Порядок оформления, представления на проверку и оценки контрольно-проверочной работы
Выполнение контрольно-проверочной работы по предмету «Культурология» предусмотрено учебным планом и является необходимым условием допуска слушателя к сдаче зачета.
Контрольно-проверочная работа оформляется в тетради (в рукописном исполнении) или в подшивке стандартных листов (в компьютерном наборе). Объем текста строго не регламентирован, но должен быть достаточным для раскрытия сути поставленного в каждом задании вопроса. При рукописном исполнении почерк должен быть разборчивым. Работы, написанные неразборчивым почерком, не зачитываются. В случае, когда слушатель не уверен в своем почерке, рекомендуется набирать текст на компьютере.
На обложке указывается: фамилия, имя, отчество; курс; учебная группа; номер зачетной книжки; номер варианта; место работы; должность; домашний адрес. Страницы нумеруются.
Каждое задание выполняется с новой страницы. Вверху страницы указывается номер задания: «Задание № …». (Текст задания не переписывается.) Далее с красной строки дается текст ответа. Слушатель должен ответить на все вопросы (выполнить все требования) задания в той последовательности, в какой они даны. При использовании цитат их следует заключать в кавычки и делать ссылку в соответствии с библиографическими правилами.
В конце каждого задания слушатель указывает литературу, использованную им при выполнении этого задания.
Контрольная работа представляется для проверки до начала экзаменационной сессии. Работа получает оценку «зачтено» или «не зачтено». Для получения оценки «зачтено» слушатель должен удовлетворительно ответить на большую часть вопросов всех заданий контрольной работы. Слушатель, получивший оценку «не зачтено», должен повторно выполнить контрольную работу с учетом замечаний преподавателя. При повторном выполнении вариант сохраняется.
задания для выполнения контрольно-проверочных работ
Задание 1.
Рассмотрите вид искусства, указанный в Вашем варианте.
Является это искусство простым или сложным? Если это сложное (синтетическое) искусство, то укажите, какие простые искусства входят в него. Если это простое искусство, то укажите, в какие сложные оно входит.
Какими материальными средствами создается произведение этого искусства? Укажите основные подвиды (роды, жанры и т.п.) этого искусства.
В каких исторических типах культуры этот вид получил развитие. Назовите наиболее известных представителей этого вида искусства и их произведения (по типам культуры).
Вариант 1 | Архитектура |
Вариант 2 | Скульптура |
Вариант 3 | Живопись |
Вариант 4 | Музыка |
Вариант 5 | Поэзия |
Вариант 6 | Художественная проза |
Вариант 7 | Театр (драматический) |
Вариант 8 | Балет |
Вариант 9 | Опера |
Вариант 10 | Кино |
Задание 2.
Сравните (укажите сходство и различие) представления о богах, выраженные религиях, указанных в Вашем варианте.
Вариант 1 | Христианство и древнеегипетская религия |
Вариант 2 | Христианство и древнегреческая религия |
Вариант 3 | Христианство и зороастризм |
Вариант 4 | Христианство и иудаизм |
Вариант 5 | Иудаизм и древнеегипетская религия |
Вариант 6 | Иудаизм и греческая религия |
Вариант 7 | Иудаизм и зороастризм |
Вариант 8 | Зороастризм и древнегреческая религия |
Вариант 9 | Зороастризм и древнеегипетская религия |
Вариант 10 | Древнеегипетская религия и древнегреческая религия |
Задание 3.
Дайте определение религиозного культа. Какую роль в религии выполняет культ?
Опишите культовое действие, указанное в Вашем варианте. (Если оно типично для нескольких религий, то опишите его на примере любой из них.) Раскройте смысл этого культа и его символику.
Вариант 1 | Жертвоприношение |
Вариант 2 | Предсказание (в религии древних греков) |
Вариант 3 | Молитва |
Вариант 4 | Крещение (в христианстве) |
Вариант 5 | Пост |
Вариант 6 | Жертвоприношение |
Вариант 7 | Предсказание (в религии древних греков) |
Вариант 8 | Молитва |
Вариант 9 | Крещение (в христианстве) |
Вариант 10 | Пост |
Задание 4.
Пользуясь литературой о легендах и мифах древней Греции изучите содержание греческой мифологии. Изучите вводную статью «Мифология» и статью «Греческая мифология», находящиеся в энциклопедии «Мифы народов мира».
В чем сущность хтонического (доолимпийского) периода развития греческой мифологии? В чем сущность олимпийского периода?
Проанализируйте образ олимпийского божества, указанного в Вашем варианте. Какое существенное качество человека, общественных отношений, культуры олицетворяется этим божеством? Как это качество проявляется во внешнем виде, характере, образе жизни божества? Приведите в качестве примера один – два мифологических сюжета, в которых это божество играет важную роль. Какие элементы в образе этого божества являются рудиментами хтонической мифологии?
Вариант 1 | Зевс |
Вариант 2 | Гера |
Вариант 3 | Аполлон |
Вариант 4 | Афина |
Вариант 5 | Гермес |
Вариант 6 | Афродита |
Вариант 7 | Гефест |
Вариант 8 | Дионис |
Вариант 9 | Деметра |
Вариант 10 | Аполлон |
Задание 5.
Изучите литературу, указанную в задании № 4. Особое внимание уделите мифам о героях (Прометей, Персей, Сизиф, Геракл, Дедал, Тесей, Орфей). Выполните задание (ответьте на вопросы) своего варианта.
Вар. 1 | Докажите, что все перечисленные персонажи являются героями (в греческом понимании), т.е. потомками богов и смертных людей. Как в героях проявляется их божественное происхождение? Проиллюстрируйте это примерами из мифов. |
Вар. 2 | Опираясь на образы перечисленных персонажей, составьте типовой портрет греческого героя. Указанные Вами черты иллюстрируйте примерами из мифов. |
Вар. 3 | Какие типы героев встречаются в греческих мифах? Какие еще персонажи, помимо героев, действуют в греческих мифах? Ответы проиллюстрируйте примерами из мифов. |
Вар. 4 | Какие сюжеты в мифах о героях выражают победу человека над хаосом природы? Приведите примеры из мифов и поясните их. |
Вар. 5 | Приведите примеры из мифов о героях, где герои борются со злом не грубой физической силой, а опираясь на силу ума. |
Вар. 6 | Приведите примеры мифов о героях, где герои действуют как «культурные герои», т.е. утверждают среди людей определенные знания, технические умения, социальные институты, элементы культуры. |
Вар. 7 | Какие поступки героев неугодны греческим богам? Почему герои совершают эти поступки? Как они за это наказываются? Приведите примеры из мифов. |
Вар. 8 | Как греческая мифология понимает бытие человека после смерти? Найдите в мифах о героях и укажите сюжеты, связанные с царством мертвых. Как герои относятся к смерти? |
Вар. 9 | Какую роль в греческих мифах играет судьба (рок)? Найдите в мифах о героях и укажите сюжеты, наиболее ярко показывающие действие судьбы (рока). |
Вар. 10 | Найдите в мифах о героях и укажите сюжеты, содержащие элементы фетишизма, тотемизма, анимизма, магии (колдовства). |
Задание 6.
Познакомьтесь с циклом мифов об Эдипе и его потомках. Прочитайте трагедию Софокла «Антигона».
Выполните задание (ответьте на вопросы) своего варианта.
Вар. 1 | Сформулируйте, в чем состоит конфликт, образующий эту трагедию. Перечислите персонажей, представляющих каждую из конфликтующих сторон. Как разрешается этот конфликт? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 2 | Какова позиция Антигоны? На какую традицию Антигона опирается? В чем величие идеи, защищаемой Антигоной? В чем ограниченность правды Антигоны? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 3 | Какова позиция Креонта? На какую традицию опирается Креонт? В чем величие идеи, которую он защищает? В чем ограниченность правды Креонта? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 4 | Какова позиция Тиресия? Какова роль этого персонажа в развитии и разрешении конфликта? На примере Тиресия дайте описание культа предсказаний в религии древних греков. Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 5 | Определите, какое место в трагедии занимают боги. С какой целью и к каким богам обращаются герои трагедии? Когда возникает и как действует сила судьбы (рока)? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 6 | Сформулируйте, в чем состоит конфликт, образующий эту трагедию. Перечислите персонажей, представляющих каждую из конфликтующих сторон. Как разрешается этот конфликт? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 7 | Какова позиция Антигоны? На какую традицию Антигона опирается? В чем величие идеи, защищаемой Антигоной? В чем ограниченность правды Антигоны? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 8 | Какова позиция Креонта? На какую традицию опирается Креонт? В чем величие идеи, которую он защищает? В чем ограниченность правды Креонта? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 9 | Какова позиция Тиресия? Какова роль этого персонажа в развитии и разрешении конфликта? На примере Тиресия дайте описание культа предсказаний в религии древних греков. Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Вар. 10 | Определите, какое место в трагедии занимают боги. С какой целью и к каким богам обращаются герои трагедии? Когда возникает и как действует сила судьбы (рока)? Ответ подкрепите цитатами из текста трагедии. |
Задание 7.
Напишите, какие достижения имели древние греки в науке, указанной в Вашем варианте. Назовите выдающихся греческих ученых в указанной области.
Вариант 1 | Математика |
Вариант 2 | Астрономия |
Вариант 3 | Медицина |
Вариант 4 | Механика |
Вариант 5 | История |
Вариант 6 | Математика |
Вариант 7 | Астрономия |
Вариант 8 | Медицина |
Вариант 9 | Механика |
Вариант 10 | История |
Задание 8.
Прочитайте в Ветхом Завете Библии следующие главы:
кн. Бытие, гл.1 – 13; кн. Исход, гл.19 – 22.
Выполните задания (ответьте на вопросы) своего варианта.
Вар. 1 | Найдите в тексте сказание о творении мира Богом до появления человека. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Укажите основные этапы сотворения природы. Какую структуру имеет природа в христианском мировоззрении? Сравните христианское и современное научное представление об эволюции и структуре природы. |
Вар. 2 | Найдите в тексте сказание о сотворении человека. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. В чем отличие человека от остального сотворенного мира? Чем человеческая душа отличается от животной? Каково предназначение человека в мире? |
Вар. 3 | Найдите в тексте сказание о жизни людей в раю, грехопадении и изгнании из рая. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Какую заповедь Бога нарушили люди в раю? Как люди были наказаны? В чем смысл сказания о грехопадении? |
Вар. 4 | Найдите в тексте сказание о Каине и Авеле. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Как в этом сказании выражено исторически первое общественное разделение труда? В чем была причина первого убийства? Как был наказан убийца? В чем смысл этого наказания? |
Вар. 5 | Найдите в тексте сказание о всемирном потопе. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. С какой целью Бог задумал всемирный потоп? Почему род Ноя был сохранен? Какой завет дал Бог Ною? В чем смысл сказания о всемирном потопе? |
Вар. 6 | Найдите в тексте сказание о появлении народов, разделении языков и патриархе еврейского народа (Аврааме). Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Как в Библии объясняется разделение человечества на народы? Как объясняется неравенство народов по отношению друг к другу? Как объясняется множественность языков? Какое обещание дает Бог Аврааму? Поясните смысл выражения «земля обетованная». |
Вар. 7 | Найдите в тексте сказание о заключении Богом завета с еврейским народом и о предписании еврейскому народу законодательства. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Кто такой Моисей и какова его роль в истории еврейского народа и становлении иудаизма? В чем суть завета, данного Богом еврейскому народу через Моисея? Что должно обязать евреев выполнять данный Богом закон: совесть, любовь к ближнему или страх? Ответ подкрепите цитатами из Библии. |
Вар. 8 | Найдите в тексте десять главных заповедей закона, данного Богом еврейскому народу (Десять заповедей Моисея). Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Укажите, какие из этих заповедей регламентируют отношение человека к Богу, а какие – человека к человеку. Какие из Десяти заповедей имеют общечеловеческое значение, а какие – только историческое, связанное с еврейской культурой? |
Вар. 9 | Найдите в тексте закон, данный Богом еврейскому народу. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. Найдите в законе нормы, имеющие уголовно-правовой характер, приведите примеры. Укажите нормы, построенные по принципу талиона. |
Вар. 10 | Найдите в тексте закон, данный Богом еврейскому народу. Обозначьте этот фрагмент номерами глав и стихов. В нормах, имеющих уголовно-правовой характер, обратите внимание на диспозицию и санкцию. Сравните древнееврейское и современное российское уголовное законодательство. На примерах из текста покажите, как изменились взгляды людей на самые распространенные преступные деяния. (Что оценивается более строго, что – менее строго?) |
Задание 9.
Прочитайте в Новом Завете Библии Евангелие от Матфея. Выполните задание (ответьте на вопросы) своего варианта.
Вар. 1 | Как Иисус Христос относился к закону, данному Богом через Моисея? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 2 | За что Иисус Христос критиковал религиозную жизнь иудеев? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 3 | Каково было отношение Иисуса Христа к римской власти? Кто такой Понтий Пилат? Какую позицию по отношению к Христу он занял? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 4 | Составьте портрет идеального человека в соответствии с учением Иисуса Христа. Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 5 | Являлось ли для Иисуса Христа существенным разделение людей по национальности, социальному положению, полу? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 6 | Как Иисус Христос относился к закону, данному Богом через Моисея? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 7 | За что Иисус Христос критиковал религиозную жизнь иудеев? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 8 | Каково было отношение Иисуса Христа к римской власти? Кто такой Понтий Пилат? Какую позицию по отношению к Христу он занял? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 9 | Составьте портрет идеального человека в соответствии с учением Иисуса Христа. Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Вар. 10 | Являлось ли для Иисуса Христа существенным разделение людей по национальности, социальному положению, полу? Ответ подтвердите цитатами из текста. |
Задание 10.
Составьте в соответствии с приведенным образцом синхронистическую таблицу по рационалистическому типу культуры.
В списке даны имена выдающихся людей и названия важнейших событий рационалистической культуры. Каждое имя или событие слушатель должен внести в строку, соответствующую области деятельности этого человека или характеру события. Имя и название события в строке следует пометить так, чтобы оно соответствовало своему времени на шкале. При этом фамилия вписывается без инициалов. Первая буква должна соответствовать времени рождения (с точностью до 10 лет). Рядом с фамилией в скобках сокращенно указывается национальность. Конец записи должен примерно совпадать со временем смерти. Названия событий вписываются так, чтобы первая буква совпадала со временем начала этого события. При этом можно использовать сокращения. Если в таблице имена совпадают и по строке и по времени, то в строке они пишутся друг под другом.
Список имен и событий
Бах И. Бетховен Л. Бэкон Ф. Винер Н. Галилей Г Гегель Г. Гете И. Генрих VIII Гоббс Т. Дарвин Ч. Достоевский Ф. Декарт Р. | Кальвин Ж. Кант И. Королев С. Коперник Н. Кюри П. Локк Дж. Лютер М. Лейбниц Г. Ленин В. Леонардо да Винчи Микеланджело Б. Моцарт В. | Мендель Г. Менделеев Д. Маркс К. Ньютон И. Наполеон Б. Ницше Ф. Планк М. Пикассо П. Пастернак Б. Рабле Ф. Рафаэль Санти Робеспьер М. Рубенс П. Руссо Ж.-Ж. Рембрандт Х. | Ренуар О. Сталин И. Сервантес М. Солженицын А. Толстой Л. Уатт Д. Фарадей М. Циолковский К. Чайковский П. Шопен Ф. Шостакович Д. Шекспир В. Шиллер И. Эйнштейн А. |
Английская буржуазная революция l Образование США l Великая французская революция l Принятие Декларации прав человека и гражданина l I мировая война l Великая Октябрьская социалистическая революция l II мировая война l Образование ООН l Распад СССР |
Образец таблицы
Века | ХV | ХVI | ХVII | ХVIII | ХIХ | ХХ | ||
Десятилетия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |к о | Декар | |||||
Наука и техника | ||||||||
Религия | ||||||||
Ис к | Живопись | |||||||
у с с | Музыка | |||||||
т в о | Литература | |||||||
Общественно-политическая жизнь | Распад СССР | |||||||
Десятилетия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |I | ХVIII | ХIХ | ХХ |
вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие культуры.
2. Искусство как форма культуры.
3. Религия как форма культуры.
4. Наука как форма культуры.
5. Культура как мировой исторический процесс.
6. Общая характеристика природного типа культуры.
7. Формы первобытного духовного творчества.
8. Общая характеристика автохтонных (локальных) типов культуры.
9. Культура древнего Междуречья
10. Культура Древнего Китая.
11. Культура Древней Индии.
12. Культура Древней Персии.
13. Культура Древнего Египта.
14. Культура древних евреев.
15. Общая характеристика греко-римского типа культуры.
16. Искусство Древней Греции.
17. Наука Древней Греции.
18. Культура Древнего Рима.
19. Общая характеристика византийского типа культуры.
20. Истоки и содержание христианской идеи.
21. Общая характеристика священных текстов христианства.
22. История христианской церкви.
23. Искусство в средневековой Европе.
24. Религия в средневековой Европе.
25. Наука в средневековой Европе.
26. Общая характеристика западного (фаустовского) типа культуры.
27. Рыцарство в средневековой Европе.
28. Искусство в западноевропейской культуре.
29. Религия в западноевропейской культуре.
30. Наука в западноевропейской культуре.
31. Русская культура в интерпретации евразийцев.
32. Общая характеристика советской культуры.
33. Этническое и конфессиональное многообразие России.
34. Древнегреческие мифы о происхождении мира, борьбе между богами и смене поколений богов.
35. Олимпийские боги в древнегреческой мифологии.
36. Древнегреческие мифы о героях.
37. Учение о Дао в книге Лао Цзы «Дао дэ цзин».
38. Учение Конфуция о благородном человеке в книге «Лунь юй».
39. Учение Конфуция об основах морали в книге «Лунь юй».
40. Учение Конфуция о государстве в книге «Лунь юй».
41. Упанишады: общая характеристика текста, его основные понятия и идеи.
42. Древнеиндийский эпос Рамаяна. Сюжет, значение.
43. Сюжет трагедии Софокла «Антигона».
44. Античный атомизм – поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей».
45. Библейское сказание о сотворении мира и человека.
46. Библейское сказание о начале человеческой истории и всемирном потопе.
47. Библейское сказание об избрании Авраама и появлении еврейского народа.
48. Жизнеописание пророка Моисея в Библии и его учение.
49. Жизнеописание Иисуса Христа в Библии.
50. Основные идеи Нагорной проповеди Иисуса Христа.
51. Основные догматы христианского вероучения в Никео-Цареградском символе веры.
52. Сюжет пьесы Шекспира «Гамлет».
53. Сюжет пьесы Шекспира «Леди Макбет».
54. Сюжет пьесы Шекспира «Король Лир».
55. Сюжет пьесы Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
56. Понятие просвещения в работе И. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
57. К. Ясперс об этапах становления и основных признаках науки в книге «Истоки истории и ее цель».
58. К. Ясперс об исторических предпосылках и особенностях современной науки в книге «Истоки истории и ее цель».
59. К. Ясперс о понятии техники и этапах ее становления в книге «Истоки истории и ее цель».
60. К. Ясперс о сущности труда и влиянии на характер труда современной техники в книге «Истоки истории и ее цель».
61. Н. А. Бердяев о сущности и историческом значении «русского коммунизма» в книге «Истоки и смысл русского коммунизма».
62. Учение Л. Н. Гумилева об этносах.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Методические указания по изучению тем курса | |
Методика освоения курса культурологии (для слушателей заочного обучения) | |
Памятники культуры и методика работы с ними | |
Рекомендации по использованию литературы | |
Методические указания для выполнения контрольно-проверочных работ | |
Задания для выполнения контрольно-проверочных работ | |
Вопросы для подготовки к зачету |