Самостоятельная работа № 1
Тема Методика библиографирования в указателях общей и специальной библиографии (ХІХ – перв. половина ХХ в.в.)
Часа
Цель работы ознакомиться с наиболее важными библиографическими
указателями, изучить методику библиографирования, получить представление о типологическом составе указателей.
Методика выполнения необходимо внимательно прочитать данные на
обложках, титульных листах, содержание, введения и предисловия к указателям, просмотреть структуру библиографических записей, их группировку. Методика библиографирования, в какой то степени, отличается от современных требований. Ответы, найденные к конкретным пунктам нижеследующей схемы анализа, записываются в тетрадь в соответствие со структурой данной схемы. Каждому студенту необходимо провести анализ источников рекомендательной библиографии (№№ 1-4 – обязательно), ретроспективной библиографии (№№ 5-6 – обязательно), книготорговой библиографии (№№ 7-11 – один на выбор) и зарубежной библиографии (№№ 12-13 – один на выбор).
Перечень основных источников:
1. Что читать народу?: Критический указатель книг для народного и детского чтения: [В 3-х т.т.] / Сост.: Х. Д. Алчевская, Е. Д. Гордеева, А. П. Гришенко и др. – СПб., 1884. – Есть издания за другие годы и другие издания того же заглавия.
2. Рубакин Н. А. Среди книг: Опыт справочного пособия для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также книжных магазинов: [В 2-х ч.]. – СПб., 1906. – Есть также 2-е изд., доп. и перераб. за 1912 г. в 2-х т.т.
3. Систематический указатель литературы за 1912 год: Классифицирован по десятичной системе. – М.: Наука, 1913. – (Библиографический ежегодник / Ред. И. В. Владиславлев; Вып. 2). – Есть также выпуски за 1913, 1914 г.г.
4. Владиславлев И. В. Что читать?: Указатель систематического домашнего чтения для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1914. – Вып. 1. – Есть также первый выпуск 3-го изд., доп. за 1917 г.
5. История русской и всеобщей словесности: Библиографические материалы, расположенные в систематическом порядке и касающиеся литератур русской и др. славянских наречий, западноевропейских, североамериканской, классической и восточной и появившихся в свет на русском языке как отдельными сочинениями, так и статьями в периодических изданиях за последние 16 лет, т.е. с 1855 до 1870 года включительно / Сост. В. И. Межов. – СПб.: Рус. кн. торговля, 1872.
6. Опыт российской библиографии или Полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на славянском и российском языках от начала заведения типографий до 1813 года / Сост. В. С. Сопиков. – СПб.: Тип. Импер. театра, 1813. – Есть 2-4 ч.ч. за разные годы.
7. Систематический каталог русских книг за 1877 и 1878 годы, продающихся в книжном магазине Я. А. Исакова: С указанием переводов, критических статей, рецензий, библиографических заметок и прибавлением азбучного указателя имен и предметов / Сост. В. И. Межов. – СПб.: Кн. магазин Я. А. Исакова, 1880.
8. Каталог изданий товарищества И. Д. Сытина: 1903 г. – М.: Сытин, 1903.
9. Систематический каталог русским книгам, продающимся в книжном магазине А. Ф. Базунова: С указанием 20000 критических статей, рецензий и библиографических заметок, касающихся книг, помещенных в каталоге и извлеченных из всех периодических изданий и сборников, вышедших в свет с 1825 вплоть до 1869 года, а также более 400 указаний переводов русских сочинений на иностранные языки, вышедших отдельными изданиями / Сост. В. И. Межов. – СПб.: Базунов, 1869. – Есть также продолжение данного каталога под заглавием «Первое прибавление к систематическому каталогу русских книг, продающихся в книжном магазине А. Ф. Базунова…».
10. Новый систематический каталог русского отделения книжного магазина М.О.Вольфа, 1830-1880: [В 2-х т.т.]. – СПб.; М.: Вольф, 1881-1882.
11. Каталог книгопродавца двора Его Императорского Величества А. Смирдина (сына) и К. – СПб.: Тип. Морск. Мин-ва, 1858.
12. Catalogue general de la librairie francaise: pendant 25 ans, 1840-1865 / Red. O. Lorenz. – Paris, 1867. – T. 1-4.
13. Catalogue general des livres imprimes de la Bibliotheque Nationale / Min. de l’Instruction Publique et des Beaux-Arts. – Paris: Impr. Nat., 1915. – T. 62.
Схема анализа:
1. Полное библиографическое описание указателя.
1.1. Какие сведения об авторе указателя вы нашли?
2. Отметьте наличие введения или предисловия; какие вопросы в нем освещены?
3. Назовите виды документов, включенные в указатель.
3.1. Имеются ли документы, изданные на иностранных языках?
3.2. Каков хронологический охват отражения документов в указателе?
4. Назовите основные элементы библиографического описания.
4.1. Дайте пример библиографического описания.
5. Использованы ли аннотации либо другия способы характеристики документов?
6. Какова группировка записей в указателе в общем? Назовите 2-3 первых раздела, которыми начинается схема, если используется содержательная группировка библиографических записей.
7. Перечислите вспомогательные указатели.
После завершения работы студентам предлагается ориентироваться на следующие вопросы в качестве самоконтроля:
1. Определил ли составитель читательское назначение указателя, его цель и вид?
2. К какому виду можно отнести указатель по признаку общественного назначения, функционально-целевому и хронологическому признаку, по содержанию объекта библиографирования?
3. Какие способы библиографической характеристики, на ваш взгляд, наиболее эффективно раскрывают библиографические документы? Назовите эти способы.
4. Какие виды группировки библиографических записей были наиболее распространенными?
5. Возможно ли было удовлетворять тематические запросы, если среди указателей не было тематических, но преобладали универсальные и отраслевые?
6. С какого приблизительно времени вместо библиографического описания под заглавием распространяется описание под автором?
7. Для каких групп читателей могут быть использованы проанализированные вами указатели в условиях библиотеки?
Самастойная работа
Тэма: Развіццё бібліяграфічнага ўліку бібліяграфічных дапаможнікаў
Мэта: заданні па самастойнай рабоце накіраваны на выпрацоўку
паглыбленага прафесіянальнага мыслення і гістарычнага аналізу. Студэнты вучацца абагульняць развіццё асобных бібліяграфічных з’яў, працэсаў, вывучаць дзейнасць знакамітых бібліёграфаў, даюць сваю адзнаку.
Методыка выканання:
Самастойная работа выконваецца ў якасці дамашняй пісьмовай работы, якая буддзе праверана выкладчыкам. Па выніках падрыхтоўкі у групах з 15-25 снежня праводзіцца субяседаванне. Заданні па самастойнай рабоце таксама адлюстраваны ў пытаннях заліку.
Пры вывучэнні тэмы трэба добра выясніць значэнне бібліяграфічнага ўліку бібліяграфічнай прадукцыі і метадычныя асаблівасці, састаўленых паказальнікаў бібліяграфічных дапаможнікаў. Прапануецца выдзеліць у тэксце лепшыя метадычныя прыёмы састаўлення гэтых дапаможнікаў, а таксама абагульніць найбольш істотныя недахопы і паспрабаваць іх растлумачыць.
У рэкамендаванай літаратуры найбольш грунтоўна тэма асветлена у кнізе К.Р.Сімона.
Пры вывучэнні літаратуры, звярніце ўвагу на наступныя галоўныя пытанні:
1. Прычыны, якія выклікалі патрэбу ў стварэнні паказальнікаў бібліяграфічных дапаможнікаў.
2. Калі яны ўпершыню ўзніклі?
3. Ахарактырызуйце асноўныя рэтраспектыўныя паказальнікі бібліяграфічных дапаможнікаў ХІХ, другой паловы ХХ ст. (Г.Пеньо, Ю.Петцхольда, Г.Бестэрмена).
4. Як веўся бягучы міжнародны бібліяграфічны улік новых бібліяграфічных паказальнікаў?
Спіс літаратуры
1. Симон К.Р. История иностранной библиографии. – М., 1963. – С.664-696.
2.Гудовщикова И.В., Лютова К.В. Общая иностранная библиография: Учебник. – М., 1978. – С.183-207.
3.Кричевский Г.Г. Общие библиографии зарубежных стран. – М., 1962. – С.193-194.