Немецкий историзм. Л. Ранке и его школа.
В тесной связи с исторической школой права в Германии в русле академической историографии возникла школа крупнейшего немецкого консервативного историка 19в. Леопольда Ранке. На протяжении 60 лет своей научной деятельности Ранке опубликовал целую серию многотомных произведений, среди которых были история стран Средиземноморья, история римских папа, немецкая история периода Реформации, история Пруссии, Англии, Франции, работы по истории войн и международных отношений.
По своим общественно-историческим взглядам Ранке был противником рационализма и приверженцем религиозно-консервативной трактовки истории. Считая, что ход истории определяется божественным провидением, Ранке видел в каждой эпохе и каждом государстве индивидуальность, конкретное и уникальное воплощение божественной идеи. С этим было связано и убеждение Ранке в том, что интересы отдельной личности должны быть подчинены интересам государства. Ранке почти не интересовался социально-экономическими и культурными проблемами в истории, все его внимание было приковано к международным отношениям и политической истории отдельных стран.
Требуя строго эмпирического и объективного изложения событий, Ранке понимал, что историк не может просто описать бесконечное множество отдельных фактов без какого либо критерия их отбора. Для него таким критерием выступали наиболее крупные события, значимые для международной расстановки сил.
Основной заслугой Ранке в развитии историографии была разработка методики критики исторических источников. ним относились вопросы выяснения подлинности источника, его первичного или вторичного характера, учет влияния изучаемой эпохи на ее непосредственное отражение в источнике, сравнение всей известной совокупности источников по данному сюжету, их критический анализ с точки зрения достоверности содержавшихся в них сведений. Позитивной стороной методологии Ранке было и то, что в отличие от романтиков он признавал познаваемость истории, существование объективной исторической истины, которую можно установить средствами эмпирического познания.
Требование Ранке основывать историческое исследование на широком привлечении и сравнительном анализе первоисточников противоречило его стремлению на практике использовать прежде всего источники официального характера. Таковыми служили для него дипломатические архивные материалы. В то же время он демонстративно пренебрегал другими видами источников – мемуарами, прессой, публицистикой, поскольку относил их в разряд чисто субъективных, а потому недостоверных источников.
В конечном счете все произведения Ранке, написанные блестящим литературным языком и насыщенные яркими портретами и запоминающимися характеристиками его героев, лишь скользили по внешней стороне событий, не проникая в их скрытую сущность.
22. Позитивизм в историографии вт. пол. 19в.: общая характеристика.
Во вт. пол. 19в. в историографию таких стран, как Англия, Франция, США, Италия, Россия широко проникают идеи позитивизма. Основы позитивистской философии были положены еще в 30-40-е годы О. Гонтом. Но именно в рассматриваемый период позитивизм, получающий дальнейшее развитие в трудах Г. Спенсера, становится наиболее влиятельным течением буржуазной философской мысли.
Позитивистская философия возникла и развивалась на фоне бурного прогресса естественных наук и испытала на себе его воздействие. Одной из основополагающих ее идей стала возведенная в универсальный принцип идея эволюции, которой положило путь открытие эволюционных процессов в природе Ч. Лайелем (постепенность изменений земной коры) и Ч. Дарвином (эволюция биологических видов как результат естественного отбора). Позитивизм являл собой попытку противопоставить выстроенным умозрительно философским концепциям такое понимание мира, которое основывалось бы на положительных (позитивных) научных данных и охватывало бы как природу, так и общество.
Именно в русле позитивизма возникла новая специальная отрасль общественного познания – социология. Позитивистская социологическая теория исходила из представления о том, что развитие общества подчинено немногим вечным и неизменным «естественным законам». Найти действующие в истории «естественные законы» значило, по мысли теоретиков позитивизма, дать рациональную, упорядоченную. картину исторического процесса.
Стремясь, в соответствии со своим пониманием «естественных законов», выявить в историческом развитии то, что долговременно, устойчиво, постоянно, позитивистская социология совершенно не интересовалась единичным, конкретным, особенно в истории. Все это она оставляла на долю исторической науки, роль которой сводила к накоплению эмпирического материала, собиранию фактов.
Хотя в позитивизме была заложена тенденция к противопоставлению истории и социологии и к понижению роли исторической науки кА таковой, его философские и социологические идеи оказали во вт. пол. 19в. сильное воздействие на развитие исторической науки. Но оно было неоднозначным по результатам.
Позитивизм расшатывал ранее устоявшиеся в сфере понимания истории умозрительные концепции, подрывал позиции провиденциализма и других откровенно идеалистических истолкований исторического процесса, стимулировал поиски новых источников, их публикацию, разработку методики их анализа, способствовал развитию вспомогательных исторических дисциплин.
В определенном смысле позитивизм помогал утвердиться представлению об объективной закономерности, присущей историческому развитию, и о прогрессивном, поступательном движении истории. Но при этом позитивистское понимание общественного развития было ограниченным, чисто эволюционистским, исключало возможность качественных революционных скачков. Поэтому позитивистская историография чем дальше, тем больше уходила от широких, имевших кардинальное значение проблем и направляла свои усилия лишь на поиск и детальное описание фактов.
Т.о., влияние позитивизма на историографию вт. пол. 19в. шло в разных направлениях – и положительном, и отрицательном. Предпосылки к тому коренились в самом существе его теоретических принципов. Но позитивизм еще и по-разному вписывался в культурно-исторический фон отдельных стран, выполняя неодинаковую роль в их духовной жизни вообще и национальной историографии в частности. Так, в России именно на позитивистской основе сложилась историческая школа, обратившаяся в условиях пореформенного периода к изучению аграрных проблем предреволюционной Франции и давшая признанные классическими труды в этой области. В Италии и других странах с сильным влиянием католической церкви в позитивизме нашли опору антиклерикальные тенденции.