К занятию студент должен прочитать оба тома романа Серван-
теса. Чтение детского или сокращённого изданий недопустимо. Если «Дон Кихот» был прочитан в школьные годы, перед занятием необходимо перечитать его под углом проблем, поставленных в лекции и в плане семинара. В ходе занятия проверяется работа с текстом, а также проводится письменная работа по содержанию романа «Дон Кихот».
Анализ столь сложного и объёмного произведения сопряжён с немалыми трудностями. Поэтому практическому занятию должна предшествовать лекция об Испании XVI-XVII вв., о её литературе, в частности, о жанровых разновидностях испанского романа (плутовской, пасторальный, рыцарский), а также о самом Сервантесе и его жизненном и творческом пути.
Как известно, в первоначальном замысле Сервантеса «Дон Кихот» возник как пародия на рыцарский роман. В ходе занятия важно вспомнить о том, что такое пародия, отыскать пародийные элементы в структуре романа (образы главных героев, приём «приземления» рыцарской романтики, имитация напыщенного стиля рыцарских романов), обратить в этой связи внимание на главы 6 и 47 первого тома.
Вместе с тем, пародийный пласт не исчерпывает идейно-худо-
жественного богатства романа. При подготовке к занятию важно проследить эволюцию образа Дон Кихота, его отличия от ходульных героев рыцарских романов, задуматься над тем, что даёт основания священнику называть ламанчского рыцаря «человеком большого ума»?(I,30). Обратить внимание на речь Дон Кихота о военном поприще (I,37), на его вдохновенную тираду о золотом веке (I,11), вдуматься в оценку поступков Дон Кихота как «разумных безумств» (II,пролог). Следует обратить внимание на следующие эпизоды: Дон Кихот у герцога и герцогини (II том), советы Дон Кихота Санчо Пансе, отправляющемуся в качестве губернатора на остров (II,42). Слова Дон Кихота о свободе, странствующих рыцарях и родословных (II,6). Данные эпизоды позволяют говорить о ренессансном, гуманистическом содержании
образа. В связи с этим стоит задуматься над тем, почему Сервантес вкладывает столь прекрасные и возвышенные истины в уста нелепого, во многом комичного героя? Что это- дискредитация идеалов Возрождения? Или художник, осознавая оторванность этих идеалов от действительности, продолжает верить в них, настаивать на борьбе за справедливость и человечность?
9 Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М., 1953. Т.2.С. 424.
Какую роль в раскрытии сложного и противоречивого образа Дон Кихота играет реалистический фон, на котором разворачиваются его приключения? Что разделяет и сближает двух главных героев романа- Дон Кихота и Санчо Пансу? Можно ли говорить о «дон- кихотстве» Санчо Пансы?
Размышляя о новаторстве романа «Дон Кихот», следует отметить, что Сервантес отталкиваясь от традиций рыцарского и пасторального романа, используя открытия плутовского романа, благодаря гениальной прозорливости художника- реалиста, «нанёс решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности»9. Речь также должна идти о многообразии стилевых и фабульных ингредиентов романа, о широчайшей панораме испанской действительности, созданной пером Сервантеса.
Необходимо определить роль вставных новелл в общей композиции романа и их связь с гуманистической темой «Дон Кихота», иметь представление о новом типе сюжета, открытом Сервантесом («сюжет- ситуация»).
Раскрывая вопрос о значении «Дон Кихота», необходимо иметь в виду, что «громадный пласт мировой литературы восходит к «Дон Кихоту» и основывается на нём так же, как на античных мифах и библейских сказаниях»10. необходимо проследить литературную преемственность, а также представить спектр оценок романа в мировой критике.
План
1.Жанровый замысел романа.
2.Панорама социальной действительности Испании XVII в. в романе.
3.Образ Дон Кихота.
4.Образ Санчо Пансы.
5.Новаторство Сервантеса.
6.Значение романа «Дон Кихот».
Список рекомендуемой литературы
1.Сервантес. Дон Кихот /Пер. Н.М. Любимова.
2.Державин К.Н. Сервантес. М.,1958. С.144-287.
3.Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. Л., 1970.
4.Балашов Н.И. Сервантес //История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985.. Л.,1985.С.172.Т.3. С.360-372.
10 Сервантесовские чтения
5. Пинский Л. Сюжет-фабула и сюжет- ситуация // Пинский Л.
Магистральный сюжет. М., 1989. С. 322-338.
6. Сервантес и всемирная литература: Сборник. М.,1969.
7. Степанов Г.Д. Дон Кихот: персонаж и личность
//Сервантесовские чтения. Л., 1985. С.79-88.
8.Багио В.Е. Дон Кихот Ламанчский- Рыцарь Печального
Образа.- Алонсо Кихано Добрый; (К истории бытования
сервантесовского образа в мировой литературе) //
Сервантесовские чтения. Л.,1985. С. 171-179.
ЗАНЯТИЕ 5
Театр Лопе де Вега
На занятии студенты знакомятся с жизненным и творческим путём великого испанского драматурга. Перед детальным разговором о двух наиболее знаменитых его пьесах целесообразно раскрыть эстетические взгляды Лопе, проанализировать его трактат «Новое искусство сочинения комедии в наши дни»- одна из самых ранних реалистических поэтик, остановиться на своеобразии жанровой системы драматурга.
План
1.Жизненный и творческий путь Лопе.
2.Эстетическая система Лопе и испанский театр вв.
3.«Фуэнте Овехуна» ( «Овечий источник» ):
а) Основные сюжетные линии и идейный смысл драмы.
б) Лагерь феодалов в драме.
в) Испанское крестьянство в пьесе. Образы Лауренсии,
Фрондосо, Менго, Эстебана.
г) Противоречивое изображение королевской власти.
д) Особенности жанра народно-героической драмы Лопе де
Вега ( место действия, сюжет, характер сценического
действия, система действующих лиц, основной герой пьесы,
смешение трагического и комического).
4. «Собака на сене»:
а) Мир чувств Дианы.
б) Теодоро- честолюбивый карьерист или пылкий
влюблённый?
в) Гуманистическая концепция любви и своеобразие
конфликта в комедии.
г) Роль интриги в «комедии плаща и шпаги». Особенности
интриги в «Собаке на сене».
д) Особенности жанра «комедии плаща и шпаги». «Собака
на сене»- «комедия плаща и шпаги» или «комедия
характера»?
Список рекомендуемой литературы 1. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Собака на сене.
2. Плавскин З.И. Лопе де Вега. 1562-1635. М., 1960.
3. Балашов Н.И. Лопе де Вега // История всемирной литературы: В 9т. М., 1985. Т. 3. С.372-382.
4. Смирнов А., Плавскин З. Драматургия Лопе де Вега // Лопе де Вега Собр. соч. в 6 т. М., 1962. Т.1.
5. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988. С.54-75.
6. Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973. С.177-281 (выборочно).
7. Томашевский Н. Вступительная статья // Испанский театр. М.,1969.
8. Узин В.С. Общественная проблемаика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега. М., 1963. С. 48-71.
ЗАНЯТИЕ 6
«Гамлет» Шекспира
«Гамлет»… понимаете ли вы значение этого
слова? Оно велико и глубоко: это жизнь чело-
веческая, это человек, это вы, это я, это каж-
дый из нас, более или менее, в высоком или
смешном, но всегда в жалком и грустном
смысле…»
В.Г.Белинский
План
1.Генезис трагедии и её место в творчестве Шекспира.
2.Образ Гамлета и идейный смысл трагедии:
а) корни конфликта Гамлета с окружающей действительностью;
б) философское осмысление мира в монологах Гамлета(I, 2; II, 2; III, 1;IV,4);
в) тема безумия в трагедии и в литературе Возрождения;
г) кризис идеалов Возрождения.
3.Придворный мир в «Гамлете».
ЗАНЯТИЕ 7
«Гамлет» Шекспира (продолжение)
План
1.Эстетические проблемы в пьесе.
2.Мастерство драматургической композиции.
3.Образные лейтмотивы трагедии.
4. Особенности воплощения трагического у Шекспира.
Список рекомендуемой литературы
1. Шекспир. Гамлет.
2. Саксон Грамматик. Сага о Гамлете //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков: Т.1.
3. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.
4. Вериман И. «Гамлет» Шекспира. М.,1962.
5. Дубашинский И. Вильям Шекспир. М.,1971. С. 77-88.
6. Минский Л. Шекспир. М., 1971. С. 125-154.
7. Морозов М. Статьи о Шекспире. М., 1964. С. 275-289.
8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (в любом собр. соч. Тургенева).
9. Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (в любом собр. соч.Белинского).
ЗАНЯТИЕ 8
(для филологического Факультета)
Зачётная письменная работа по курсу истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
При изучении любого литературного курса важную роль играет самостоятельная работа. Она должна вестись целенаправленно, в течение всего семестра. Вдумчивое, внимательное чтение художественных произведений требует времени, поэтому изучать тексты обязательного списка следует постепенно и регулярно в течение всего семестра. Очень полезно делать при этом записи, фиксируя для себя основные сюжетные повороты, композиционные особенности, наблюдения над образами главных героев и т. п. Ориентиром здесь должны быть вопросы, анализируемые на лекциях и практических занятиях.
Особое внимание должно быть уделено темам, выносимым на самостоятельное изучение. По этим темам проводятся консульта-
ции, на которых разъясняются вопросы, вызвавшие затруднения, анализируется рекомендуемая критическая и художественная литература.
ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
КОНСУЛЬТАЦИЯ №1
Тема: Литература раннего средневековья
I. Кельтский эпос
1. Хронологические и географические рамки распространения
кельтской культуры. Её самобытность. Мифологические
представления древних кельтов.
2. Художественное своеобразие кельтского эпоса.
3. Основные циклы исландских саг.
4. Значение кельтского эпоса.
II. Древнескандинавская литература
1. Хронологические и географические рамки
древнескандинавской литературы. Её основные памятники.
2. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»: мифологические
представления древних скандинавов.
3. Художественное своеобразие поэзии скальдов. Её место в ис-
тории европейской поэзии.
4. Исландские саги. Их тематическое и стилевое своеобразие.
Список рекомендуемой литературы
1.Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков: Т.1.
2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.,1987. Раздел 1. Литература периода Разложения родового строя
и зарождения феодализма. Гл. 1 и 3.
3. История всемирной литературы: В 9 т. М.,1984. Т.2., Раздел 9. Литература западной Европы раннего Средневековья. Гл.2. Народно-эпическая литература. С.459-478.
4. Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. М.,Л., 1965. С.11-34.
5. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М.,1979
6. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979
Примечание : с памятниками кельтской и древнескандинавской литератур можно также познакомиться по соответствующим томам
«Библиотеки всемирной литературы» и по изданиям серии «Литера-
турные памятники:
1.Исландские саги. Ирландский эпос. / Вступ. ст. М.И. Стеблина-Каменского, А.А. Смирнова. М., 1973 (БВЛ).
2.Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. / Вст. ст. А. Гуревича. М., 1975(БВЛ).
3.поэзия скальдов / Вст. ст. М.И. Стеблина-Каменского. Л.,1979 (ЛП).
4. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда./ Вст. ст. М.И. Стеблина-Каменского, О.А. Смирницкой. Л.,1976 (ЛП)
КОНСУЛЬТАЦИЯ № 2
Тема: История средневекового театра
1. Источники средневековой драмы. Время её возникновения.
2. Основные жанры средневекового театра, их идейно- художестве- нное своеобразие:
а) литургическая и полулитургическая драма;
б) мистерия;
в) миракль;
г) моралите;
д) фарс.
3. Значение средневекового театра.
Список рекомендуемой литературы
1. Хрестоматия по истории зарубежной литературы Средних веков.
2. Средневековые французские фасы./ Вст. ст. А.Д. Михайлова. М.,1981.
3. История зарубежного театра: Театр Западной Европы. Ч.1 /Ред. Г.Н. Бояджиев. М.,1971. Раздел «Театр Средних веков». С.81-102.
4. Андреев М. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление. X-XII вв. М.,1989.
КОНСУЛЬТАЦИЯ № 3
Тема: Возрождение в Германии. Литературная деятельность Мартина Лютера и Ульриха фон Гуттена.
1. Общая характеристика XVI века в Германии.
2. Особенности гуманизма в Германии.
3. «Письма тёмных людей»; история появления и своеобразие сатиры.
4. Литературная деятельность Ульриха фон Гуттена. Традиция сатирического диалога в его творчестве.
5. Литература реформации и Мартин Лютер.
Список рекомендуемой литературы
1. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения / Сост. Б. Пуришев. М., 1962. Т.2. Разделы: «Гуттен» и «Мартин Лютер».
2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Раздел VI. Главы 25, 26.
3. История немецкой литературы. М.,1962. Т.1.С.193-203, 241-310,328-334.
4. Смирин М.М. Вступительная статья // Гуттен. Диалоги. Публицистика. Письма. М.,1959. С.5-28.
5.Соловьёв Э.Ю. Непобеждённый еретик: Мартин Лютер и его время. М.,1984.
КОНСУЛЬТАЦИЯ № 4
Тема: Возрождение в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его «Похвала Глупости»
1. Гуманизм в Нидерландах
2.Литературная деятельность Эразма.
3. Идейно-художественное своеобразие «Похвалы Глупости»:
а) идейный замысел;
б) жанровые особенности;
в) тема Глупости в литературе позднего Средневековья и Воз-
рождения.
Список рекомендуемой литературы
1. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. М.,1962. Т.2. Раздел «Эразм Роттердамский».
2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Разд. VI. Гл. 28.
3. Немилов А.Н. Специфика северного Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 39-51.
4. Маркит С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.
5. Пинский Л.Е. Эразм и его «похвала Глупости» // Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М.,1960.С. 113-139.
ВОПРОСЫ
К зачету по курсу «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения» для студентов 1 курса фак-та РГФ и филологического фак-та
1. Общая характеристика литературы Средневековья. Перио- дизация.
2. Литература раннего Средневековья (кельтский эпос, древне-скандинавская литература).
3. Французский героический эпос и «Песнь о Роланде».
4. Своеобразие испанского героического эпоса. «Песнь о Сиде».
5. «Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос.
6. Куртуазная литература: лирика трубадуров.
7. Куртуазная литература: средневековый рыцарский роман.
8. Городская литература (фаблио, шванки, животный и аллегорический эпос).
9. История средневекового театра (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс).
10. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация. Учение гуманизма о мире и человеке.
11. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения.
12. Творческий путь Данте Алиьери. «Божественная комедия».
13. Творчество Франческо Петрарки.
14. Джованни Боккаччо и его «Декамерон».
15. Общая характеристика французского Возрождения.
16. Литературная деятельность «Плеяды» и творчество Пьера Ронсара.
17. Идеи гуманизма в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
18. Главные образы романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и их Эволюция.
19. Национально-исторические особенности Возрождения в Германии. «Письма тёмных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена. Мартин Лютер и его роль в истории немецкой литературы.
20. Гуманизм в Нидерландах. Эразм и его «Похвала Глупости».
21. Национально-исторические особенности испанского Возрождения.
22. Испанский плутовской роман. «Ласарильо с Тормеса».
23. Панорама социальной действительности в романе Сервантеса «Дон Кихот».
24. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы.
25. Традиции и новаторство в романе Сервантеса «Дон Кихот».
26. Лопе де Вега и его Фуэнте Овехуна».
27. Лопе де Вега и его «Собака на сене».
28. Национально-исторические особенности английского Возрождения. Его основные представители.
29. Вильям Шекспир: жизненный и творческий путь. Шекспировский вопрос.
30. Исторические хроники Шекспира (Генрих IV).
31. Художественное своеобразие комедий Шекспира. Анализ одной из них.
32. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».
33. Трагедия Шекспира «Гамлет». Белинский и Тургенев о Гамлете.
34. Трагедия Шекспира «Макбет».
35. Трагедия Шекспира «Отелло».
36. Шекспир и его трагедия «Король Лир».
37. Последний период в творчестве Шекспира. «Буря».
38. Сонеты Шекспира.
[1] Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966. С.7.
[2] См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965, 1990; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
[3] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. , 1990. С. 13.
[4] Жирмунская Н.А., Плавскин З.И. Предисловие //История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М.,1987. С.5.
[5] История всемирной литературы: В 9т. М.,1984. Т.2. С.94.