Еврейское отношение к Писаниям

У еврейского народа было благоговение не только перед Господом, у них было неимоверное почтение Писания. Евреев, из-за их посвящения Писаниям, часто называли «Народом Книги». Евреи были научены, что долгом каждого человека, ходящего с Богом, является личное чтение и изучение Торы (Писаний). Исторически, в каждой синагоге существовал центр изучения и обучения, где отдельных людей учили истинам божьим.

Хотя сегодня многие светские евреи не знают Писаний, такое отношение не было нормой на протяжении большей части еврейской истории.
Хорошим образцом традиционного еврейского отношения к Библии могут послужить сцены из фильма «Скрипач на крыше». Этот фильм рассказывает историю Тевье, простого еврейского фермера, живущего на Украине в начале этого века.
В своей песне «Если бы я был богатым» Тевье фантазирует о том, какой бы была его жизнь, если бы он был богатым человеком. Он мечтает о легкой и комфортной жизни, о прекрасном доме для своей жены и о том, чтобы быть уважаемым человеком в общине. Когда он представляет себе эту богатую жизнь, он раскрывает самые глубокие желания своего сердца. Если бы он был богатым человеком, по секрету признается он, «самым сладким из всего» было бы то, что он мог бы сидеть в синагоге каждый день и изучать священные книги вместе с учеными мужами. Для Тевье самой высшей целью в жизни было изучение Торы.

Это распространенное еврейское отношение к Писаниям. Даже сегодня у многих евреев сохранилось почтительное отношение к Библии, чего нельзя сказать о некоторых христианах. Каждую неделю в большинстве синагог священные свитки Торы достаются из ковчега, их читают, а потом проносят по проходам в синагоге. Те, кто стоят возле проходов, прикладывают свои пальцы к губам и протягивают их, чтобы с почтением прикоснуться к Торе, таким образом «целуя» священные свитки.

Раз в году у евреев есть праздник, называется он «Симхат Тора» («Радость в Торе»). Во время этого праздника свитки Торы достаются из ковчега, и мужчины в общине танцуют с ними по проходам. Это звучит довольно странно для большинства христиан. (Когда в последний раз вы танцевали со своей Библией?) Но это не идолопоклонство, это любовь! Бог вложил в еврейский народ любовь к Его Слову.

В еврейском мире первого столетия эта любовь к Библии была продемонстрирована неслыханным образом. Еврейские родители начинают учить своих детей ивриту в три года. Если родители не могли учить своего ребенка сами, то они нанимали кого-то, кто бы делал это. К шести годам от еврейских детей ожидалось, что они могут читать и писать на иврите. В шесть лет у детей начинались ежедневные занятия в школе при синагоге. Они изучали Тору в оригинале на иврите и должны были заучивать ее наизусть.

Начинали они учить Тору не с книги Бытие, а с книги Левит, которая считалась самой важной книгой. Ко времени их Бар Мицвы, примерно в тринадцать лет, от соблюдающих евреев ожидалось понимание и знание напамять всей Торы, а также больших разделов из Псалмов и Пророков! Такое образование по части Торы было обычным и для мужчин и для женщин.10
(Тимофей был научен Торе своей мамой и бабушкой). Ко времени своей Бар Мицвы средний еврейский мужчина в первом столетии имел большее знание Писаний, чем многие выпускники семинарий сегодня!

Когда церковь потеряла связь со своим еврейским наследием, это почтение к Слову также было утеряно. Вместо него церковь развила отношение к Писанию, которое больше согласовалось с языческим греческим мировоззрением. Греческий склад ума говорил, что обыкновенному христианину необязательно знать Библию.Серьезное изучение Слова было оставлено профессионалам и служителям. Те, кто хотели читать Библию, должны были быть сначала подготовлены, чтобы не прийти ни к каким недопустимым выводам. В этом они следовали примеру языческих храмов, где лидерство было посвящено в Духовные таинства, в то время как обычные люди поклонялись в относительном невежестве.
Дэн Джастер пишет: «Основная еврейская истина состоит в том, что все люди ответственны перед Богом и должны быть способны читать свитки в синагоге сами и учить Слову своих детей. От каждого еврея ожидается, что он знает, как читать и писать, и как понимать свитки… В церкви, из-за языческого иерархического строя миряне могли оставаться безграмотными. У людей не было личной ответственности за то, чтобы знать Слово, они должны были верить тому, что им скажут, не подвергая сомнению достоверность этого.»»
В Средние Века не только обычные люди, но даже многие короли и священники были безграмотными. Даже тем немногим, кто умел читать, часто был запрещен доступ к Библии. Знание Библии считалось опасным, даже губительным, оно совершенно не одобрялось церковью. Знания были оставлены только для духовенства. В 1517 г. в Англии в г. Конвентри, пять мужчин и две женщины были сожжены на столбах за то, что они учили своих детей молитве Господней и десяти Заповедям на английском языке!12
Время, когда многие люди знали Слово, было потеряно, и до сих пор не восстановлено полностью. И хотя Реформация дала возможность каждому христианину читать Слово, многие до сих пор имеют такое отношение к Библейскому знанию, будто оно необходимо только для профессиональных служителей.
Во многих Евангельских и Харизматических церквях средний прихожанин знает немногим больше, чем несколько Библейских историй и несколько проверенных отрывков. Если кого-то интересует что-то большее, чем это, то никто не ожидает, что такие люди будут сами изучать Писание, они просто подойдут и спросят у своего пастора. Христиан не учат тому, как самим изучать Библию. «Время в Слове» у многих верующих сводится к чтению коротких ежедневных отрывков из Писания, «в день одна глава сохранит тебя от дьявола».
Из-за этого христиане лишены преимуществ «обновления своего ума» (Римл. 12:1-2) через Слово Божье. Они не получают мудрость Божью, чтобы принимать повседневные решения в жизни. Как пастор, я могу сказать, что многие из тех людей, которые приходят ко мне за советом в отношении проблем в своей жизни, дошли до такого беспорядка потому, что они не знают, что говорит Слово Божье об этих проблемах!
Христиане не ходят в той мере благословений, которая приходит от ежедневного изучения и размышления над Словом.
В 1 Псалме Бог обещает, что те, кто будут наслаждаться Словом и размышлять о нем, будут очень благословлены и будут процветать во всем, что бы они ни делали. Как мы увидели в первой главе, евреи, хотя, и не живут с Мессией, их посвящение Божьему Слову дало им невероятное творчество и успех, как и обещал Бог!

Еврейский Фокус на доме

Духовная жизнь Американского христианства XX столетия в основном сосредоточена на церковных мероприятиях. Она происходит в здании церкви, и проводят ее оплачиваемые профессионалы. Большинство мероприятий требуют не столько индивидуального участия, как просто посещения.
Это довольно сильно отличается от еврейского понимания Ранней Церкви. В еврейском понимании основным местом духовного развития был дом. Довгевич пишет:
«Иудаизм сохранялся в каждом поколении, несмотря на преследования, потому что настоящая структура и деятельность религиозной жизни была сосредоточена в домах.
И хотя многие синагоги были разрушаемы на протяжении веков, Иудаизм выжил, потому что каждый еврей предположительно имел знания о вере своих предков. Вот почему Иудаизм всегда может выжить в доме. Дом был маленьким святилищем, мигдаш меият, он был отделен для поклонения Богу, для изучения Его Слова, а также являлся гостеприимным местом.»
Многие христиане сегодня не осознают, что на протяжении почти всей еврейской истории у евреев не было «церквей», в которые они могли бы ходить! У них не было места, куда бы они регулярно собирались для публичного поклонения! Наше понимание поклонения настолько сильно привязано к церковному зданию, что о другом мы даже не могли бы подумать!
Когда вы будете изучать Библию, то обнаружите, что Скиния и Храм не являлись местами еженедельного публичного поклонения. До Вавилонского пленения синагог, наверное, не существовало.
На протяжении почти всей еврейской истории и до сегодняшнего дня, основным фокусом еврейского поклонения оставался дом. То же было верно и для ранней Мессианской Церкви. Вот почему до дней Константина вы не найдете христиан, которые строили бы церковные здания. У них была другая модель поклонения, модель, сосредоточенная на доме.
Согласно Библии, большинство основных праздников и памятных дат не являлись общими собраниями в синагоге или храме, но были семейными собраниями, главой которых являлся отец, исполняющий роль старейшины и священника своей семьи. Читая книгу Исход, вы обнаружите, что Песах был задуман так, чтобы праздновать его дома вокруг стола. Во время Суккота, или Кущей, родители строили «палатку» на заднем дворе из веток деревьев, и вся семья «селилась лагерем» перед Господом на неделю.
Самое главное празднование и поклонение – это еженедельная встреча Субботы, которая опять же таки происходит дома. Каждую пятницу вечером отец семейства – мужчина, которого учили Писаниям с возраста трех лет, – вел свою разросшуюся семью в праздновании Шаббата. Это было домашнее служение поклонения для всей обширной семьи, которая включала детей, внуков, слуг и т.д. Большая семья первого столетия включала в себя несколько поколений и иногда насчитывала от 20 до 30 человек. Частью ответственности отца семейства было вести эту семью в прославлении Бога, возносить благодарность за благословения Божьи, молиться и благословлять свою жену, детей и всех присутствующих.
Трапеза начиналась с того, что мама зажигала шаббатние свечи и благословляла Бога за дарование Субботы. Семейство часто пело вместе веселые песни хвалы. В начале трапезы отец поднимал бокал вина и молился, благословляя Бога за его щедрое обеспечение. Потом он брал хлеб и произносил подобное благословение. Он разламывал хлеб и передавал его вокруг стола, чтобы каждый мог участвовать в этом.
Шаббатняя трапеза была радостным временем, сфокусированным на посвящении Господу. Во время еды члены семьи говорили об истинах Божьих, цитировали и обсуждали Писание, молились и воспевали хвалу Господу. Часто друзья и соседи были приглашены присоединиться к этому празднованию.
Довгевич пишет: «Разговоры продолжались еще долго после того, как догорели шаббатние свечи. Это было время, чтобы делиться, слушать, что-то планировать и смеяться.»1
Когда мы читаем Новый Завет, нам нужно помнить, что эти семейные празднования Шаббата являлись центральной частью духовной жизни каждого члена ранней церкви с их самого раннего детства. Я верю, что это оказало огромное влияние на формирование, структуру и успех ранней церкви.
В нашей церкви, когда мы начали ячеечные группы, одной из основных была проблема поиска лидеров. Где нам наши нужное количество мужчин и женщин, которые были бы достаточно зрелыми в знании Слова, способными учить и чувствовавшими себя комфортно в ведении группы, молитве и поклонении. В традиционном христианстве, большинство мужчин и женщин никогда и нигде не делали этого. Они выросли в церкви, где назначенные служители исполняли все лидерские функции, и где от обычного христианина не ожидалось знания Библии. В результате, когда мы пытались воплотить какую-то форму домашней церкви, поиск квалифицированных лидеров стал самой большой проблемой, которая ограничивала рост церкви.
Но таких проблем не было в Ранней Церкви. Благодаря еврейской традиции семейного поклонения, почти для каждого верующего было обычным вести молитву, поклонение, обсуждение Слова Божьего и чувствовать себя комфортно. Это обеспечило Раннюю Церковь огромной базой потенциальных лидеров. Когда 3000 людей присоединились к Церкви во 2-й главе Деяний, большинство этих мужчин и женщин пришли в Церковь, будучи уже подготовленными к тому, чтобы взять Духовное лидерство в формате «домашней группы».
Ранняя Церковь могла расти быстро потому, что она состояла из тысяч мужчин и женщин, чей уровень опыта и библейских знаний превосходил многих выпускников семинарий сегодня. Вот почему в Деяниях, 8-й главе они все могли выйти и проповедовать Слово! Эти Мессианские верующие были хорошо снаряжены для того, чтобы быть лидерами в новых общинах, насаженных по всему миру.
Я думаю, что, скорее всего, именно вечер пятницы в праздновании еврейского Шаббата послужил образцом для Ранней христианской домашней церкви. Именно в пятницу вечером вся еврейская семья собиралась вместе для трапезы, чтобы праздновать Божью работу в творении и принимать Его обеспечение для отдыха. А на следующий вечер Мессианская духовная семья – церковь, собиралась для трапезы, чтобы праздновать Божью работу искупления и принимать обеспечение Духа Святого.
Это семейное празднование и поклонение служило подготовительной площадкой для ранних церковных лидеров. Павел сказал, что одним из требований для руководства церковью было хорошо справляться с руководством в своей собственной семье (1-е Тим. 3:4-5). Так, как эти мужчины и женщины вели свои семьи в праздновании Шаббата, так же они могли приводить домашнюю церковь в присутствие Божье.

Пока церковь сохраняла это еврейское наследие, она продолжала расти и процветать по всему миру с невероятной быстротой. Когда это наследие было отвергнуто, церковь потеряла силу исполнять свою миссию.

5. Потеря еврейского отношения к жизни.

Одна из основных вещей, которая удерживает неверующих от прихода к Иисусу сегодня, – это мирское восприятие церкви как безрадостной, полной осуждения и законничества группы людей. К сожалению, на протяжении большей части истории это было довольно точным описанием церкви.
Когда стоическая философия и греческий аскетизм были смешаны с Библейским учением, в результате получилось безрадостное христианство, где бедность и страдания считались достоинствами. В Средние Века те, кто хотел быть ближе к Богу, давали клятвы бедности и целибата, отделяли себя от семей и друзей, в прямом смысле слова мучили себя в надежде на то, что жизнь физических страданий каким-то образом сделает их святыми.
Такое отношение, хотя и не является библейским, все же остается с нами и сегодня, просто не в таких экстремальных формах.
Многие сегодня считают, что христианской жизнью нельзя наслаждаться, ее можно только переносить в терпении. Как будто это лекарства: «Мне они не нравятся, но я знаю, что от них мне будет хорошо.» Такое отношение повлекло за собой то, что мир смотрит на христиан как на людей, которые не наслаждаются жизнью и не хотят, чтоб ею наслаждались другие. Недавно я увидел наклейку на бампере машины: «Пуританство — это страх того, что где-то кому-то сейчас хорошо.» Вот как мир видит христиан!
Несколько лет назад мы призвали нашу церковь к 21 дню молитвы. Первые две недели были объявлены днями молитвы и поста. Каждый день у нас были молитвенные собрания для тех, кто участвовал: мы собирались вместе и искали Господа. Когда мы подошли к третьей неделе, то почувствовали, что Господь говорит нам, чтобы эта неделя была неделей молитвы и празднования. Каждый день мы приготавливали еду, чтобы те, кто собирался вместе, могли праздновать в Божьем присутствии.
Нам интересно было наблюдать за реакцией церкви. Первые две недели на собрания приходило много людей. Люди были готовы посвящать время посту и поиску Господа. Однако, когда мы подошли к третьей неделе и приготовили празднование, – случилась странная вещь. Никто не пришел! Люди были готовы посвящать время молитве и посту, но не молитве и празднованию!
Для среднего христианина пост — не такое уж и приятное занятие, и именно поэтому – ценное духовно. И наоборот, празднование – это приятное занятие, и поэтому провести время для того, чтобы кушать и молиться, не показалось стоящим!
Согласно Библии, оба этих занятия являлись частью христианской жизни. Есть время поститься, и есть время праздновать. В правильное время и в правильном месте празднование является настолько же духовным, как и пост!
Евреи воспринимали всю жизнь как драгоценный дар от Бога и учили тому, что Бог хочет, чтобы Его дети наслаждались Его благословениями. Быть грустным – это не более духовно, чем быть радостным! В Библейском календаре есть дни, отведенные Для поста и покаяния, но есть и дни для радости и веселья, чтобы в полноте насладиться каждым благословением, данным Богом.
Не многие христиане знают о том, что Бог заповедал еврейскому народу каждый третий год брать особые десятины из своих доходов и тратить их на то, чтобы как следует развлечься и отпраздновать в Его присутствии! Второзаконие 14:25-26 дает нам указание: «То променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою, и приходи на место, которое изберет Господь Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое.» Результатом этого празднования и веселия было то, что народ учился «бояться Господа, Бога своего, во все дни» (Втор. 14:23).
В большинстве своем еврейское поклонение – это время радости и благодарности за Божью доброту. Многие христиане думают о соблюдении «Шаббата» как о торжественном и серьезном времени, когда нужно избегать всяческих удовольствий. Для евреев еженедельный Шаббат не был днем, когда нужно быть несчастным. Шаббат был днем, когда можно расслабиться, насладиться общением с семьей и друзьями, хорошо покушать и отпраздновать Божьи благословения. Многие из библейских праздничных дней были специально задуманы как развлечения, которые бы собирали всю семью вместе.
Для евреев все Божьи благословения даны для того, чтобы наслаждаться ими в правильном контексте и с благодарением. Втор. 28:47 учит, что Божья цель для Его народа состоит в том, чтобы они «служили Господу с радостью и весельем от всего сердца для избытка во всем!»
Такое отношение ранней Мессианской церкви остро противоречит отношению греческого и римского мира.
В I столетии безнравственные Эпикурианцы говорили: «Ешь, пей и веселись, ибо завтра умрешь.» Аскетические Стоики говорили: «Постись и трезвись, ибо завтра умрешь.»
Благочестивые евреи и Мессианские христиане говорили: «Ешь, пей и будь благодарен, потому что жизнь – это дар от Бога» (Еккл. 3:13).
Именно такое отношение сделало христианство настолько заразительным в 1 столетии. Радостные, благодарные христиане до сих пор заразительны и сегодня!

Подготовка к восстановлению

Мы рассмотрели лишь НЕКОТОРЫЕ перемены, которые произошли в церкви с тех пор, как наши еврейские корни были украдены. Мы увидели потерю еврейского отношения к БИБЛИИ, потерю еврейского отношения к ДОМУ, потерю библейского отношения к БОГУ и потерю РАДОСТИ жизни в Божьем присутствии.
И существует еще многое-многое другое. Но у меня есть и ХОРОШАЯ НОВОСТЬ для вас: пришло время ВОССТАНОВЛЕНИЯ!
Во второй части этой книги мы рассмотрим конкретные шаги, которые позволят нам начать возвращать все то, что было утеряно!

Глава 5

Процесс Возрождения

Когда Константин объявил соблюдение еврейских традиций в церкви вне закона, он отрезал церковь от ее еврейского корня и привил ее к корню языческой греческой философии.
Если вы срежете ветвь с живого дерева и привьете ее к мертвому пню, то внешняя перемена может быть заметна не сразу. Ветвь содержит достаточно жизненных соков внутри себя, чтобы продолжать жить еще какое-то время. Однако со временем, пока листья будут оставаться без жизнеобеспечивающих соков, они начнут высыхать. В конце концов, все что останется – это мертвая ветвь.

Господь предупреждал Иезекииля, что когда языческие обычаи входят в Его храм, Божье присутствие покидает его. Когда церковь оставила свое Богом данное еврейское наследие и приняла языческие обычаи, присутствие и жизнь Божья покинули ее. Какое-то время последствия этого не были заметны. Казалось, что церковь процветает.

Церковь теперь наслаждалась красивыми зданиями, изысканными церемониями, но сила и присутствие Бога проявлялись все меньше и меньше. Церкви теперь недоставало духовной силы, чтобы исцелять больных, изгонять бесов и достигать потерянных.

Внешне церковь как организация продолжала расти. Обращения раньше происходили благодаря проявлениям силы Божьей. «Обращения» теперь происходили благодаря финансовым поощрениям, а, в конце концов, и с применением военной силы. Целые нации обращались в «христианство». Церковь приобрела богатство и престиж, но потеряла свою истинную сущность. Церковь, которую утверждали апостолы, Мессианская Церковь, перестала существовать.

Но не думайте, что Господь совершенно забыл Свой народ, мы должны отметить, что на протяжении тысячи лет «темных веков», Бог сохранил остаток. Писание учит, что Бог всегда сохраняет остаток. В Католической Церкви всегда были благочестивые мужчины и женщины, такие как Бернард из Клерво и Франциск Ассизский, которые истинно любили Господа и ходили с Ним.

В отдаленных областях, на окраинах старой империи, Бог также сохранил остаток Мессианских церквей на многие столетия. Два самых показательных примера тому – это Калды Ионы и Вальденцы.

Калды Ионы

Самая многочисленная из сохранившихся общин Мессианского христианства находилась на маленьком скалистом острове у берегов Шотландии – место, известное как остров Ионы. Сообщество Ионы было основано человеком по имени Коламба (521-597гг.), это был христианин, рожденный знатными родителями в Донегале, Ирландии. Коламба был истинным апостолом, насадившим 300 церквей в своей родной Ирландии.1

В 563 году Коламба оставил свою родину, чтобы идти в «паломничество ради Христа». С группой 12 последователей Коламба отправился из Ирландии в Шотландию, где он основал христианскую общину на острове Ионы. Это была настоящая община, а не монастырь в Римско-Католическом стиле. Тем, кто жил и работал на Ионе, разрешалось вступать в брак и растить детей. Лидерство в общине, основанной Коламбой, часто передавалось от отца к сыну.
С самого начала остров Иона служил как база для евангелизации Скоттов и Пиктов. Через служение проповеди, изгнания бесов и чудеса Коламба и его последователи, известные как Калды, достигли всю северную Шотландию для Господа за очень короткое время.

Отчеты о служении Коламбы можно читать как книгу Деяний. Множество больных были исцелены, демонические силы связывались и изгонялись вон. Многие души были достигнуты Для Господа благодаря действию духовной силы и точности пророческих слов, которые говорил Коламба. В ситуациях, напоминающих Илию и пророков Ваала на горе Кармил, Коламба часто выступал против языческих жрецов и священников и отсылал их «побежденными и пораженными» силой Божьей.

В результате служения Коламбы было основано много церквей, и, благодаря этому, религиозная, политическая и социальная жизнь Шотландии навсегда изменилась.3
Хотя и почитаемый святым Католической церковью, Коламба никаким образом не был связан с Церковью Рима. Калды были, скорее, остатком более древней версии христианства, Мессианской церковью.

Последователи Коламбы соблюдали 7-ой день как Шаббат и праздновали Пасху. Они делали сильный акцент на том, чтобы каждый верующий имел основательное знание Библии. Как и древние синагоги, церкви, насажденные Коламбой, являлись обучающими и подготовительными центрами, где каждый ее член был наставляем в истинах Божьих.
Жители острова Ионы покупали рабов и освобождали их. Этих освобожденных рабов учили читать Библию на иврите, греческом и галльском, а потом подготавливали к миссионерской деятельности. (И это происходило в то время, когда даже большинство королей Европы не умели читать и писать). Послание, которое провозглашали эти миссионеры, фокусировалось на трех истинах: «Отец возлюбил мир; Сын умер за грешников; Дух Святой обновляет тех, кто ищет Бога, в покаянии и вере.»5
Миссионеры с острова Ионы путешествовали по всей Европе, провозглашая Божью истину на доступном людям языке. И хотя они часто встречали противление со стороны Римской Церкви, эти миссионеры оказывали влияние на Европейское христианство на протяжении столетий. В конце концов, остров Иона был разрушен набегами Викингов в восьмом столетии, но общины, основанные миссионерами-калдами с острова Ионы, продолжали существовать еще спустя столетия.

Отождествляя остров Ионы с остатком Мессианской Церкви, мы не должны предполагать, что они считали себя евреями. Соблюдение Пасхи и Шаббата казалось для них еврейским не более, чем чтение книги Псалмов и участие в Вечере Господней кажется еврейским для нас. Для Коламбы эти вещи были частью христианства. Все, что практиковали Калды, было частью Библейского христианства со времен апостолов. Все это кажется незнакомым для нас только потому, что эти вещи были насильно устранены из церкви в Средние Века.

Вальденцы

Другой пример Мессианской Церкви мы можем найти у ранних Вальденцев. Вальденцы были общиной христиан, живших в отдаленных равнинах Французских и Итальянских Альп. (Слово «Вальденцы» происходит от латинского слова «Vallis Densa», что означает «туманные долины».)6

В IV столетии, когда Константин начал стремительные перемены в церкви, многие из епископов воспротивились этому. Те, кто противостоял переменам Константина, были жестоко преследуемы. Эти епископы и их последователи бежали в поисках защиты в отдаленные долины, высоко в Альпы, куда не могли прийти Римские армии.7 Они оставались там на протяжении тысячи лет, во многом сохранив жизнь ранней церкви. В XVI столетии их потомки присоединились к Протестантской Реформации.

Аспекты, на которых делали ударение ранние Вальденцы:

Соблюдение 7-го дня как Шаббата (Вальденцев иногда называли Субботниками)8;
Собрания в домашних церквях;
Запоминание Писаний;
Проповедь на доступном людям языке;
Пророчества, видения, молитва на иных; языках и помазание елеем для исцеления;
Личное свидетельство.

Аспекты, с которыми Вальденцы не соглашались:

Учение о чистилище;
Молитва за умерших;
Разделение на мирян и духовенство;
Молитва, обращенная к Марии и святым;
Литургия и ритуалы;
Языческие праздники9

Говоря вкратце, Бог сохранил малый остаток ранней церкви, спрятанный в «расселине скалы» и защищенный от разорения.

Путь Восстановления

Во тьме Средних Веков Бог сохранил верный остаток ранней церкви. Его конечной целью, однако, являлось не просто сохранить остаток, но и восстановить Свою церковь.
Процесс восстановления произошел благодаря серии возрождений или духовных пробуждений. Это началось в XIV столетии с Джона Виклифа. Виклиф (1329-1384гг.) был философом в Оксфордском Университете, где ему представилась редкая возможность изучать Библию самому. Когда он стал читать Слово, его жизнь преобразилась.

Виклиф начал учить из Библии и перевел ее на английский язык, чтобы простые люди могли читать ее сами. Целью его служения было восстановление Церкви в ее Новозаветней чистоте. Он писал: «Мы просим у Бога Его высшей благости, чтобы Он преобразовал нашу церковь, пришедшую в полное расстройство, в совершенство ее первоначального замысла.»

В своей ревности увидеть Церковь восстановленной Виклиф стал горячим евангелистом. Он готовил проповедников и посылал их по всей Англии проповедовать везде, где их будут слушать. Они проповедовали на дорогах, на деревенских лугах и во дворах церквей. Его последователи, известные как лолларды, верили, что главной обязанностью священника является проповедь Библии людям на понятном им языке. Это возрождение в Англии яростно подавлялось Римской церковью, и, все же, движение лоллардов продолжало разрастаться в Англии на протяжении нескольких столетий.

Работа Виклифа была продолжена Яном Гусом, Лютером, Уитфилдом, Весли и многими другими, которые полагали свои жизни, чтобы увидеть церковь восстановленной. Благодаря их жертве, мы теперь можем наслаждаться многим из того, что было утеряно.
Вливание Слова Божьего принесло жизнь «мертвым» ветвям языческой церкви. Многое было восстановлено в церкви.

Однако, возвращения к первоначальным еврейским корням так и не произошло.
Согласно 11 главе послания к Римлянам, Божьим намерением было привить языческую церковь к «живым ветвям» Мессианского Иудаизма, откуда она могла бы черпать жизнедающие соки корня. Проблема заключалась в том, что ко времени Реформации естественных живых ветвей больше не существовало. Мессианский иудаизм был уничтожен столетиями преследований со стороны антисемитской церкви. Те евреи, которые знали Мессию, были вынуждены ассимилироваться, приняв культуру и практики языческой церкви.

Мессианский Иудаизм, религия первых апостолов, не существовала уже более тысячи лет. Все, что осталось от Иудаизма, – это были «отломленные ветви» Раввинистического Иудаизма. Уже не было живых ветвей, к которым могла бы привиться языческая церковь!
Потом в 1967 году произошло очень важное событие. В Евангелии от Луки 21:24 Иисус сказал: «Смотри, Иерусалим! Когда ты увидишь город опять в руках евреев, ты будешь знать, что заканчиваются времена язычников. И еврейский народ вскоре исполнит свое предназначение!»

7-го июня 1967 года Израиль находился в разгаре Шестидневной Войны, борясь за свое собственное выживание. Безнадежно для Израиля, враги превосходили их численностью, и многие эксперты сомневались в том, что Израиль может выжить. Евреи надеялись, что Иордания не вступит в конфликт, но 7-го июня жестокие бои разгорелись в разделенном городе Иерусалиме. В то время как Иордания продолжала бомбить еврейские части города, Колонел Мордехай «Мота» Гур, командир израильских парашютистов, отдал приказ командирам своих батальонов оккупировать старый город Иерусалима.11

Приближаясь к Иерусалиму со стороны Масличной горы, парашютисты проникли в город через Львиные ворота и вели бои на узких улочках города, прокладывая себе дорогу к Стене Плача, последним останкам старого Еврейского Храма. И там, стоя перед этим древним символом, крепкие и закаленные воины плакали. Главный Раввин Армии Шломо Горен затрубил в шофар, и было сделано заявление: «Храмовая гора в наших руках!»12 Впервые за 2000 лет Иерусалим оказался в руках евреев!

Солдаты все вместе пели песню «Золотой Иерусалим», глава Центрального Командования Узи Наркис с чувством провозгласил: «Такого никогда не было, у меня нет слов! Мы все склоняемся перед историей!»13

Восемь дней спустя, в газете «Jerusalem Post» появилась фотография массового собрания возле Стены Плача с таким заголовком: «Впервые со времен Рассеяния 200000 человек собрались на паломничество к Стене Плача.»14
Те, кто понимали Библейское пророчество, могли распознать, что в истории произошел важнейший поворотный момент. Иисус сказал, что, когда вы увидите Иерусалим опять в руках евреев, вы будете знать, что времена язычников подходят к концу. Пришло время, когда Бог призывает еврейский народ обратиться к Мессии.

Интересно, что современное Мессианское Еврейское Движение находит свое начало в 1967 году. До начала 1967 года нигде в мире не было известно о Мессианских общинах, но именно в этом году Мессианский Иудаизм возродился. Впервые за тысячу лет живые ветви начали свой рост от корня маслины. И эти живые ветви растут и процветают, несмотря на жесткое противостояние. Сейчас уже существуют сотни Мессианских синагог по всей Америке и еще сотни по всему миру. Бог совершает чудесную работу. Это восстановление чего-то, что было утеряно для церкви на протяжении более чем 1000 лет.

Тогда как живые природные ветви начинают расти, Бог возбуждает также и языческие ветви. Он вкладывает в верующих из язычников страстное желание быть присоединенными к своим корням. Как духовный магнит, живые ветви притягивают церковь к восстановлению своего утерянного наследия. Я верю, что мы живем в самые потрясающие годы всей истории церкви. Мессианская Церковь вернулась!
Теперь, когда мы входим во время восстановления, как мы можем начать возвращать это утерянное наследие? Это будет темой второй части этой книги – «Возвращение нашего утерянного наследия!»

Совершенные язычники

Сегодня по всему миру христиане постятся и молятся о пробуждении для церкви. Наше сердце взывает о таком христианстве, которое знали апостолы, – о христианстве, в котором есть сила исцелять больных, достигать потерянных и освобождать пленных.
За последние несколько столетий, когда верующие молились и взыскивали Господа, Бог милостиво восстановил многое из того, что утеряла ранняя церковь. Однако, грустно то, что церковь сегодня очень сильно отличается от тех церквей, которые основывали апостолы.
Я думаю, что Церковь никогда не будет восстановлена полностью, пока мы не увидим Христианство в его Еврейском контексте, как это было в церкви Нового Завета. Отношения, истины и обычаи, присущие Еврейским корням Христианства, не являются какими-то чужими элементами, заимствованными из другой религии. Они были даны Богом для нашего блага. Они были задуманы Богом, чтобы дать нам лучшее понимание наших отношений с Ним.

Всякий, кто изучал Библию, знает, что мы не можем понять Новый Завет, изучая его отдельно от Ветхого. Когда Иоанн Креститель заявил: «Вот, Агнец Божий!», он говорил в контексте еврейской системы жертвоприношений. Мы не можем понять заявление Иоанна, а в действительности и деяние Иисуса, отрывая его от еврейской Библии. Точно также мы не можем в полноте понять события 2 главы книги Деяний без понимания работы Духа, описанной в 11 главе книги Чисел и во 2 главе книги Иоиля.

Когда мы узнаем о еврейских корнях нашей веры, мы обнаруживаем, как отрывок за отрывком в Писании становятся ясными, и долго скрываемое их значение вдруг раскрывается. Отрывки, которые были не понятны нам, неожиданно оживают. Мы приобретаем более глубокое понимание наших заветних прав и того, как Бог хочет к нам относиться.
Евреев, которые приходят к познанию своего Мессии, иногда называют «Совершенными евреями». Это хорошее определение. Но я верю (и это истинно), что когда христиане из язычников приходят к познанию Еврейских корней своей веры, они становятся «Совершенными язычниками»!

Иешуа – не только Спаситель мира, но и Мессия Израиля – наш Мессия. Его благодатью мы стали согражданами в этом всеобщем благословении. Чем больше мы знаем об этом наследии, тем более богатыми и совершенными мы будем.

Глава 6

Возвращение нашего утерянного наследия: наблюдения за происходящим в в церквах мира.

За последние несколько лет у меня была возможность путешествовать и служить по всей стране, где я живу, и во многих странах по всему миру. В процессе моих путешествий было интересно наблюдать, какие изменения произошли в теле Христа.
Церковь сейчас находится посреди многих перемен. За последние годы мы видели поднятие Пророческого движения, Апостольского движения, движения молитвы, движения домашних групп и многое-многое другое.
Когда я посещал конференции и церкви по всей стране, я заметил одну перемену, к удивлению, незамеченную многими в церкви. Это изменение произошло настолько незаметно и настолько постепенно, что лишь немногие обратили на это внимание, но это изменение имеет огромное влияние на будущее церкви. То, чему я был свидетелем, посещая церковь за церковью, то, чего не было со времен IV столетия, – заключается в том, что церковь начала принимать свои еврейские корни.

Перемена в отношении церкви к Иудаизму замечается благодаря множеству деталей, кажущихся незначительными. Если брать их в отдельности – ни одна из этих деталей не кажется важной, и все же, когда смотришь на них вместе – они формируют особый характер, в котором невозможно ошибиться. Позвольте мне поделиться некоторыми наблюдениями.

Еврейское поклонение.
За последние 20 лет было очевидным то, что Харизматическое прославление затрагивало наши еврейские корни, часто включая еврейские танцы, такие как Хора, а также радостные песни в минорном ключе. В последние годы перестало быть необычным то, что церковь поет песню на иврите и называет Иисуса его еврейским именем Иешуа.

Звезда Давида.

Было время, когда можно было определить религиозную принадлежность женщины по ее украшениям. Если она была протестанткой – она носила крестик. Если она была католичкой – она носила распятие. Если она была еврейкой – она носила звезду Давида. Но сейчас это уже не так. За последние несколько лет распространенным стало видеть женщин, любящих Иисуса, которые отождествляют себя со Звездой Давида.

Талит.

На протяжении большей части церковной истории было неслыханным, чтобы христианин одевал талит, Еврейское молитвенное покрывало. Но в последнее время, посещая различные конференции, практически невозможно войти в молитвенную комнату, чтобы там не было кого-то, одетого в талит.

Шофар.

Когда я рос в церкви, я даже не знал – что такое шофар! (Это труба, сделанная из бараньего рога.) Однако за последние годы стало обычным слышать трубление в шофар в церкви. Зайти в Харизматическую церковь, в которой нет шофара, стало равнозначным тому, что зайти в Католическую церковь, в которой нет свечей. Шофар стал частью стандартного церковного оснащения.
Принятие церковью этих внешних атрибутов Иудаизма чрезвычайно распространилось. Несколько лет назад я посетил Мировой Центр Молитвы в Колорадо Спрингс, расположенный на территории Церкви Новой Жизни. Когда я зашел в их книжный магазин, первое, что я увидел на витрине – выставку талитов и шофаров!

Недавно я читал отчет одних Эскимосских христиан, которые пошли на древние возвышенности в тундре для молитвы и ходатайства. История повествовала, как эти эскимосы стояли на открытом пространстве тундры, прославляли Господа, молились и трубили в свои шофары! Вы можете себе представить это?
Взятые сами по себе, эти внешние признаки могут быть объяснены церковной причудой. Но здесь вовлечены более серьезные вопросы. Когда я путешествовал и беседовал со многими пасторами по всей стране, я обнаружил, что эти внешние знаки сигнализируют о более значительном изменении в отношении. Кстати, это принятие нашего Еврейского наследия начало влиять на мероприятия церкви и на ее структуру значительным образом.

«Еврейские» праздники.
Среди христианских церквей все более распространенным становится празднование библейских праздников (Песаха, Пятидесятницы и Кущей) в добавление к традиционным «христианским» праздникам. Наша церковь впервые стала праздновать эти праздники восемь лет назад, и в то время я не знал других церквей, которые бы тоже праздновали их. С того времени я впечатлен тем, как много знакомых мне церквей начали соблюдать эти праздники. Разговаривая с многими пасторами, которые начали празднование библейских праздников, я обнаружил, что типичной реакцией их людей было: «это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Почему мы не делали этого раньше!»

Еврейская Суббота.

Я обнаружил, что больше и больше церквей вдохновляют своих членов соблюдать Шаббат. Большинство Американских христиан игнорировали этот праздник все последнее поколение. Я говорил со многими христианами, которые, зная о том или нет, следуют образцу ранней церкви в соблюдении Субботы как дня покоя (Шаббат) и воскресенья как дня поклонения.

На протяжении большей части своей истории церковь намеренно избегала служений по субботам из-за страха выглядеть еврейской. Церковные Соборы в средние века специально запрещали поклонение по субботам именно по этой причине. Тем не менее служения по субботам становятся все более распространенным вариантом для церквей, добавляющих второе служение.

Говоря обо всех этих фактах вместе, я верю, что Дух Святой делает нечто! Я даже пытался найти название этому. Я думал назвать это Иудаизацией церкви, но решил, что такое название не подойдет. Я в шутку предложил назвать это «объевреивание» церкви, но моя жена только охнула, когда я сказал ей об этом!
Это не Иудаизация церкви, потому что иудаизация – это ересь. Иудействующие учили, что язычники должны обратиться и стать евреями для того, чтобы обрести спасение. Но это НЕ ТО, что происходит сегодня.

Сегодня происходит следующее – Дух Божий дает желание Своей Церкви восстановить ее потерянное наследие. Это желание со стороны ветвей заключается в том, чтобы быть вновь присоединенными к своим оторванным корням. Я верю, что результатом будет восстановление церкви по ее Новозаветному образцу. Не так важно, как мы назовем это, главное – увидеть, что что-то действительно происходит.

Очень значимо то, что здесь нет места законничеству или принуждению. На протяжении столетий существовали законнические группы, отстаивающие седьмой день поклонения и соблюдение праздников, но то, что происходит сейчас – совсем другое. Это спонтанное движение, проходящее через все деноминационные и географические границы. За этим движением не стоит никакая организация. Это Дух Господень, возбуждающий сердца Своего народа. Бог вложил в сердце Своей церкви стремление к восстановлению того, что было издавна, того, что было от Господа.

Я верю, что Бог призывает свою невесту восстановить ее потерянное наследие. Бог движет Свою церковь к воссоединению с ее Еврейскими корнями, и я верю, что в результате это приведет к пробуждению.

Что нам делать сейчас?

Когда первая половина этой книги была завершена, я разослал копии некоторым друзьям, чтобы увидеть их реакцию. И обнаружил, что почти каждый, кто прочитал ее, имел двоякую реакцию.
Первая реакция обычно была такая: «Это невероятно! Почему нам об этом не рассказывали?» Когда пастыря и лидеры церквей читали эту книгу, их глазам открывались вещи, которых они никогда себе даже не представляли! Впервые они увидели, почему церковь не ходит в той силе, которую предназначил ей Господь!

Но вторая реакция обычно была такой: «Что нам делать сейчас?» Важно видеть, что мы потеряли, но что нам делать по поводу восстановления этого потерянного наследия?

Отправная точка восстановления

Если вы дочитали до этого места, вы УЖЕ НАЧАЛИ процесс восстановления. Первый шаг в восстановлении — это осознать, что вы потеряли что-то. В четвертой главе мы посмотрели на некоторые вещи, которые церковь утеряла. Позвольте Богу посеять жажду в вашем сердце об их восстановлении!

Просите Бога ВОССТАНОВИТЬ БЛАГОГОВЕНИЕ в отношении познания Его! Не удовлетворяйтесь «интеллектуализированным» христианством, которое пытается «вычислить» Бога! Пусть высшей целью вашей жизни станет прославление Его, служение Ему и любовь к Нему!
Просите Бога ВОССТАНОВИТЬ древнееврейскую ЛЮБОВЬ к Его Слову! Глубокие истины Божьи не принадлежат только вашим пастырям! Научитесь изучать Библию. Насыщайте свой разум Словом Божьим! Откройте для себя радость, которая приходит от наполнения вашего разума мыслями Божьими!

Позвольте Богу ВОССТАНОВИТЬ ваш ДОМ как центр вашей духовной жизни! Хорошая церковь может быть замечательным центром ресурсов, чтобы помочь вам в вашем хождении с Богом! Но основной фокус жизни с Богом – это дом. Пусть Господь сделает ваш дом «мигдаш мейят» – маленьким святилищем! Сделайте его местом поклонения и изучения. Приглашайте друзей для совместной трапезы, общения, поклонения и свидетельства!

Позвольте Богу ВОССТАНОВИТЬ библейское отношение к ЖИЗНИ! Научитесь наслаждаться Богом и праздновать в Его Присутствии. Служите Ему с весельем и радостью! Пусть ваша жизнь переполняется благодарностью!
Пусть Господь привьет вас к корню, чтобы вы могли наслаждаться его богатыми, жизнедающими соками. Позвольте Ему восстановить вас в христианство, каким задумал его Он!

В то время как вы ищете восстановления, я хочу предупредить вас: «Не сверните в крайность законничества!» Восстановление не приходит через законничество. Возвращение к нашим еврейским корням не означает попытку жить под Ветхим Заветом. Оно означает испытать НОВЫЙ Завет так, как знали его апостолы! Оно касается восстановления радости жизни в Божьем Присутствии!

Вот еще одно предупреждение: «Не удовлетворяйтесь лишь внешними проявлениями!» Внешние атрибуты иудаизма могут быть очень значимыми. Как, например, есть великая духовная значимость в звуке шофара. Надевание талита может быть очень святым. Но просто принятие этих внешних признаков не означает восстановления нашего наследия! Танцевать в хороводах и петь песни в минорном ключе хоть и доставляет удовольствие, но не восстановит силу, которую утеряла церковь! Истинное восстановление идет далеко за границы этих внешних признаков!

Во второй части этой книги мы исследуем некоторые фундаментальные вопросы истинного восстановления. Каждая из последующих глав представляет собой элемент, который был жизненно важным для ранней церкви, но который потерялся, когда церковь приняла язычество. Все эти элементы являются частями «богатого сока» от корня маслины. Я верю, что истины, представленные в этих главах, формируют отправную точку в восстановлении Мессианской Церкви!

Наши рекомендации