был еще жив участник Отечественной войны 1812 г. Это — ветеран 20-го башкирского полка Ибниамин Файзулли-нович Габтыкаев, имевший серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года»32.
А сейчас предоставим возможность жителям Елпачи-хи посмотреть на свою родословную и изучить ее, чтобы найти родственную связь с называемыми в источнике 1834 г. именами.