Задания для самостоятельной работы. 1)Решите задачу (письменно):
1)Решите задачу (письменно):
1. Помещик Скворцов, имевший двоих сыновей от разных жен, свое недвижемое имущество (3 деревни с 600 крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил 2000 рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимого и недвижимого имущества от 23 марта 1714г.?
2)Работа с текстом источника (письменно):
Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:
«Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своё имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле».
Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа? Раскройте его основные положения. Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?
3)Работа с текстом источника (письменно):
Сравните тексты Манифеста о вольности дворянства 1762 г. и Жалованной грамоты дворянству 1785 г. – определите черты сходства и различия.
Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г. (2 ч.)
1. Общие принципы реформы.
2. «Учреждение судебных установлений» (система судебных органов).
3. «Устав уголовного судопроизводства». Подсудность по гражданским и уголовным делам.
4. Развитие процесса и процессуального права. Прокуратура, следствие, адвокатура, суд присяжных, судебные приставы.
Основная учебная литература
[1, с.176-190]
[3, с.]115-142
[4, с. 297-312]
[5, с.154-171]
[6, с.268-310]
Источники
Российское законодательство. X-XX веков. В девяти томах. М., 1988. Т.8.
Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / А.С. Орлов и др. М.:ООО «ТК Велби», 2003.
Дополнительная учебная литература и научные исследования
Великие реформы в России. 1856-1874 гг.- М., 1992.
Гершевский Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России [Текст] / Ю. Гершевский// Законность. - 2008. - №12. - С. 7-12.
Глушаченко С. Б.Адвокатура в Российской Империи в аспекте судебного реформирования 1864 г. [Текст] / С. Б. Глушаченко, Р. Р. Тотоев// История государства и права. - 2008. - №13. - 12-14.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. - М., 1983.
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра П. - М.. 1994.
Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. - М., 1978.
Захарова Л.Г. Освободительные реформы в России 1861-1881 гг. // Знание-сила.-1992.-№ 2.-С. 19-22.
Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX века // Вопросы истории.-1989.-№ 10.-С. 3-24.
Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы XIX века. - М., 1985.
Коротких М.Г. Судебная реформа 1864 года в России // Вопросы истории.-1987.-№ 12.- С.20-34.
Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.
Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. – М., 1989.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. - М., 1990.
Россия XIX-XX веков: Взгляд зарубежных историков. - М., 1996.
Мухаметшин Ф.Б. Судебная реформа 1864 года в оценке ее современников / Ф. Б. Мухаметшин // История государства и права. - 2005. - №1.- С.50-52.
Румянцева В. Г. Опыт становления института суда присяжных в Российской империи [Текст] / В. Г. Румянцева, Л. Ю. Панфиленко// История государства и права. - 2008. - №20. - С. 18-21.
Интернет-ресурсы
Документы / Заметки на полях http://his95.narod.ru/doc00.htm
Исторические источники / Хронос http://www.hrono.ru/dokum/index.php#IX
Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm
Источниковедение / «Открытый текст». Электронное периодическое издание http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/
Методические рекомендации
Рассматривая вопросы семинарского занятия,следует начать с характеристики основных черт судоустройства и судопроизводства в России накануне реформ, а затем перейти к анализу причин подготовки судебной реформы, определить принципы, положенные в ее основу, сказать о взаимодействии судебной, крестьянской и других реформ, проведенных в России в 60-е г.г. XIX в. Затем надо охарактеризовать систему судов мировой и окружной юстиции, основные изменения в каждой из этих систем, порядок их формирования, компетенцию. Далее необходимо на основе «Устава уголовного судопроизводства» обосновать подсудность по гражданским и уголовным делам. Рассматривая четвертый пункт плана, следует специально выделить вопрос о суде присяжных заседателей, непременно связав это с современным состоянием данной реформы судов. Далее необходимо рассказать об организации прокуратуры и адвокатуры, о функциях этих органов.