Поэзия отчаяния” Т.С.Элиота
1. Т.С. Элиоткак реформатор современной поэзии и критики.
2. Утверждение Элиотом роли и значения поэзии, ее морально-эстетической ценности в условиях исполненного трагизма XX века.
3. Трагизм существования человека, кризис духа, порождаемый антигуманной цивилизацией, - главные темы поэзии Элиота.
4. Стихотворения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», «Портрет леди», «Рапсодия в ветреную ночь». Пародийное использование мотивов из Данте, Шекспира, Донна, Браунинга и Теннисона. Урбанистическая тема.
5. Поэма «Бесплодная земля» - итог и вершина творческих исканий и художественных обретений Элиота. Мифологизм поэмы – универсалия бытия, раскрывающая «сознание вечного и сегодняшнего в их единстве». Образ пребывающей в кризисе современной цивилизации.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКЛОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Творчество Ф.-С.Фитцджералда
1. Фицджеральд– писатель «века джаза».
2. Романтическое преломление темы американской мечты и противостоящего ей прагматизма в творчестве Фицджеральда.
3. Роман «Великий Гэтсби».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Жанр романа в творчестве Э.Хемингуэя
1. «Потерянное поколение» как характеристика литературного направления первой половины ХХ века.
2. Роман «Прощай, оружие!» и тема «потерянности» в творчестве писателя: тема войны в романе, образ лейтенанта Генри.
3. Повесть «Снега Килиманджаро»: теория «айсберга», ее значение в композиции и стилистике повести, автобиографические мотивы в повести и тема творчества (Э. Хемингуэй и Ф.С. Фицджеральд).
4. Философская притча «Старик и море»: завершающий этап эволюции писателя; художественные особенности притчи – категории пространства и времени, «жизненная» философия Э. Хемингуэя.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Уоррен Р.П. Как работает поэт // Р.П. Уоррен. Эрнест Хемингуэй. М., 1988.
3) Хемингуэй Э. Речь при получении Нобелевской премии // Писатели США о литературе: В 2 т. М., 1982. Т. 2.
4) Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Творчество Т.Манна
1. Роман «Доктор Фаустус» в контексте творчества писателя.
2. История жизни Адриана Леверкюна – «демоническое в сияющей сфере гения». Роль Серенуса Цейтблома.
3. Музыкальная тема в романе (глава 22), прием контрапункта в тематике и композиционном строении романа.
4. Проблема времени в романе: историческая реальность и мифологический подтекст. подтекста.
5. «Фауст» как одна из основных тем творчества Т. Манна: реальные и литературные прототипы главного героя романа.
6. «Плач доктора Фаустуса» – музыкальный эпилог романа и его значение.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Сучков Б. Лики времени. М., 1976
3) Днепров В. Идеи времени и формы времени. М., 1980.
4) Манн Т. История создания «Доктора Фаустуса». ПСС. Т. 9
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Творчество Творчество Г.Гессе
1. Мировоззренческие истоки творчества Г. Гессе.
2. Место романа «Степной волк» в творчестве Г. Гессе.
3. Композиция романа: эстетика музыкального жанра фуги, значение эссе «Трактат о Степном волке».
4. Образ Гарри Галлера – путь исканий героя, движение сюжетной линии «Гермина–Пабло–магический театр». Эстетика танца.
5. «Моцарт и бессмертие» как основная тема романа. Значение мотива «ледяного смеха». Эстетика смеха в трудах Ф. Ницше.
6. Игра как способ познания истины, бесконечность игры как ее метафизическая характеристика. («Три метаморфозы духа»). Смысл финала.
7. Г. Гессе и его современники.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Березина А.Т. Герман Гессе. Л., 1984.
3) Каралашвили Р. Мир романа Г. Гессе. Тбилиси, 1984.
4) Ницше Ф. О трех метаморфозах духа. Речи Заратустры // Лина Гроув и Джо Кристмас. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. СПб., 1996.
5) Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., 2003. Гл. 8, 9.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Творчество Ж.-П. Сартра
1. Ж.П. Сартр – писатель-экзистенциалист.
2. «Бытие и ничто» - основной философский труд Сартра.
3. Роман «Тошнота» - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе и передача ощущений героя, осознавшего себя «лишним» в распадающейся на несоединимые части и лишенной смысла реальности. Процесс открытия «фундаментальной абсурдности» бытия как основа сюжета и структуры романа.
4. Рассказ Сартра «Стена». Тема переосмысления жизненных и нравственных ценностей человеком, находящимся перед лицом смерти. Признание героем «проклятой лжи» и бессмысленности жизни, «тотальной абсурдности» своего существования.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Творчество А.Камю
1. А. Камю. «Миф о Сизифе».
2. Роман «Посторонний».
3. Роман «Чума»
4. Эссе «Бунтующий человек».
5. Экзистенциалистская проблематика и романтические начала в творчестве раннего Камю: мотив «царит абсурд – побеждает любовь».
6. Противоречия мировоззрения писателя – идеолога абсурдизма и защитника справедливости, активного действия и стоицизма.
7. Противопоставление человеческого достоинства силам нигилизма.
8. Отказ от «нейтрального письма».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Творчество А.Мердок
1. Философско-эстетические взгляды Мёрдок.
2. Тема духовности и духовных ценностей в романе «Черный принц».
3. Антитеза двух позиций (Пирсон – Баффин, художник – ремесленник).
4. Роль шекспировских аллюзий в романе.
5. Концепция любви: любовь как черный Эрос и как возвышающее начало.
6. Брэдли Пирсон и Джулиан Баффин.
7. Образ Гамлета в романе.
8. Особенности жанра: детектив, философский, психологический, «готический роман», одновременно. Проблемы искусства в романе, его культурологическая насыщенность.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10