VII. Подведение итогов урока.
— Как вы готовите дома уроки?
— Что вам для этого нужно?
— Что полезного для себя вы узнали из рассказа?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Урок 118. Н. Носов «Телефон»
Цели: продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова; учить детей анализировать текст, де-нить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; повторить правила пользования телефоном.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом па чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Н.Н. Носова; магнит-мая азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение рассказа «Федина задача».
III. Речевая разминка
— Прочитайте фрагмент стихотворения А. Барто «Почему телефон занят». Ответьте на вопрос, который заключен в названии.
Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки. —
Андрей, что задано, скажи?
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку...
— Поработайте самостоятельно в парах. Приготовьте выразительное чтение.
— Ребята, а какие правила пользования телефоном вы помните и знаете?
— Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название рассказа Н. Носова. Вы прекрасно знаете, что его рассказы наполнены юмором. Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
— Ознакомьтесь с рассказом самостоятельно. (Дети читают рассказ самостоятельно.)
— Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал?
VI. Продолжение работы по теме урока
Беседа. Чтение диалога в лицах
— Прочитайте, как у ребят появился телефон. (Читают начало текста.)
— Прочитайте диалог ребят в лицах.
— А хотите узнать, что было дальше? Сами как думаете, каким будет продолжение?
Чтение рассказа до конца. Беседа
— Что Мишка сделал со своим телефоном? (Он сначала его разобрал, чтобы посмотреть, как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и остался без него.)
— Чем закончился рассказ? {Мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, как получается электричество. Потом лег и быстро заснул.)
Логическая минутка
— Восстановите слова. Одно среди них лишнее. Вычеркните его.
ОФЕТЛЕН АГЗНМИА ТДАРОСЬ СОЛОГ ЧЯМИК РОВОГЗАР
(Ответ: телефон, магазин, радость, голос, мячик, разговор.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам рассказ Н. Носова?
— Кто из героев больше всего понравился? Чем?
— Чему научил вас рассказ «Телефон»?
Домашнее задание
Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Друг детства».
Урок 119. В. Драгунский «Друг детства»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анали-шровать текст, делить его на части; продолжить формирование штыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет В.Ю. Драгунского; принесенная детьми книга с рассказом «Друг детства», магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I, Организационный момент
II Речевая разминка
Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Верному другу цены нет.
• Всякий избирает друга по своему нраву.
• Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
• Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
(Работа над выразительным чтением пословиц.)
III. Введение в тему
— Ребята, а у вас есть друзья? Кто они? Скажите несколько слов о них.
(Дети рассказывают о друзьях.)
— Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы остаетесь дома одни, а друг не может к вам прийти. Вы ощущаете себя одиноким. Кто или что сглаживает ваше одиночество? (Ответы детей.)
— Сегодня мы с вами прочитаем рассказ В. Драгунского «Друг детства». А какие рассказы этого писателя вы помните? (Ответы детей.)
— Что вы помните о самом писателе?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
(Проверка домашнего задания. Чтение рассказа «Друг детства» учащимися. Работа над текстом после чтения.)