Государственная историко-культурная экспертиза

Как уже говорилось ранее, прежде чем отнести тот или иной объект к выявленным объектам культурного наследия, необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу и выяснить, есть ли основания для дальнейшего включения этого объекта в состав реестра.

Но на самом деле цели проведения экспертизы значительно шире. Они сформулированы в ст. 28 ФЗ "Об объектах культурного наследия". В соответствии с ней экспертиза проводится в следующих целях:

- обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;

- определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

- обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;

- определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;

- отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ или к объектам всемирного культурного наследия.

Объектами историко-культурной экспертизы (согласно ст. 30 ФЗ "Об объектах культурного наследия") являются:

1) объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, перечисленными в ст. 3 указанного закона;

2) земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;

3) следующие документы, обосновывающие:

- включение объектов культурного наследия в реестр;

- исключение их из реестра;

- изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

- отнесение указанного объекта к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов РФ либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

4) проекты зон охраны объекта культурного наследия;

5) документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

По итогам проведенной экспертизы составляется заключение, оформленное в виде акта, в котором отражаются результаты проведенных исследований (ст. 32 ФЗ "Об объектах культурного наследия").

Этот документ является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия по следующим вопросам:

- возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия;

- принятия иных решений, вытекающих из заключения об объектах историко-культурной экспертизы (например, включение объекта культурного наследия в реестр либо исключение его из реестра, изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия и др.).

Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

Закон предусматривает возможность проведения повторной экспертизы в случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующего орган охраны объектов культурного наследия:

- по инициативе указанного органа;

- по заявлению заинтересованного лица.

При этом в случае несогласия с решением указанного органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.

Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется:

- федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с ФЗ "Об объектах культурного наследия";

- органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта РФ или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с указанным законом.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия" (Росохранкультура) регламентировано, что именно данная служба:

- организует (согласно п. 5.7.1) проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия в части, необходимой для исполнения полномочий Службы;

- с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право (п. 6.2) проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

В связи с этим хотелось бы остановиться дополнительно на проблеме оценки памятников культуры и истории, а именно на порядке оценки памятников архитектуры, критериях и возможности ее осуществления.

Единая методика оценки памятников культуры в настоящее время отсутствует. А она необходима, например, не только для определения условия для страхования указанного объекта, при передаче в аренду или безвозмездное пользование инвесторам, но и просто для того, чтобы определить общую стоимость "бесценного" наследия прошлого, представляющего историческую ценность.

Разработке единой нормативной базы для определения стоимости объектов культурного наследия была посвящена I Международная конференция "Оценка объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ". В качестве примера был приведен Путевой дворец, построенный в Твери по заказу Екатерины Великой. Он входит в число наиболее значимых памятников культуры, в настоящее время в нем осуществляются ремонтно-реставрационные работы. Для сохранения этого памятника культурного и исторического наследия необходимо знать его материальную стоимость.

В связи с тем, что действующий в настоящее время Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не регулирует порядок и способы определения величины вреда, нанесенного объектам культурного наследия, а также не направлен на решение задачи для цели обязательного страхования этих объектов, участниками конференции была принята резолюция. В ней говорится о том, что необходимо разработать единый документ федерального уровня в области оценки объектов культурного наследия.

В этом документе должно быть предусмотрено проведение оценки различных видов стоимостей для различных целей оценки, в том числе для формирования государственной политики в сфере историко-культурного наследия. Кроме того, к процессу оценки объектов культурного наследия должны привлекаться необходимые специалисты из числа историков, искусствоведов, реставраторов, археологов и др. Итоговый документ был направлен в администрацию Президента РФ, Минэкономразвития России, Минкультуры, Минфин, Росохранкультуру, а также в профильные комитеты Государственной Думы, Федерального собрания РФ и ряд других федеральных структур.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ФЗ "Об объектах культурного наследия" Правительством РФ должен быть установлен порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы. В настоящее время соответствующий документ отсутствует.

В качестве примера практической реализации положений закона о проведении историко-культурной экспертизы можно привести доклад председателя Комитета по культурному наследию города Москвы В.А. Шевчука на заседании хозяйственно-экономического актива за 2008 г. от 3 марта 2009 г.

По словам председателя Москомнаследия, "за отчетный период была систематизирована информация по всем заявленным к постановке на охрану объектам, за счет Москомнаследия организована работа по подготовке более 200 комплектов документов по экспертизе объектов, предложенных к постановке под охрану, включая проекты их территорий и предметов охраны, что позволило сократить количество необходимой дополнительной экспертизы.

За указанный период поступило 280 заявок. Всего в 2008 году по результатам историко-культурной экспертизы в число выявленных объектов включены 334 объекта, 144 отнесены к исторически-ценным градоформирующим объектам, а 165 к объектам среды.

Подготовлено и выпущено распоряжение Правительства Москвы от 25 декабря 2008 г. N 3058-РП о постановке на региональную охрану 45 объектов (30 памятников и 3 ансамбля).

В указанное распоряжение включены здания и сооружения, иллюстрирующие яркие периоды развития архитектуры советского авангарда и объекты архитектуры советского неоклассицизма, так называемого "сталинского ампира".

Наиболее знаковыми являются следующие объекты:

- гостиница "Пекин", 1956 г., архитектор Д.Н. Чечулин (Б. Садовая ул., д. 5);

- здание акционерного общества "Аркос", 1927-1928 гг., архитектор В.М. Маят (Ильинка ул., д. 11/10, стр. 1) и др.*(2).

Наши рекомендации