Последние годы жизни адмирала
Содержание
Введение. 3
1.1.Детство. 4
1.2.Командир крейсера «Варяг». 8
1.3. Боевые действия крейсера. 10
1.4.Последние годы жизни адмирала. 12
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель «Варяга».
«Варяг», народная обработка стихотворения Р. Грейнца.
Актуальность исследования.Сегодня Россия переживает не самые лучшие времена: реформы девяностых – двухтысячных годов сильно подкосили не только экономические и социальные устои общества, но и нравственные идеалы, складывающиеся и в советское время, и в период имперской власти, и на протяжении всей истории России в целом. Сегодня патриотизм уже не является наивысшей ценностью. Быть патриотом своей страны сегодня, как это ни ужасно звучит, не модно. Однако именно патриотизм всегда сплачивал народы нашей необъятной Родины, выручал нас при любых, даже самых тяжелых, испытаниях.
В Новомосковске, городе, далеком от океанских просторов, несет бессменную вахту бронзовый моряк. Это наш земляк- капитан I ранга В.Ф.Руднев, командир славного крейсера «Варяг». Памятник- благодарность потомкам за смелость, за верность родному флагу.
Предмет исследования:деятельность флотоводца В.Ф.Руднева.
Объект исследования:жизнь и судьба контр-адмирала В.Ф.Руднева, чья личность сегодня незаслуженно забыта.
Цель исследования:дать характеристику деятельности В.Ф.Руднева.
Задачи исследования:
-рассмотреть историю жизни Руднева;
-проанализировать значение деятельности контр-адмирала для военно-морского флота.
Интересно, что ответят большинство, новомосковцев, если спросить, что они знают об адмирале В.Ф.Рудневе? Что памятник ему установлен на улице Комсомольской? Что еще? Что он командовал крейсером «Варяг», известным большинству моих современников в основном из песни «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает…» Правда, я недавно слышал, что песню эту некоторые считают революционной, наверное, из-за слова «товарищи»…
И лишь немногие расскажут о славной и трагической судьбе адмирала В.Ф.Руднева и корабля, которым он командовал. «За Честь, Достоинство, Благородство» в 1901 г. получил Всеволод Федорович звание капитана первого ранга. Не о нем ли писал в своем стихотворении Н. Гумилев:
Ум, светлый, да душа крылатая,
России-матушке служили.
Детство.
Всеволод Федорович Руднев
(1855-1913)
В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера "Варяг". Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, опытный морской офицер.
Выходец из дворян Тульской губернии, Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 года, когда отец его капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев состоял командиром Рижской брандвахты.
Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Веневского уезда Тульской губернии. Пращур Всеволода Федоровича, рядовой матрос Семен Руднев, отличился в 1696 году в бою под Азовом и за храбрость получил по указу Петра I чин офицера.
Отец Всеволода Федоровича Федор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.
Отец В. Ф. Руднева умер в 1864 году, и мать, Александра Петровна, переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.
15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят па казенное обеспечение в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева.
Начало службы
С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев был зачислен на действительную службу и в летние месяцы 1873-1875 годов находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его произвели в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", он с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, практически осваивать морское дело.
Командир "Петропавловска" дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.
16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман В. Ф. Руднев был назначен в новое заграничное плавание на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.
6 октября 1880 года В. Ф. Руднев становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден.
Об этом поучительном и трудном плавании В. Ф. Руднев рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).
В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находился в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году В. Ф. Руднев был назначен командиром парового военного транспорта "Петр Великий", построенного для России во Франции, принял его и привел в Кронштадт.
В 1888 году В. Ф. Руднев женился на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.
С 1 августа 1889 года он снова в заграничном плавании на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".
28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получил чин капитана 2-го ранга, а в декабре был назначен старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шел на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. Броненосец, пробыв почти год в водах Греции, ушел затем в кругосветное плавание, с 1 января по 9 декабря 1895 года. По прибытии в Кронштадт В. Ф. Руднев получил приказ о назначении его командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".
В декабре 1897 года В. Ф. Руднев был назначен командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года ушла в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.
В 1900 году В. Ф. Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где была база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота па Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.
Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, будучи членом городской санитарной комиссии и санитарным попечителем участка морского ведомства, принял энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполнял обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвовал в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.
1.2.Командир крейсера «Варяг»
В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.
Командир крейсера «Варяг» В. Ф. Руднев (в центре) с группой офицеров. Санкт-Петербург, 1902 г. Фотограф Булла
Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.
Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для вооружения корабельного десанта. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, крейсер должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно нести бой.
Однако "Варяг" имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.
25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года. А в воздухе уже пахло грозой!
Обстановка па Тихом океане была напряженной. Япония, подогреваемая империалистами США и Англии, усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.
К началу войны главные силы Тихоокеанского флота России находились в Порт-Артуре. Это была 1-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала О. В. Старка в составе семи эскадренных броненосцев, девяти крейсеров, четырех канонерских лодок, 27 минных крейсеров и эскадренных миноносцев.
13 ночь на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и повредили два броненосца и один крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того (шесть броненосцев, пять броненосных крейсеров и четыре крейсера), стремясь уничтожить ослабленную русскую эскадру, но были отогнаны огнем береговых батарей. Одновременно другая японская эскадра напала па русские корабли в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон).
За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адмирал Е. И. Алексеев направил крейсер "Парят" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии в Корее и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде.
26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер "Тэлбот", итальянский крейсер "Эльба", французский крейсер "Паскаль" и американская канонерская лодка "Виксбург".
Рано утром 27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту. Это было грубым нарушением международного права.
Вот как развивались дальше события этого дня.
Боевые действия крейсера
10 часов 30 минут. Команды "Варяга" и "Корейца" пообедали, прозвучал сигнал: "Все наверх к построению!"
11 часов. Вся команда "Варяга" построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.
11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка "Кореец".
11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: "Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага". У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров "Асама", "Панина", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.
11 часов 45 минут. С броненосного крейсера "Асама" раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. "Варяг" не отвечает - он идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Крупный снаряд с японского крейсера "Асама" разрушил мостик на "Варяге", вызвал пожар в штурманской рубке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.
Меткий огонь с "Варяга" дал свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", а крейсер "Такачихо" был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к "Варягу" устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.
12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудии было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море. Долго потом перед глазами стоял тихий и величавый «Варяг», уходящий под воду, лица матросов, вытиравших скупые слезы; один из них крестясь, стал на колени.
«Мы, русские моряки, сами затопили наше «детище», чтобы оно не досталось врагу»,- скажет Всеволод Федорович, вернувшись в Россию.
Затопленный "Варяг" во время отлива, 1904 г.
Последние годы жизни адмирала
15 часов 55 минут. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. В одесском порту героям-морякам вручили георгиевские кресты. В. Ф. Руднев был награжден орденом Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль "За бой" "Варяга" и "Корейца". С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратове командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода". Матросы получили традиционные тульские дары — пряники и 25 гармоний.
10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа В. Ф. Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала. Через некоторое время он уехал в Тульскую губернию и поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки Алексинского уезда, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Могила его находится в селе Савино Заокского района Тульской области. Время все расставило по своим местам, в ветре перемен Тульская земля не забыла своего героя. В 30 сентября1956 г, в Туле у входа в Комсомольский парк был открыт памятки капитану I ранга В.Ф. Рудневу. В селе Савино (ныне Заокского района Тульской обл.), где похоронен Всеволод Федорович, в 1994 г. установлен надгробный памятник.
Заключение.
30 июля 1997 года в городе Новомосковске на улице Комсомольской был открыт памятник нашему героическому земляку командиру легендарного крейсера «Варяг» адмиралу Всеволоду Федоровичу Рудневу. Установить его помог новомосковский поэт В.А. Большаков, член союза журналистов, почетный гражданин города. Памятник был создан скульптором из Москвы В. Бабенко, а автор памятника Е.Л. Литвак, житель города Новомосковск.
На барельефе надпись:
Командиру крейсера
ВАРЯГЪ
благодарные потомки лето 1997 г.
Якорь, венок, кудрявая береза, цветы, посаженные в знак уважения. Останавливаясь здесь, видя, светлую печать в глазах великого человека России, я иногда думаю:
Понятна грусть твоя.
Вот тропка,
А береза эта,
Быть может, выведет нас к свету
И осветит когда-нибудь
Вам долгий и прекрасный путь.
Памятники истории и культуры отражают исторический путь и традиции народа, его подвиги и свершения. В многочисленных обелисках, братских могилах, мемориальных досках, названиях улиц запечатлена память о тех, кто отдал свою жизнь за будущее нашей Родины.
Время. Оно не проходит бесследно. Каждая эпоха оставляет память о себе. Память о делах и свершениях минувших поколений. Справедливо было когда-то замечено, что без прошлого не может быть будущего. Знать и помнить об этом наша святая обязанность.
Я очень надеюсь, что моя исследовательская работа принесет пользу людям, которые действительно интересуются историей. Знание и изучение истории родного края имеет огромное значение в становлении личности гражданина и патриота. Память о прославленном земляке нашем - В.Ф.Рудневе - станет достойным примером воспитания многих поколений. Россия должна знать, помнить и чтить своих героев!
Список литературы
1Агафонова, О.Ю. Всеволод Федорович Руднев. Последние годы жизни / О.Ю.Агафонова // Лицей на Пушкинской. - 2004-2005. - № 21. - С.125-126
2Аммон, Г.А. 1904, 27.1 Героический бой крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" с японской эскадрой / Г.А.Аммон // Аммон, Г.А. Морские памятные даты. - М., 1987. - С.159-163
3 Большаков, В. Либерал в погонах / В. Большаков // Тула. - 2005. - 1 сент. - С. 31
4Боть, В.И. Командир легендарного крейсера. Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) / В.И.Боть // Гордость земли тульской. - Тула, 1982. - Т.1. - С. 221-228
5Боть, В. Во славу Российского флага / В.Боть // Тульские известия. - 1994. - 10 февр.
6 О подвиге крейсера "Варяг", его командире В.Ф.Рудневе
7Боть, В. Подвиг крейсера "Варяг" / В.Боть // Тульский краеведческий альманах. - Тула, 2003. - вып. 1. - С.62-65
8Боть, В. Рудневы: подвиг и слава / В.Боть // Тульские епархиальные ведомости. - 2006. - № 13(63). - С.79-84
9В память о "Варяге" // Тула. - 2012. - 17 янв. - С. 1
10 "Варяг. Возвращение реликвий" // Тульские известия. - 2012. - 10 февр.
11"Варяг": дорога чести и славы / фото В.Катаев // Родина. - 2005. - № 2. - С.107-112
12Выставка гордый "Варяг": страницы истории // Лицей на Пушкинской. - 2002-2004. - № 18/20. - С.10-13