Отечественная история и историография

1 вопрос

Древнегреческое слово "historia" означало "рассказ о прошлых событиях", "повествование о том, что узнано, исследовано". История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской науке это слово стало обозначать не способ узнава­ния, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре "историей" стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действи­тельном или вымышленном. В настоящее время слово "история" упот­ребляется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения рассказа о про­шлом. Во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

История - это наука о закономерностях развития общества в его конкретных пространственно-временных формах. Раскрывая преем­ственность, выясняя пути развития общества, она на основе познания прошлого позволяет понять настоящее и предвидеть будущее.

Функции исторической науки:

1. Получение опыта предшествующих поколений.

2. Выработка чувства историзма, позволяющего осознать, что всё находится в движении, изменении, имеет объективные причины и зако­номерные последствия.

3. Формирование широкого и объективного мировосприятия, стремления познавать реальность в её разнообразии и взаимосвязях.

4. Патриотическое, гражданское, морально-нравственное и духов­но эстетическое воспитание.

5. Выяснение причин и предпосылок современного общественно­го устройства, отношений, процессов, событий.

6. Обоснование целей и методов борьбы общественных классов, слоев, народов и государств.

Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие но­вых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Ис­торические источники - это все остатки прошлой жизни, все свиде­тельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) пись­менные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобрази­тельно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические.

С историей неразрывно связаны научные дисциплины, в рамках кото­рых исследуется тот или иной вид источников.

Археология (от греческого archaios - древний и logos - слово, уче­ние) изучает вещественные остатки жизни и деятельности людей про­шлого: отдельные предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые в ходе специальных раскопок, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

Палеография (от греч. palaios-древний и logos-слово, учение) - изучает памятники древней письменности, устанавливает место и вре­мя их создания, определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, учение) - наука, изучающая мифы - первобытные и древние повествова­ния о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. В мифах за­печатлены в искажённом, приукрашенном художественной фантазией виде, многие реальные факты, явления, процессы далёкого прошлого.

Сходное значение для изучения истории имеет фольклористика (от английского folk - народ и lore - знания) - наука о народном творче­стве и его произведениях (легендах, былинах, сказках, песнях и т.д.).

Генеалогия (от греч. genealogia - родословная) - наука, изучаю­щая происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Ономастика (от греч. onomastikos- относящийся к наименова­нию) - наука, изучающая собственные имена различных типов. Она имеет особые разделы. Антропонимика (от греч. anthropos- человек и onyma - имя) - наука о происхождении, изменении, географическом распространении, социальном функционировании и т.п. собственых имен людей. Топонимика (от греч. topos - место и onyma - имя) изуча­ет названия географических объектов. Этнонимика (от греч. ethnos -племя и onyma - имя) изучает названия племён, народностей, наций и других этнических общностей.

Лингвистика (от лат. lingua - язык) - наука о человеческом есте­ственном языке и обо всех языках мира как конкретных его представи­телях, общих законах строения и функционирования человеческого язы­ка. Общность происхождения различных языков, заимствования слов из одних из них в другие помогает разрешить исторические проблемы зарождения, формирования и взаимодействия этносов; природно-кли­матических, экономических и других условий их развития.

Эти проблемы помогает разрешать и антропология (от греч. anthropos - человек и logos - слою, учение) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании и взаимодействии человеческих рас, о нормальных вариациях физического строения человека.

Специальной дисциплиной, изучающей этносы, их происхожде­ние и расселение, быт и культуру, является этнография (от греч. ethnos - племя и grapho - пишу). Нередко при изучении тех или иных областей жизни людей прошлого используются данные этнографов о данных об­ластях у племён и народностей, находящихся или сравнительно недав­но находившихся на подобном уровне развития.

Геральдика (от латинского heraldus - глашатай) - наука, изучаю­щая гербы.

Сфрагистика (от греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати.

Нумизматика (от лат. numisma - монета) - вспомогательная исто­рическая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денеж­ного обращения по монетам, денежным слиткам и др.

Метрология (от греч. metron - мера и logos - слово, учение) - наука, изучающая развитие систем мер длины, площади, объёма, веса.

Хронология (от греч. chronos - время и logos - слово, учение) - наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных на­родов и государств, прмогающая устанавливать даты исторических событий ивремя создания исторических источников.

Вопрос

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выявления причин и следствий в развитии общества. На это осмысле­ние влияют социально-экономические, культурные, политические об­стоятельства, свойственные тому или иному обществу на текущем эта­пе его развития. Поэтому на протяжении существования исторической науки изменяется её теория - система основных идей, форма истори­ческого знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в историческом процессе, единстве всех его ха­рактеристик. При этом учитываются и достижения развития других от­раслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии и др.). С теорией тесно связана методология - учение о принципах по­строения, формах и способах научного познания. В исторической науке имеются различные теоретико-методологические направления.

Каждая теория исторического процесса или теория изучения, методологическая интерпретация формирует своё видение истории, её особую схему. Это своеобразие зависит от понимания предмета и смыс­ла истории, определяемого мировоззрением, принципами, идеалами учёных, развивающих данную теорию.

Религиозно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает отношение человечества с Богом. В её рамках существуют различные направления (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последователь­ном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от приро­ды и приходящая к познанию истины. Освобождение человека от пер­вобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание истории.

Всемирно-историческая теория в качестве предмета изучения выдвигает общемировой прогресс человечества, позволяющий получать всё больше материальных благ. Главная роль отводится социальной сущности человека, развитию его сознания, который должен привести к формированию идеального человека и общества. Общество обособи­лось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со сво­ими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляет­ся с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же его стадии, но одни раньше, другие - позже. Прогресс рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность.

Всемирно-историческая теория исходила из опыта развития Анг­лии, Германии, Франции XIX века и провозгласила его черты общеобя­зательными для всего человечества. Этот европоцентризм сокращает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитыва­ет особенности развития не только Америки, Азии, Африки, но даже Восточной Европы и особенно России. Сторонники этой теории "выст­роили" народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории с "передовыми" и "отсталыми" народами.

В рамках всемирно-исторической теории изучения существует три направления.

1. Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Ис­тория представляется как закономерность смены общественно-эконо­мических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества является коммунистическая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уров­нем развития производительных сил и уровнем развития производ­ственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственнос­тью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), законо­мерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собствен­ности и построению бесклассового общества. Первая глава "Манифес­та коммунистической партии", написаннаяК. Марксом иФ. Энгель­сом в 1848 году, начинается так: "История всех до сих пор существовав­ших обществ была историей борьбы классов". Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистичес­кую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран помогает пролетариату менее прогрессивных стран.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая про­гресс - эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию лич­ности, обеспечению ее индивидуальных свобод. Личность служит от­правной точкой для либерального изучения истории. Либералы счита­ют, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности - героя, харизмати­ческого лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западно­европейскому образу жизни - это путь обеспечения прав и свобод чело­века, а если - азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая про­гресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому разви­тию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество "обрече­но" на техническое развитие, проходя путь от выделения "из животного мира" до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии явля­ются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соот­ветствующие им политические, экономические и общественные систе­мы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный),индустриальный, постиндуст­риальный (информационный). Эволюция распространения фунда­ментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее предела­ми получила название модернизации.

В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Каждая из них самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Приро­ды-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продле­ние рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стад­ность и др. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повто­ряется на новом витке развития, повторяется биологический вид - че­ловек во времени со своими постоянными биологическими инстинкта­ми. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Английский поэт Р. Киплинг писал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд".

Вопрос

Отечественная история представляет собой значимую часть всеобщей истории и занимает важное место в системе высшего образо­вания в нашей стране. Эта наука изучает процесс развития России, её многонационального народа, формирования основных социально-эко­номических и политических институтов и т.д.

Наша страна прошла длительный и сложный путь развития. На него влияли различные внешние и внутренние факторы. Развиваясь, с одной стороны, подобно другим народам и странам, она, с другой сто­роны, имеет ряд особенностей:

1. Расположенная на стыке Европы и Азии, Россия является уни­кальной евразийской цивилизацией, соединяющей черты цивилизаций Запада и Востока, и, в то же время, во многом противостоящей им.

2. Обособленность России подкрепляется православием, особен­но с XV в., когда Москва стала его главным мировым центром.

3. Обширность территории, сложные природно-климатические условия, множество внешне- и внутриполитических конфликтов, свя­занное с этим экономическое отставание от стран Запада обусловили утверждение сильной монархии и широкомасштабного длительного крепостного права.

4. Позднее становление капитализма обусловило длительное со­хранение идеократии - господства в общественном сознании духов­но-нравственных ценностей православия, а затем коммунизма, в отли­чие от Запада, ранее перешедшего к прагматическим ценностям прав человека, капитала, накопления и потребления.

5. Трудности исторического развития, требующие их осмысления и выработки путей преодоления, способствовали созданию богатейшей Духовной и интеллектуальной культуры.

Изучением истории самой исторической науки занимается её осо­бый раздел - историография. Она рассматривает накопление истори­ческих знаний, анализирует борьбу в истолковании различных истори­ческих явлений, смену теоретических и методологических направле­ний и т.д. Историографией называется также совокупность исследова­ний, посвященных определённой эпохе, теме, или совокупность исто­рических работ, написанных в определённый период, в определённой стране, с определённых общественно политических позиций,

Российская историография периода, феодализма основное внимание уделялаполитической истории: личности правителя, событиям
государственной жизни, межгосударственным отношениям, войнам.
События оценивались с точки зрения интересов различных слоев и групп
феодального класса. Ход исторического процесса средневековые летописцы (Никон, XI в.,Нестор, XII в.) объясняли божьей волей. История
государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В
летописях история общества рассматривалась как история государства,
основой которого являлось православное христианство. Становление
государства связано с принятием православия в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патри­арха). Расширение государства и распро­странение христианства были неразрыв­но связаны друг с другом. Со времен ле­тописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.

На рубеже XV - XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем была сформулирована мысль об особом пути России,
отличном от западных и восточных стран.
Это было учение "Москва - Третий Рим".
Согласно ему, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим -Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, чет­вертому не бывать", - писал Филофей. Этим обосновывалась мессиан­ская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утра­ченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.

В XVIII веке российские историки под влиянием западной науки перешли на позиции всемирно-исторической теории, рассматривая оте­чественную историю как часть мировой. Ход истории всё чаще объяс­няется развитием знания, просвещением (М.В. Ломоносов (1711-1765), В.И. Татищев (1686 - 1750)). Важность политики самодержавия в ис­торическом развитии отмечал Н.М. Карамзин (1766 - 1826). Идея свое­образия исторического пути России получила новое оформление в те­ории "официальной народности", основы которой были сформулиро­ваны в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России гра­фом С.С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, обще­ственная жизнь России базируется на трех основополагающих принци­пах: "Самодержавие, православие, народность".

Представители буржуазной историографии первостепенное зна­чение придавали материальным факторам (природные условия, эконо­мика). Уделяли большое внимание происхождению и отношениям со­словий, занятиям, положению и нравам народа, правовой сфере (СМ. Соловьёв (1820- 1879), Н.И. Костомаров (1817- 1885), В.О. Ключевс­кий (1841 - 1911) и др.)

Большое влияние на осмысление российской истории оказало ''Философическое письмо " П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Чаадаев усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и правосла­вии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Рос­сию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасе­ние России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиоз­но-католическим началам западного мира.

Под влиянием серьёзной критики Чаадаев скорректировал свои взгляды. В другой своей работе - "Апологии сумасшедшего" (1837) - он критиковал уже западную цивилизацию, отмечал духовные преиму­щества русских, выгодность геополитического положения нашей стра­ны. Эти факторы и возможность использования западного опыта, ут­верждал он, позволят России в будущем перегнать в развитии другие страны. Размышления П.Я. Чаадаева способствовали оформлению в середине XIX в. идейных течений, противоположным образом пони­мавших судьбы России.

Западники - сторонники всемирно-исторической теории - счита­ли, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невеже­ственной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного общечеловеческого развития, - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слить­ся с ним в одну культурную общечеловеческую семью.

Славянофилы инародники - сторонники локально-исторической теории - считали, что не существует единой общечеловеческой общнос­ти, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идей­ное начало, "народный дух". Для России такими началами являются пра­вославная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духов­ной свободы. Воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддерж­ки. По мнению славянофилов, западные принципы формально-юриди­ческой справедливости и западные организационные формы чужды Рос­сии. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь.

С распространением на рубеже XIX - XX веков в России марксизма всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историчес­кую. После Октябрьской революции 1917г. одна из ветвей всемирно-ис­торической теории - материалистическая - стала официальной.

Представители советской марксистской историографии (М.Н. Покровский (1863-1932), БД Греков (1882-1953), Б.А. Рыбаков (1908- 2001) и др.) уделяли большое внимание изучению базисных, с точки зрения данной теории, экономических проблем, положению трудящих­ся масс, вопросам классовой борьбы, генезиса различных обществен­но-экономических формаций.

Часть российского общества, оказавшаяся в эмиграции после 1917 г. и последующих событий, придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в духе православ­ного христианства, принадлежит генералу П.Н. Краснову. Переход на­шей страны к социализму и атеистической марксистско-ленинской иде­ологии рассматривался им, прежде всего как "потеря Россией Бога", то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Дру­гой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо на­звал "Очерки русской смуты ".

В среде эмиграции получила значительное развитие и локально-ис­торическая теория, в русле которой сложилось "евразийское направле­ние". Вышел ряд сборников, а также манифест "Евразийство" (1926). Публиковались ежегодники "Евразийский временник", "Евразийская хро­ника ". К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н. Са­вицкий, этнограф Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский и др. Евразий­цы развивают идею об особой миссии России, проистекающей из особо­го "месторазвития" последней. История Евразии - это история многих государств, в конечном итоге ведущая к созданию единого, большого го­сударства. Оно требует наличия единой государственной идеологии. В то же время корни русского народа не могут быть связаны только со славян­скими. В его формировании большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами "место-развитие" и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сфор­мировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в еди­ное государство - Россию. Её культура является "срединной, евразийс­кой". "Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из ази­атских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и дру­гих". Она была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов. Российская духовность никогда не будет "подавлена" духов­ностью других народов. "Россия - Великая страна от рождения".

Видный представитель локально-исторической теории в СССР - Л.Н. Гумилев (1912 - 1992) создал глобальную концепцию этни­ческой истории нашей планеты. Согласно ей, каждый этнос, подоб­но живому организму, рождается, взрослеет, стареет, умирает. Кос­мические лучи, взаимодействуя с биосферой определенной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал пассионарным. Возникает единая гар­мония: космос - определенная территория Земли — этнос, прожива­ющий на этой территории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса Гумилев определяет 1200 - 1500 лет:

1) пассионарная вспышка (образование нового этноса - около 300 лет)

2) акматическая фаза (наибольший подъем пассионарности - 300 лет)

3) надлом (резкое снижение пассионарности - 200 лет);

4) инерционная фаза (плавное снижение пассионарности - 300 лет)

5) обскурация (разрушение этнических связей - 200 лет);

6) мемориальная фаза (умирание этноса - 200 лет).

Согласно Л.Н, Гумилеву, около 1200г. произошла пассионарная вспышка, приведшая к образованию русского этноса, В течение 1200-1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник русский этнос. Фаза пассионарной вспышки завершилась созданием в 1380-1500 гг. Великого княжества Московского. В 1500-1800 гг. (акматическая фаза, расселение этноса) этнос распространился пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800г. началась фаза надлома, которая сопровождается огромным рассеиванием пассионарной энергии, утратой единства, нарастанием внутренних конфликтов В начале XXI века должна начаться инерционная фаза, в которой благ даря приобретенным ценностям этнос живет как бы "по инерции", воз вращается единство этноса, создаются и накапливаются материальны блага. Л.Н. Гумилев называл себя "последним евразийцем".

Постсоветская историография синтезирует марксистский формационный подход с цивилизационным, уделяя большое внимание куль туре, общественному сознанию и психологии. Шире используются математические методы.

Большое развитие получило либеральное направление в истории России, представленное, в частности, трудами и учебниками И.Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

На рубеже XX - XXI веков в России начинает распространяться историко-технологическое направление всемирно-исторической те ории, которое получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину распространения фундаментальны открытий в виде культурно-технологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фунда­ментальные открытия в области производства пищи, позволяющие уве­личить плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фун­даментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздви­нуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество пе­ред другими народами. Овладев новым оружием, народ-первооткрыва­тель развертывает внешнюю экспансию, и другие народы вынуждены либо покоряться завоевателям, либо заимствовать их оружие и культу­ру, чтобы дать им отпор. Завоевания норманнов в IX-X веках объясня­ются созданием новых боевых кораблей - "дракаров", а завоевание мон­голов в XIII веке - созданием ими мощного лука, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой доспех. Появление пороха и вооруженной огнестрельным оружием регулярной армии обусловило взлет могущества османских султанов, которым пытался подражать Иван Грозный. Создание шведами легких пушек обусловило военную экспансию Шве­ции, и это объясняет реформы Петра I, который пытался переделать Россию по шведскому образцу.

Наши рекомендации