Отечественная история и историография
1 вопрос
Древнегреческое слово "historia" означало "рассказ о прошлых событиях", "повествование о том, что узнано, исследовано". История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской науке это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре "историей" стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово "история" употребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения рассказа о прошлом. Во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.
История - это наука о закономерностях развития общества в его конкретных пространственно-временных формах. Раскрывая преемственность, выясняя пути развития общества, она на основе познания прошлого позволяет понять настоящее и предвидеть будущее.
Функции исторической науки:
1. Получение опыта предшествующих поколений.
2. Выработка чувства историзма, позволяющего осознать, что всё находится в движении, изменении, имеет объективные причины и закономерные последствия.
3. Формирование широкого и объективного мировосприятия, стремления познавать реальность в её разнообразии и взаимосвязях.
4. Патриотическое, гражданское, морально-нравственное и духовно эстетическое воспитание.
5. Выяснение причин и предпосылок современного общественного устройства, отношений, процессов, событий.
6. Обоснование целей и методов борьбы общественных классов, слоев, народов и государств.
Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.
Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические.
С историей неразрывно связаны научные дисциплины, в рамках которых исследуется тот или иной вид источников.
Археология (от греческого archaios - древний и logos - слово, учение) изучает вещественные остатки жизни и деятельности людей прошлого: отдельные предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые в ходе специальных раскопок, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.
Палеография (от греч. palaios-древний и logos-слово, учение) - изучает памятники древней письменности, устанавливает место и время их создания, определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, учение) - наука, изучающая мифы - первобытные и древние повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. В мифах запечатлены в искажённом, приукрашенном художественной фантазией виде, многие реальные факты, явления, процессы далёкого прошлого.
Сходное значение для изучения истории имеет фольклористика (от английского folk - народ и lore - знания) - наука о народном творчестве и его произведениях (легендах, былинах, сказках, песнях и т.д.).
Генеалогия (от греч. genealogia - родословная) - наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
Ономастика (от греч. onomastikos- относящийся к наименованию) - наука, изучающая собственные имена различных типов. Она имеет особые разделы. Антропонимика (от греч. anthropos- человек и onyma - имя) - наука о происхождении, изменении, географическом распространении, социальном функционировании и т.п. собственых имен людей. Топонимика (от греч. topos - место и onyma - имя) изучает названия географических объектов. Этнонимика (от греч. ethnos -племя и onyma - имя) изучает названия племён, народностей, наций и других этнических общностей.
Лингвистика (от лат. lingua - язык) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Общность происхождения различных языков, заимствования слов из одних из них в другие помогает разрешить исторические проблемы зарождения, формирования и взаимодействия этносов; природно-климатических, экономических и других условий их развития.
Эти проблемы помогает разрешать и антропология (от греч. anthropos - человек и logos - слою, учение) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании и взаимодействии человеческих рас, о нормальных вариациях физического строения человека.
Специальной дисциплиной, изучающей этносы, их происхождение и расселение, быт и культуру, является этнография (от греч. ethnos - племя и grapho - пишу). Нередко при изучении тех или иных областей жизни людей прошлого используются данные этнографов о данных областях у племён и народностей, находящихся или сравнительно недавно находившихся на подобном уровне развития.
Геральдика (от латинского heraldus - глашатай) - наука, изучающая гербы.
Сфрагистика (от греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати.
Нумизматика (от лат. numisma - монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.
Метрология (от греч. metron - мера и logos - слово, учение) - наука, изучающая развитие систем мер длины, площади, объёма, веса.
Хронология (от греч. chronos - время и logos - слово, учение) - наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов и государств, прмогающая устанавливать даты исторических событий ивремя создания исторических источников.
Вопрос
Собранный фактический материал требует своего объяснения, выявления причин и следствий в развитии общества. На это осмысление влияют социально-экономические, культурные, политические обстоятельства, свойственные тому или иному обществу на текущем этапе его развития. Поэтому на протяжении существования исторической науки изменяется её теория - система основных идей, форма исторического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в историческом процессе, единстве всех его характеристик. При этом учитываются и достижения развития других отраслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии и др.). С теорией тесно связана методология - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В исторической науке имеются различные теоретико-методологические направления.
Каждая теория исторического процесса или теория изучения, методологическая интерпретация формирует своё видение истории, её особую схему. Это своеобразие зависит от понимания предмета и смысла истории, определяемого мировоззрением, принципами, идеалами учёных, развивающих данную теорию.
Религиозно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает отношение человечества с Богом. В её рамках существуют различные направления (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию истины. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание истории.
Всемирно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает общемировой прогресс человечества, позволяющий получать всё больше материальных благ. Главная роль отводится социальной сущности человека, развитию его сознания, который должен привести к формированию идеального человека и общества. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же его стадии, но одни раньше, другие - позже. Прогресс рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность.
Всемирно-историческая теория исходила из опыта развития Англии, Германии, Франции XIX века и провозгласила его черты общеобязательными для всего человечества. Этот европоцентризм сокращает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывает особенности развития не только Америки, Азии, Африки, но даже Восточной Европы и особенно России. Сторонники этой теории "выстроили" народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории с "передовыми" и "отсталыми" народами.
В рамках всемирно-исторической теории изучения существует три направления.
1. Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. История представляется как закономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества является коммунистическая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и уровнем развития производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава "Манифеста коммунистической партии", написаннаяК. Марксом иФ. Энгельсом в 1848 году, начинается так: "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран помогает пролетариату менее прогрессивных стран.
Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс - эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению ее индивидуальных свобод. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизматического лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западноевропейскому образу жизни - это путь обеспечения прав и свобод человека, а если - азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности.
Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество "обречено" на техническое развитие, проходя путь от выделения "из животного мира" до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный),индустриальный, постиндустриальный (информационный). Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название модернизации.
В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Каждая из них самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность и др. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, повторяется биологический вид - человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Английский поэт Р. Киплинг писал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд".
Вопрос
Отечественная история представляет собой значимую часть всеобщей истории и занимает важное место в системе высшего образования в нашей стране. Эта наука изучает процесс развития России, её многонационального народа, формирования основных социально-экономических и политических институтов и т.д.
Наша страна прошла длительный и сложный путь развития. На него влияли различные внешние и внутренние факторы. Развиваясь, с одной стороны, подобно другим народам и странам, она, с другой стороны, имеет ряд особенностей:
1. Расположенная на стыке Европы и Азии, Россия является уникальной евразийской цивилизацией, соединяющей черты цивилизаций Запада и Востока, и, в то же время, во многом противостоящей им.
2. Обособленность России подкрепляется православием, особенно с XV в., когда Москва стала его главным мировым центром.
3. Обширность территории, сложные природно-климатические условия, множество внешне- и внутриполитических конфликтов, связанное с этим экономическое отставание от стран Запада обусловили утверждение сильной монархии и широкомасштабного длительного крепостного права.
4. Позднее становление капитализма обусловило длительное сохранение идеократии - господства в общественном сознании духовно-нравственных ценностей православия, а затем коммунизма, в отличие от Запада, ранее перешедшего к прагматическим ценностям прав человека, капитала, накопления и потребления.
5. Трудности исторического развития, требующие их осмысления и выработки путей преодоления, способствовали созданию богатейшей Духовной и интеллектуальной культуры.
Изучением истории самой исторической науки занимается её особый раздел - историография. Она рассматривает накопление исторических знаний, анализирует борьбу в истолковании различных исторических явлений, смену теоретических и методологических направлений и т.д. Историографией называется также совокупность исследований, посвященных определённой эпохе, теме, или совокупность исторических работ, написанных в определённый период, в определённой стране, с определённых общественно политических позиций,
Российская историография периода, феодализма основное внимание уделялаполитической истории: личности правителя, событиям
государственной жизни, межгосударственным отношениям, войнам.
События оценивались с точки зрения интересов различных слоев и групп
феодального класса. Ход исторического процесса средневековые летописцы (Никон, XI в.,Нестор, XII в.) объясняли божьей волей. История
государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В
летописях история общества рассматривалась как история государства,
основой которого являлось православное христианство. Становление
государства связано с принятием православия в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). Расширение государства и распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.
На рубеже XV - XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем была сформулирована мысль об особом пути России,
отличном от западных и восточных стран.
Это было учение "Москва - Третий Рим".
Согласно ему, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим -Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать", - писал Филофей. Этим обосновывалась мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.
В XVIII веке российские историки под влиянием западной науки перешли на позиции всемирно-исторической теории, рассматривая отечественную историю как часть мировой. Ход истории всё чаще объясняется развитием знания, просвещением (М.В. Ломоносов (1711-1765), В.И. Татищев (1686 - 1750)). Важность политики самодержавия в историческом развитии отмечал Н.М. Карамзин (1766 - 1826). Идея своеобразия исторического пути России получила новое оформление в теории "официальной народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".
Представители буржуазной историографии первостепенное значение придавали материальным факторам (природные условия, экономика). Уделяли большое внимание происхождению и отношениям сословий, занятиям, положению и нравам народа, правовой сфере (СМ. Соловьёв (1820- 1879), Н.И. Костомаров (1817- 1885), В.О. Ключевский (1841 - 1911) и др.)
Большое влияние на осмысление российской истории оказало ''Философическое письмо " П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Чаадаев усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.
Под влиянием серьёзной критики Чаадаев скорректировал свои взгляды. В другой своей работе - "Апологии сумасшедшего" (1837) - он критиковал уже западную цивилизацию, отмечал духовные преимущества русских, выгодность геополитического положения нашей страны. Эти факторы и возможность использования западного опыта, утверждал он, позволят России в будущем перегнать в развитии другие страны. Размышления П.Я. Чаадаева способствовали оформлению в середине XIX в. идейных течений, противоположным образом понимавших судьбы России.
Западники - сторонники всемирно-исторической теории - считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного общечеловеческого развития, - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.
Славянофилы инародники - сторонники локально-исторической теории - считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идейное начало, "народный дух". Для России такими началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы. Воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки. По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.
С распространением на рубеже XIX - XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После Октябрьской революции 1917г. одна из ветвей всемирно-исторической теории - материалистическая - стала официальной.
Представители советской марксистской историографии (М.Н. Покровский (1863-1932), БД Греков (1882-1953), Б.А. Рыбаков (1908- 2001) и др.) уделяли большое внимание изучению базисных, с точки зрения данной теории, экономических проблем, положению трудящихся масс, вопросам классовой борьбы, генезиса различных общественно-экономических формаций.
Часть российского общества, оказавшаяся в эмиграции после 1917 г. и последующих событий, придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в духе православного христианства, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Переход нашей страны к социализму и атеистической марксистско-ленинской идеологии рассматривался им, прежде всего как "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал "Очерки русской смуты ".
В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-историческая теория, в русле которой сложилось "евразийское направление". Вышел ряд сборников, а также манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хроника ". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др. Евразийцы развивают идею об особой миссии России, проистекающей из особого "месторазвития" последней. История Евразии - это история многих государств, в конечном итоге ведущая к созданию единого, большого государства. Оно требует наличия единой государственной идеологии. В то же время корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими. В его формировании большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "место-развитие" и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в единое государство - Россию. Её культура является "срединной, евразийской". "Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других". Она была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов. Российская духовность никогда не будет "подавлена" духовностью других народов. "Россия - Великая страна от рождения".
Видный представитель локально-исторической теории в СССР - Л.Н. Гумилев (1912 - 1992) создал глобальную концепцию этнической истории нашей планеты. Согласно ей, каждый этнос, подобно живому организму, рождается, взрослеет, стареет, умирает. Космические лучи, взаимодействуя с биосферой определенной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал пассионарным. Возникает единая гармония: космос - определенная территория Земли — этнос, проживающий на этой территории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса Гумилев определяет 1200 - 1500 лет:
1) пассионарная вспышка (образование нового этноса - около 300 лет)
2) акматическая фаза (наибольший подъем пассионарности - 300 лет)
3) надлом (резкое снижение пассионарности - 200 лет);
4) инерционная фаза (плавное снижение пассионарности - 300 лет)
5) обскурация (разрушение этнических связей - 200 лет);
6) мемориальная фаза (умирание этноса - 200 лет).
Согласно Л.Н, Гумилеву, около 1200г. произошла пассионарная вспышка, приведшая к образованию русского этноса, В течение 1200-1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник русский этнос. Фаза пассионарной вспышки завершилась созданием в 1380-1500 гг. Великого княжества Московского. В 1500-1800 гг. (акматическая фаза, расселение этноса) этнос распространился пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800г. началась фаза надлома, которая сопровождается огромным рассеиванием пассионарной энергии, утратой единства, нарастанием внутренних конфликтов В начале XXI века должна начаться инерционная фаза, в которой благ даря приобретенным ценностям этнос живет как бы "по инерции", воз вращается единство этноса, создаются и накапливаются материальны блага. Л.Н. Гумилев называл себя "последним евразийцем".
Постсоветская историография синтезирует марксистский формационный подход с цивилизационным, уделяя большое внимание куль туре, общественному сознанию и психологии. Шире используются математические методы.
Большое развитие получило либеральное направление в истории России, представленное, в частности, трудами и учебниками И.Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.
На рубеже XX - XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической те ории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальны открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами. Овладев новым оружием, народ-первооткрыватель развертывает внешнюю экспансию, и другие народы вынуждены либо покоряться завоевателям, либо заимствовать их оружие и культуру, чтобы дать им отпор. Завоевания норманнов в IX-X веках объясняются созданием новых боевых кораблей - "дракаров", а завоевание монголов в XIII веке - созданием ими мощного лука, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой доспех. Появление пороха и вооруженной огнестрельным оружием регулярной армии обусловило взлет могущества османских султанов, которым пытался подражать Иван Грозный. Создание шведами легких пушек обусловило военную экспансию Швеции, и это объясняет реформы Петра I, который пытался переделать Россию по шведскому образцу.