Коракс, киродиилец из Совета Старейшин
Никто не понимает того, что произошло, когда Избранники танцевали на башне. Проще всего было бы отвергнуть весь вопрос как нонсенс, если бы Амулет Королей не считал иначе. Даже Древние Свитки не упоминают этого; позвольте поправить себя - Древние Свитки не могут упомянуть этого. Когда жрецы Мотыльков настраивают Свитки на время безвременья, знаки на них всегда исчезают. Тем не менее, Амулет Королей, содержащий сверхдушу из всех императоров, может поведать о нём во всех подробностях. По словам Хестры, Киродиил стал Империей, вышедшей к звёздам. По словам Шор-Эля, Киродиил стал яйцом. Большинство говорит что-то на языке, который невозможно воспринимать буквально. Совет собрал тексты и свидетельства со всех провинций, и они предлагают истории, которые ни в чём не совпадают, за исключением одного: в течение Срединного Рассвета все народы Тамриэля, неважно в каком "где" они были пойманы, зафиксировали падение восьми звёзд. Так они и считали свои дни.
Мехра Набиси, данмерша, Триединая Госпожа Нового Храма
Доклады насчёт Срединного Рассвета - занятие для Империи Людей, и свидетельство о лжецах, называющих себя Аэдра. Восемь звёзд упало на Тамриэль, по одной за каждое злое деяние, что Лорхан причинил миру. Велот читал эти знаки, и он сообщил Боэтии, который подтвердил их, и он сообщил Мефале, которая создала защиту против них, и он сообщил Азуре, которая послала АЛЬМСИВИ провести Истинный Народ, избежав вреда. Даже Четыре Угла Дома Забот встали на защиту окраин от вашего безумия. Мы следили за границами, и видели, как они извиваются, подобно змеям, и наблюдали, как вы бегаете кругом, как духи древности, лишенные математики и ваших причинно-следственных связей, подчиняясь Вечному Сейчас, как рабы досадного недоразумения, стазиса. Не спрашивайте, где были мы, когда Дракон Сломался, ибо из всего мира лишь мы знаем это достоверно, и можем запросто показать, как сломать его снова.
Р'лейт-хархр, хаджит из Свиты Гривы
Ты спрашиваешь, где был хаджит, когда Дракон Сломался? Р'лейт скажет тебе, где: вёл записи о нём. "Тысяча восемь лет", ты слышал это выражение. Ты думаешь, киро-норды пришли ко всему этому своими силами. Вы, люди, лучшие воры, чем даже Раджин! Когда вы вели войны против фантомов и рождали своих собственных отцов, только Грива смотрел на джа-Ха'джай, потому что лишь луны были постоянными, а у вас не было сахара, чтобы это заметить. Мы отдадим вам должное: вы довольно сильно сломали Алкоша, а это нелегко. Только не думайте, что поняли, чего добились этим, или что вообще когда-либо поймёте. Вы повторили это с помощью Большого Ходока, и не один раз, а дважды! Один раз в Риммене, с чем мы никогда не сможем смириться. Второй раз это случалось в Даггерфолле. Или в Сентинеле. Или в Вейресте? А может, во всех трёх местах одновременно? Понял намёк, киродиилец? Когда вы очнётесь и поймёте, наконец, что на самом деле произошло с Гномами?
Маннимарко, Бог Червей, некромантов
Эти Три Вора из Морроувинда могут сказать тебе, где они были. То же самое сможет и Верховный Король Алинора, который был тем, кто сломал его первым. Есть и другие на этом свете, кто тоже сможет: Исмир, Пелинал, Арнанд Лис (или я должен сказать Арктус?); Последний Гном сможет рассказать, если ему позволят. Что же до меня, я был тут и там и снова тут, как и все другие смертные во время Поломки Дракона. Как ты думаешь, откуда я узнал свою тайну? Избранники Марукати показали нам всё великолепие Рассвета, поэтому кое-чему мы должны научиться, проще говоря: как наверху, так и внизу.
Дело о Проповеди Ноль
Lore: Полуофициальный (от разработчиков)
Данный документ представляет собой заслуживающую доверию компиляцию информации о событиях, произошедших во время публикации спорной «Проповеди Ноль» неким хаджитом в Вивеке.
[Этот доклад был составлен Нигедо из нескольких постов Хасфата Антаболиса, Джобаши, Кьер Джо и Дивайта Фира (разрабочики BethSoft – Майкл Киркбрайд (ассасины Мораг Тонг), Дуглас Гудалл (Джобаша и, видимо, Кьер-Джо), Гэри Нунан (Дивайт Фир), Курт Кульман (Хасфат Антаболис)) и прочих, опубликованных на Elder Scrolls Forums в Марте 2002. Архив темы форума можно найти в Имперской Библиотеке].
Эта история началась с любопытного научного спора по сложной теме – Стремлении Псиджиков. Если точнее, библиотекарь-альтмер Би и его соратники по гильдии Учёных обсуждали слухи о смертности Трибунала Морроувинда и ставили под вопрос признание за ними истинной божественности.
Когда дискуссия начала ослабевать, учёные согласились, что для поддержки теорий им недостаёт вещественных доказательств. В это время Хасфат Антаболис, киродиильский боевой инструктор и эксперт по двемерам, прибыл в здание Гильдии.
Антаболис некоторое время слушал дискутирующих, после чего высказал несколько комментариев.
«За все годы исследований мне ещё не доводилось находить доказательства того, что смертный может «достичь божественности». Трибунал - если вообще признать их существование, которое для некоторых остаётся под вопросом, хотя само по себе немаловероятно, учитывая масштабы их современных легенд - определённо не более чем Герои своего времени, чьи деяния создали секту, существующую и по сей день.
Я не сомневаюсь, что под именем «Трибунала» скрывается ряд таинственных, но смертных данмеров, унаследовавших эти посты и связанные с ними традиционные магические особенности (а также жуткую жреческую бюрократию). Любое другое предположение звучит, как невменяемая спекуляция обманутых сплетников, которые, похоже, стали проклятьем нашего века.»
Выводы Антаболиса вызвали живое обсуждение, дискуссия между учёными усилилась.
Вскоре после этого прибыло сообщение от Джобаши, уважаемого хаджита-книготорговца из Вивека, друга гильдии Учёных, знакомого с предметом спора. Его письмо гласило:
«Джобаше следует положить конец этому предвзятому мнению.
Хасфат Антаболис живёт в Балморе и может легко найти Ординатора, Вечного Стража или Жреца, видевшего Вивека во плоти, ибо так Вивек является своим последователям. Является ли Вивек истинным богом или некогда был он человеком, Джобаша не может судить.
Джобаша скажет, что всякий, злоупотребляющий именем Хасфата Антаболиса, не может считаться старым киродиильцем, с которым Джобаша встречался на прошлой неделе. Джобаша говорит: не верьте Хасфату, когда он говорит, что знает всё о двемерах. Джобаша нашёл двемерскую книгу. Джобаша затем позволил Хасфату сутками касаться её безволосыми лапами, пока тот не признал, что не может прочесть её.
Трибунал нечасто появлялся со времён последнего извержения Красной Горы и создания великого Призрачного Предела. Но их видели. Храм утверждает, что они заняты защитой данмеров от Дагот Ура. Жрецы уверяют, что даже малейшее их отвлечение может уничтожить весь Морроувинд и даже весь Тамриэль. Джобаша, однако, настоятельно призывает вас не воспринимать слишком серьёзно то, что говорят столь лишённые чувства юмора данмерские жрецы.
Если люди стали богами, а не боги создали людей, то откуда тогда появились люди? Джобаша слышал о «Короле Червей», но бог ли он? Джобаша не знает. Джобаша слышал историю Аркея, но хаджиты верят, что Аркей был рождён от Ахнурр и Фадомаи и никогда не был человеком.
Что касается Стремления Псиджиков, то Джобаша слышал много разного. Артеум находится близ Саммерсета, но не все псиджики – это альтмеры. Большинство из них – люди, а не меры.
Под «превосходством» над богами Джобаше не следует понимать то, что псиджики хотят присвоить себе силу богов. Конечно, Джобаша не псиджик, так что не Джобаше судить.
Роль Лорхана та же, что и всегда. Лорхан – это то, благодаря чему появился Мундус. Чтобы выйти за пределы Мундуса, необходимо понять трюк даэдра, позволяющий им быть частью Мундуса, не признавая его границ. Двемеры знали это. Возможно, псиджики пытаются сделать то же самое. Возможно, именно поэтому Артеум исчез, и псиджики считают это исполненным замыслом, а не катастрофой.
Все меры, будь они псиджики или нет, презирают Лорхана, ибо верят, что он положил конец своеобразной Утопии Эльфов. Хаджиты восхваляют его, хоть и не столь громко, ибо нам он даровал возможности. Мы, хаджиты, благословлены; наши возможности охраняются мёртвыми лунами, но Азура по-прежнему шепчет нам свои секреты. В отличие от нас, наши кузены-босмеры имеют слишком много возможностей, и потому слепы к мудрости Азуры; они не признают хаджитов частью своего помёта.»
Учёные одобрили письмо Джобаши и принялись обсуждать его. Они отправили ответное письмо, в котором выразили удивление по поводу использования Джобашей термина «мёртвые луны», шедшего вразрез с ортодоксальными учениями хаджитов, однако, поблагодарили его за полезные наблюдения.
Сведущий мудрец Би обратил внимание на упоминание Джобашей ордена псиджиков. Он особо отметил, что, согласно Джобаше, Орден в основном состоял из людей, а не из альтмеров, как он долгое время считал. Би также написал Джобаше, поделившись своими беспокойствами.
Прошёл день, и учёные получили от Джобаши следующее письмо. Оно гласило:
«Джобаше жаль, что он не сумел выразиться более ясно.
Большинство Псиджиков до исчезновения Артеума составляли альтмеры. Когда остров вернулся, в орден чаще вступали люди, нежели меры – в основном бретоны и имперцы. Джобаша чует запах ветра, и ему кажется, что псиджики не имеют отношения к эльфийской лжи.
Джобаше жаль, что он использовал эльфийскую фразу «мёртвые луны». Возможно, Джобаша слишком долго живёт в городе Вивека, и неизвестный, писавший на полях «Карманного Путеводителя», прав: всё божественное выдерживает испытание временем. Джоуд-эн-Джоун пожертвовали собой ради долга, ради любви, ради «существенной формы», как пишет Черим. Они больше заслуживают права называться создателями и защитниками хаджитов, нежели Нирни и Азура. Решётка хорошо защищает Нирни, даже когда основания и дети воюют между собой. Они - Эльнофей…
Джобаша знает, что вы устали от скучных учений матери клана, поэтому Джобаша поговорит о чём-то другом.
Джобаша прочитал все проповеди Вивека прямо под носом Ординатора в Зале Правосудия. Сейчас так много этих «проповедей»… Бедный Джобаша не может даже сказать вам, кто и когда написал их.
[/i]Джобаша нашёл эту проповедь в необычном месте. Джобаша не может сказать ничего об истине в этом пророчестве. Джобаша не жрец или псиджик. Джобаша лишь делится тем, что Джобаша нашёл.»[/i]
К этому письму Джобаша приложил копию документа под названием «Проповедь Ноль». Собравшись вместе, учёные зачитали текст вслух.
Хасфат Антаболис, продолжавший тем временем наслаждаться гостеприимством учёных, остался крайне доволен письмом Джобаши. Он написал ему свой собственный краткий ответ, который собрался передать через посланника.
«Ох, ну и ну! Тебе следует быть шутом герцога, Джобаша (или ты уже им стал?).
Ты всё ещё знаешь, как заставить старика рассмеяться. Оставим в стороне смутное туземное-хаджитское-пришедшее-прямиком-из-Глубин мумбо-юмбо. В своих бреднях ты пишешь, что свидетельства представителя Храма достаточно для признания существования бога. Как по мне, это все равно, что спрашивать у вора, встреченного на пороге, украл ли он у тебя что-нибудь. Я думаю, что истинные учёные среди нас понимают, что мне необходимо более весомое доказательство того, что Трибунал – это живые сущности, присутствующие здесь со времён Первой Эры.
Я не буду обижаться на твою вульгарную провокацию относительно двемеров. Мне кажется, мои публикации по этой теме говорят сами за себя. А ты, Джобаша? Мне кажется, что глупые туристы из Киродиила и Хай Рока, разносящие твои сказки – это «предел твоих амбиций учёного.»
В этот момент две укрытые плащами фигуры неожиданно появились из теней, в которых они скрывались, слушая и наблюдая; это были убийцы Мораг Тонг. Один из них, представившийся Мораг Сультой, буквально выплюнул своим резким дребезжащим голосом:
«Я ношу знак Джобаши согласно закону о тридцати днях. Да не пострадает никто, разделяя боль».
Его компаньон, Мораг Таль, велел посланнику передать Джобаше следующее послание:
«Кошачье мясо, ты рассуждаешь о том, чего не понимаешь.
Усвой сердцем эти слова: «Есть четвёртый вид философии, не использующий ничего, кроме неверия. Под мечом я имею в виду познаваемое. Под словом я имею в виду мёртвое.
Мораг Таль.»
Мораг Сульта же прибавил следующее:
«Проклятие на Дом Хаджити;
«ПСЖЖЖЖ дочь Сатакеля и от её сыновей и [запретно] я слышал и глас слабых [запретно] сражавшихся мужчин [запретно] яростных женщин проклинавших страдавших и вызывавших боль ибо они пошли против Аэдра и Этадачиэль и Падачиэль дагониты велики и Неназванный Барон и Сахтиэль захватили их и пучками волос и косами с голов сломали рога что были высоки и завязали их пучками волос с головы заклиная «уберите то, что вы прокляли» заклиная «болью сердец наших мы прокляты и горечью наших убеждений мы ответили на проклятья» я заставил тебя поклясться и молиться именем Аэдра и Этадачиэль и Падачиэль и великих дагонитов и Неназванного Барона и Ануиэля что ты освободил и выпустил [запретно] ПСЖЖЖЖ дочь Сатакеля и [запретно] мужчин и женщин от [запретно] всех проклятий [запретно] проклятых и от проклятий [запретно] и матерь от проклятья блуда [запретно] и плод от проклятья служения и служащего, что украл расплату и проклятья братьев что не разделились полюбовно между собой и проклятья всех людей что кляли именем идолов-демонов и их сдачи ты лекарь ты лекарь что исцеляет болезни словами ты лекарь что обращает болезни и проклятия тех кто проклял ПСЖЖЖЖ дочь Сатакеля именем аэдра и Этачиэль и Падачиэль и дагонитов и Неназванного Барона и лечишь и снимаешь проклятья тех кто проклинает ПСЖЖЖЖ дочь Сатакеля. И под камнем неразделённым я сижу [запретно] и я пишу все эти проклятья на новую глиняную миску и я возвращаю проклятия тем кто проклял ПСЖЖЖЖ дочь Сатакеля к их владыкам пока они не освобождены и не благословлены именем Сариэля ангела и Баракиэля ангела и именем Сариэля и Баракиэля ты освобождён от проклятий тех кто проклял ПСЖЖЖЖ дочь Сатакеля как человек и человек сбегает из дома рабства и дома оружия АЛЬМСИВИ АЛЬМСИВИ АЛЬ СЕХТ [запретно] да будет здесь здравие и печать [запретно] и дому ПСЖЖЖЖ дочери Сатакеля и её сыновьям [запретно]».
Изучи истинное Писание, ибо я запечатаю твой рот птицами.
Мораг Сульта.»
Затем они ушли, уведя с собой безропотного посланника. Мораг Таль оставил Антаболису прощальное послание:
«Будь осторожен, друг Хасфат. Те, кто насмехаются, от невежества ли или злобы, могут быть призваны отведать тайны ПСЖЖЖЖ».
Эти неожиданные события глубоко обеспокоили учёных. Альтмер Би переместился в более защищённое убежище, чтобы продолжить свои исследования; он написал друзьям следующее письмо:
«Мои любимые Братья и Сёстры,
Я надеюсь, что это письмо дойдёт до вас. Когда вы прочитаете слова, написанные мною на этом пергаменте, вы можете решить, что я сошёл с ума; за то вас не виню. Однако, позвольте вас уверить: я в состоянии перевести эти страницы, не «воспламенившись от идиотской суеты над текстом целыми днями».
Сообщив это, должен вам сказать, что за мной следят. Учитывается каждая книга, каждая перевёрнутая мною страница. К сожалению, я не могу этого доказать. Каждый раз, когда я оборачиваюсь, позади никого нет. Следует отметить хорошую подготовку моих наблюдателей.
Мои слова будут предупреждением – будьте всегда бдительны!
Кто мог подумать, что обмен таким товаром, как информация, будет иметь такой «профессиональный риск»? Одно «лицо» послало слова просвещения, но подвергло свою жизнь опасности. Сейчас я не чувствую прямой угрозы жизни, хоть моя очередь может наступить в любой момент. Таким образом, мне следует следить за тем, что я пишу.
Однако, я отвлекаюсь.
[/i]Несмотря на то, что я плохо подбираю слова, их смысл нельзя игнорировать. Может ли быть, что Орден Пал? Потеряли ли они свои истинные Пути? Может быть, как подозревает мой источник. Я надеюсь, Джобаша ошибается.[/i]
Однако, если это правда, то надежда не потеряна. Есть в Тамриэле иные, которые могут соблюдать Пути. Источник, о котором я говорю – Страж Старого Пути. Он всегда говорил мне: «Слабейшие души, называемые людьми, принесут Ситис в каждый угол». Я пытаюсь осознать эти слова, используя свой опыт. Может статься, он прав, и касается это Ордена Псиджиков.
Как только я уточню эту информацию, я пошлю ему весточку. Он, без сомнения, опечалится, если она окажется верной. Отправленное письмо поможет мне исполнить долг, и я смогу изучить остальную информацию, присланную Джобашей.
Не рискну сейчас сказать больше; боюсь, я уже сказал слишком много. Я знаю, что иные прочитают мои слова до того, как они достигнут ваших рук. Я напишу, когда найду нечто новое.»
Учёные с облегчением получили следующее письмо от Джобаши, подтверждающее, что всё в порядке. Он писал:
«Самозванец Хасфат, ты показываешь свои истинные полосы этими сомнительными каракулями. Джобаша верит не свидетельству одного жреца, но свидетельствам сотен данмеров. Они могут быть вспыльчивыми и хулиганистыми, но они не конченые невежды. Возможно, вам следует перейти через дорогу и переговорить с хорошей подругой Джобаши Дорисой.
У Джобаши нет «амбиций учёного». Джобаша всего лишь бедный книготорговец. Все твои беды начинаются из-за твоих собственных амбиций, но ты не будешь слушать Джобашу. Твои книги о двемерах столь же безнадёжно ошибочны, сколь труды мошенника Первой Эры Гора Фелима, более известного под именем «Маробар Сул», которым ты так громогласно бредишь.
Джобаша думает, что ты хочешь впечатлить данмеров. Не научить их, а служить им. Джобаша спрашивает, помнишь ли ты, как они обращаются со слугами?
Джобаша сомневается, вдохнул ли ты запах истинного смысла этой «Проповеди Ноль». Возможно, твои таланты более подходят для подметания или ползания перед Храмом.
«Изучи истинное Писание, ибо я запечатаю твой рот птицами.»
Какие кроткие угрозы. Джобаша почти поверил, что Империи удалось добиться от вас человечности.
Ни Эно Хлаалу, ни другой Превознесённый Мастер не одобрит приказ на казнь бедного Джобаши, ни даже Серый Приказ. Джобаша знает много секретов, и Джобаша знает секреты дочери герцога. Джобаша хорошо защищён от низших, менее просвещённых членов Тонг.»
К этому времени прибыл Кьер-Джо Чорвак, уважаемый учёный и воин из хаджитов. Кьер-Джо, друг Джобаши, наверное, решил проверить безопасность учёного. Он обратил внимание на термины, используемые Би, и согласился:
«Кьер-джо думает, что это очень похоже на вещи, которое обычно говорят стражи Старого Пути. «Слабейшие души, называемые людьми, принесут Ситис в каждый угол».
Он насмешливо продолжил:
«Поклонники Неназванного Владыки, называемые на Нирни «аргонианами» - потомки Боэты и Змеелюдей». «Хаджиты, созданные в качестве слуг альдмерами, восстали против Природного Порядка и заключили сделку с Барабаном Рока, чтобы завершить Меретическую эру.»
Кьер-джо уже слышал это.
Тайбер Септим был замечен в нескольких частях Тамриэля одновременно, а вы этим довольствуетесь. Корона Бури был бретоном, не нордом, не атморцем, а вы сидите и играете в песках. Анумидиум восстал на Западе и сделал Восемь Деяний для псиджиков, а вы не смутились. Ваши обезьяны танцуют на Башне, звёзды меняются, а вы не помните. Вы читаете слова Проповеди, но слепы, чтобы прочесть истину между строк. Тьма возрождается, коронуется и побеждает, а вы натягиваете одеяло и засыпаете.
Когда вы поймёте, что случилось с гномами?
Когда вы очнётесь от Эльфийской Лжи, которой верят все люди?»
Довольные тем, что Джобаша был в безопасности, учёные стали обсуждать свои толкования «Проповеди Ноль» с новой энергией. Молва об этом новом документе начала распространяться.
Сообщение о публикации скоро достигло ушей Дивайта Фира, великого волшебника Телванни и учёного. Дивайт Фир, изучавший этот тайный документ в прошлом, прибыл в здание гильдии Учёных, чтобы подтвердить его подлинность.
Изучив источник, лорд Фир объявил:
«А! «Великие дома» чувствуют намёки на истину, или идеи маячат на горизонте! Назначать контракты на инакомыслящих, это так похоже на них. Они наверняка боятся чего-то, что в своей мудрости понимает мой дорогой друг Джобаша. Разделять знания, пришедшие из кулуаров, правдивые или нет; это ли – ужас? Как я утверждаю последние 600 лет, Трибунал теряет власть на данмерами. Контракт на голову моего брата Джобаши, простого торговца бумагой и словами. Трибунал боится этого? Я страшно смеюсь. Я не буду касаться темы Проповеди Ноль. Я не заинтересован в вере и неверии псиджиков. Достижение смертным божественности – не тема для смертного ума. Я САМ стар и горячо ищу смертности. Я был свидетелем таких событий, какие большинство смертных даже не может вообразить. Я немногое скажу тем, кто захочет встретиться со мной по поводу Проповеди Ноль.
Я сказал это, и оставлю пытливые умы с осознанием того, что Проповедь Ноль НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для понимания.
Она непостижима, и была сотворена таковой. Я верю, что она НЕ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ для глаз смертных. Откуда я это знаю? Я лично встречался со «свидетельством», смутившим меня. Источники сообщили мне, что ПУТЬ Проповеди есть путь и смерть Двемеров.
Будьте осторожны, друзья. Не ходите по мутным водам, не зная брода. Пусть это будет угрозой всем ищущим».
Изучая Вивека
Lore: полуофициальный (от разработчиков)
Комментарий: Незадолго до выхода TES III Morrowind Майкл Киркбрайд выложил данный текст на одном из сайтов. По-видимому, текст представляет собой черновик книги "Вивек и Мефала". С самой книгой можно ознакомиться здесь. Но, поскольку перевод компании "Акелла" грешит ошибками и неточностями, мы сделали его заново. Результат приложен в конце.
Заметки о художественном дизайне Воина-Поэта
Кто такой Вивек?
Морроувинд – это священная страна, и боги его из плоти и крови. Все вместе эти боги называются Трибуналом, тремя сущностями, служащими образцом добродетелей данмеров. Альмалексия воплощает Милосердие, Вивек – Владычество, а Сота Сил – Таинство. Вивек, пожалуй, среди них наиболее популярен.
Он также наиболее публичен, ибо для Истинного Народа он – любимый Воин-Поэт, парадоксально красивый и кровавый. Вивек воплощает артистическую жестокость. Он превосходит предшествовавшего ему демона тёмных эльфов, Мефалу Чёрные Руки, основную фигуру ранних кимеров. Современный Вивек отражает ур-Мефалу, и мы должны воспринимать их исключительно вместе.
Кто такая Мефала?
Каждый из трёх Трибунов уже как минимум духовно существовал во времена рассвета культуры кимеров. Согласно легенде, три демона (даэдра) помогли недовольной группе альтмеров стать новым народом и найти землю обетованную. Те альтмеры стали кимерами – «Изменившимся Племенем». Это был скорее идеологический сдвиг, нежели что-то иное; тем не менее, физическое изменение кимеров также имело место. Подробности этого превращения можно легко найти, но каждый из трёх демонов воплощал ключевую часть своей метафизики. Если Боэта, так называемый Князь Интриг, служил для представления методов, необходимых для сотворения изменений, то Мефала была теневым воплотителем этой схемы.
Мефала – демон убийства, секретов и секса. Вся её сфера влияния имеет мягкие и жестокие проявления (убийство/геноцид, ухаживание/оргия, такт/поэтические истины). Мефала воплощала эти дихотомии, что сделало эту сущность (Мефала – гермафродит) сложной для понимания. Неудивительно, что Вивек использует наиболее популярные проявления его предшественника – бой и искусство.
Мефала имеет и мужские, и женские гениталии; это грубо преувеличивается при создании идолов, рисунков и барельефов, изображающих её. Вивек также иногда изображается андрогинным, но не постоянно. Он (обратите внимание на интонацию) почти всегда представляется мужчиной, хоть и с некоторыми намёками на гомосексуализм и бисексуализм.
Как уже было сказано, почитание Мефалы перешло в поклонение Вивеку. Легенды и мифы, связанные с этим демоном, нынче служат точкой опоры для бога, пришедшего позже. Нельзя сказать, что Мефала совсем исчезла из современного культа данмеров. Ей по-прежнему поклоняются бандитские тайные культы, специалисты в сексуальной сфере, клубы «тайной моды» и др. Мефала также является психопомпом Мораг Тонг, гильдии элитных убийц Морроувинда.
Вивек и Мефала
Кто такие АЛЬМСИВИ?
Морроувинд – это священная страна, и боги его из плоти и крови. Все вместе эти боги называются Трибуналом, триединым АЛЬМСИВИ, тремя сущностями, служащими образцом добродетелей данмеров. Альмалексия воплощает Милосердие, Вивек – Владычество, а Сота Сил – Таинство. Вивек, пожалуй, среди них наиболее популярен. Он также наиболее публичен, ибо для Истинного Народа он – любимый Воин-Поэт, парадоксально красивый и кровавый. Вивек воплощает артистическую жестокость. В литературе и богослужении храма он представляется одним из богов-королей Морроувинда. Он защищает священный для Велоти субконтинентальный Вварденфелл и стоит на страже Красной Горы, врат в преисподнюю. Он – часть святого Трибунала, бог Нового Храма и один из аспектов благословенного и праведного АЛЬМСИВИ.
Таков явный образ Вивека, Защитника, Бога-Короля и Воина-Поэта – наиболее доступный и знакомый жителям Запада. Тем не менее, важно осознавать, что для данмеров Вивек – трансцендентальная эволюция предшествовавшего ему даэдра, Мефалы Чёрные Руки, основный фигуры ранних кимеров. Эта тёмная сторона Вивека обычно не описывается в литературе и богослужениях, но инстинктивно понимается и признаётся данмерами, как составная часть божественной сущности Вивека. Более полная оценка сложной природы Вивека предполагает понимание натуры Мефалы, предтечи Вивека, и мрачных методов и мотивов этого Князя Даэдра.
Кто такая Мефала?
Каждый из Трех Трибунов Храма уже существовал на рассвете культуры кимеров в образе Предтечи. Предтечи известны на Западе как жестокие Князья Даэдра Азура, Боэта и Мефала. В теологии Храма, тем не менее, Азура является Предтечей Сота Сила, Лорда-Мага Альмсиви; Боэта – Предтеча Альмалексии, Госпожи и Матери Альмсиви; Мефала же – Предтеча Вивека. Согласно легенде, эти трое Князей Даэдра помогли недовольной группе альтмеров стать новым народом и найти землю обетованную. Если Боэта, так называемый Князь Интриг, служил для представления методов, необходимых для сотворения изменений, то Мефала была теневым воплотителем этой схемы.
Как известно на Западе, Мефала – демон убийства, секретов и секса. Вся её сфера влияния имеет мягкие и жестокие проявления (убийство/геноцид, ухаживание/оргия, такт/поэтические истины); обычно понимается, что Мефала парадоксальным образом обладает этими несовместимыми аспектами и сочетает их. Все эти мягкие противоречия и глубинные особенности представлены в данмерском образе Вивека, пусть даже и не описанные и объяснённые доктриной Храма.
Данмеры не воспринимают лорда Вивека, как воплощение убийства, секретов и секса. Обычно лорд Вивек воспринимается ими как великодушный король, воин-защитник, поэт-артист. В то же время бессознательно они принимают его тёмные и скрытые стороны, спрятанные за внешним благородством.
Например, долгое время существует поразительная легенда, связанная с Вивеком; согласно ей, Вивек, Альмалексия и Сота Сил, находясь в заговоре, убили лорда Неревара, величайшего из героев и полководцев данмеров. Эта история происходит из устной традиции эшлендеров, и она решительно противоречит всем учениям Храма. Тем не менее, эта история прочно засела в памяти данмеров, как бы говоря: "конечно, Вивек никогда не планировал убить лорда Неревара, но это было так давно… Кому может быть известна истина?"
Общественный облик Вивека отличается великодушием, чувствительностью, сопереживанием и защитой его последователей. В то же время данмеры иррациональнейшим образом чувствуют себя комфортно со скрытыми чертами Вивека - злобной жестокостью, похотью и скрытностью, связанными скорее с более примитивными и беспощадными проявлениями Предтеч.
Источник Хаоса
Lore: Полуофициальный (от разработчиков)
Этот любопытный отрывок, который Нохепт дир'Камаль нашёл среди бумаг Тарнатоса, повествует по большей части о Тёмном Братстве (и Мораг Тонг).
"...таким образом, Падомай - столь же невыразимая сущность как Ану. По крайней мере, таким рассматривает его Орден Псиджи. Его первоначальное (на Альдмерисе? Или на Эльнофексе?) имя - ПСДЖЖЖЖ, которое является, как и было задумано, непроизносимым. Орден был основан и организован для того, чтобы пророчить вечную и всегда-меняющуюся загадку Падомая. "Ситис" - искажённое "Псиджии", которое, в свою очередь, было словообразовано от высокого понятия ПСДЖЖЖЖ. Ситис родился, когда нигилистическая секта уже обречённых кимеров соединила (по указке Мефалы) даэдрические элементы с Невыразимым Действием, которое и было Падомаем. В сущности, они начали почитать природу Хаоса Падомая (в противоположность таковой у Ану, который есть Порядок), и за долгие годы деградировали в преступный тайный культ, который желал "убить мир". В эти времена зародилось Тёмное Братство, известное в Морроувинде как Мораг Тонг. Некоторые из высших кругов Мораг Тонг утверждают, что их общество предшествует Тёмному Братству (больше свидетельств этому далее). И что, на самом деле, они - организация, призванная разыгрывать вечный круговорот Нир. Убийство, как они говорят, самое естественное торжество радости или жизни. Как бы то ни было, Падомай Морроувинда (и изолированных сект Тёмного Братства) - не Падомай Артеума..."
Креационный миф Цаэски
Oghma Infinium
Lore: Полуофициальный (от разработчиков)
Было тогда Поражение, и Яйцо разделилось на двенадцать миров, по одному на каждого змия, владевшего именем; и имена змиев ожили и свернулись внутрь себя и стали ещё более многочисленными яйцами, ибо имена порождают сами себя, а Именование шло и шло. Согласно вычислениям, произвольная последовательность очень сноровисто узнала, что фрагментация перенесла себя в левое око. Вариации царств были тому свидетельством.
Было тогда Укушение, которое сломало двенадцать миров и их имена-яйца, и Кусатели жевали новые имена меньших змиев до тех пор, пока самые наименьшие не познали смерть, и ваши алфавиты исчезли, а наши нет. Состояние покоя стало достойным порицания, хоть и частичного, и жар был растрачен впустую по всему правому оку. И из жалости дали мы вам язык, бывший мёртвым (но вам хватило и его, раз уж вы его применяли), хотя скоротечные пище-формы стали проблематичными.
Было тогда Скольжение, когда чешуи стали имя-кусателями, движущимися свободно, а носители мёртвого языка истекли в не-говор, который есть инвертированное яйце-именование, который переходил в скидывание большего количества мёртвых, который не может быть искуплён в четверти голода, и теперь мы не можем более быть непричастными, ибо двенадцать-в-одном говорили лишь бессмыслицу для всех, кроме нас, съевших ваше скольжение в сезон трубы, ибо Кусатели отравили произвольную последовательность до того, как пришли мы и создали из неё музыку, ибо это единственное, что может спасти добычу, которая несла все формы замешательства, не описанные ещё в вычислениях. Некоторые из нас обнаружили честь, но было больше открывших идею смирения, которая перешла в тот же самый процесс отбора, и таким образом создали мы наше поедание.
Было тогда Скидывание, которое надулось в сферу съедобных коммуникаций, и вот так последовательность снова начала искать соотношение. Имена-яйца, которые выжили, не превратившись в пыль вычислений, осели и стали дреугскими-водами, которые были первыми, наконец воплотившими несбывшиеся риски Поражения. Утробные сигналы написали комплексный документ с соглашениями. Это была карта вариаций, зовущаяся "даи".
Наступило Достижение, в которое проходили движения даи через острова съедобных коммуникаций и могли накапливаться пище-формы. Одно Достижение развернулось, но Сворачивание в его животе создало виртуальную звёздную линию, которая сделала поедание ясным. Мы проскользнули в имаго и сноровисто его Именовали. Воды повиновались, а мёртвые имена заняли своё место в произвольной последовательности. Первые змии вернулись к нам в передачах, ответивших алфавиту-вирусу, который мы затем, наконец, поглотили. В соответствии с относительным даи мы яйце-назвали его и проглотили всю источник-информацию, чтобы сохранить вирус, получив тем самым бессмертие. За пределами звёздной линии мёртво-говор продолжился.
И Кладка тогда случилась, и были мы помещены в формы, полученные из исходной информации о первых змиях, которые были золотом-хождением, что является прообразом. И чешуи стали перевиты в произвольной последовательности вечно поедающей музыкой, которую мы питали вами. Нижние формы создали ищущее яйцо, но и его мы скормили музыке. Тогда Скидывание Кусателями распространилось по сторонам внутрь приёмного поля и познало Сворачивание, и вершиной этого стали мы, принесённые вычислениями. И окончательным именем было Цаэсцендентность, и мы съели его, чтобы стать им, и более нет других вариаций.
Морихаус
Lore: Неофициальный (исследования фанатов)
Морихаус (Мор, Первое Дыхание, Морихаус-Дыхание-Кин, Бык Юга, полупринц Всех Ветров и т.д.) – полубог, сын Кин (Кинарет) и племянник Шора (Шезарра), крылатый бык с кольцом в носу, воин огромной силы и ярости. О его матери - покровительнице бурь и любимой богине нордов - сказано и написано много, о нём же самом сведений не в пример меньше.
История полубога
Кто являлся отцом Морихауса, неизвестно. Возможно, отца вообще не было, и крылатый бык родился из дыхания Кин, о чём говорят его прозвища. Будучи сыном богини, существом воздуха, Морихаус спускался («слетал») в Нирн, участвуя в разворачивающихся на Тамриэле событиях. В письменных источниках его имя впервые упоминается применительно к 242-му году Первой Эры, когда Королева Рабов Алессия подняла восстание против эльфов. К людям (благодаря молитвам Алессиии и вмешательству Кин) присоединился Пелинал Уайтстрейк – непобедимый воин, «Рыцарь Света», Шезаррин (воплощение Шора). Чтобы у Пелинала всегда был верный друг и сильный союзник, Кинарет (сестра и Супруга-В-Битве Шезарра) послала к нему Морихауса: «И шел он (Пелинал) джунглями Сирода, убивая, и Морихаус топал рядом в кровавой пене и ревел в восторге, потому что Пелинал пришел...»
Сама Алессия (Перриф, Паравания) также просила Кин о том, чтобы её сын помог восставшим: «[И тогда] Перриф обратилась к Служанке вновь, устремив очи к Небесам. (…) "Морихаус, твой сын, могучий и шумный, рогами бодающий, крылатый, позволь ему принести нам свою ярость, когда вновь слетит он вниз.»
Морихаус не только сопровождал Пелинала в походах. Полубог был талантливым воином и полководцем (к тому же, в отличие от дяди, не был подвержен приступам яростного безумия), что позволяло ему успешно возглавлять армии повстанцев в сражениях с айлейдами: «Но сам он (Пелинал) предпочитал не развернутые военные действия, а планомерное истребление айлейдских королей-магов в открытых схватках, оставив поля битв для растущих армий Паравании и своего племянника-быка»
Сражаясь на стороне повстанцев, Морихаус сблизился с Алессией и стал её супругом. Дабы войска видели свою предводительницу и не теряли боевого духа, сын Кинарет брал Алессию себе на спину и проносил в небесах над человеческой армией: «А над армиями летела Королева Рабов верхом на Морихаусе, и тогда впервые назвали ее люди Ал-Эш.»
Отношения между Морихаусом и Пелиналом были близкими и доверительными, хотя Шезаррин и не одобрял связи племянника со смертной Алессией. Сначала Морихауса это смутило, но в итоге он поступил по-своему: «Но потом он (Морихаус) захрапел, вышел на свет луны Секунды, потряс кольцом в носу и сказал: "Ей нравится этот блеск на моем кольце. Возможно, это случайность, но всякий раз ночью, поворачивая голову, я вижу ее рядом. Поэтому ты понимаешь, что я не могу выполнить твою просьбу"...»
Морихаус был необыкновенно силён - удар его рогов в основание сотряс огромную Башню Белого Золота. Но и на его счету есть серьёзные боевые ранения: «Он (Пелинал) же отнес Морихауса-Дыхание-Кин к Зуатасу Остроумному (недийцу с именем кепту) для лечения, ибо бык попал под град птичьих клювов.»
Когда Пелинал пошёл в одиночку на штурм Башни Белого Золота, Морихаус спешно собрал повстанческие отряды и двинулся ему на помощь. В результат кровопролитного штурма цитадель эльфов была захвачена, но айлейды расправились с Шезаррином до подхода помощи. Племянник успел лишь услышать последние слова Пелинала: «Именно Морихаус нашел голову Вайтстрейка, каковую короли оставили в доказательство своих деяний. Тогда стали говорить они, и в речах Пелинала было сожаление... но восстание произошло ... [и еще] слова были сказаны между этими бессмертными, что даже Паравант не решилась услышать.»
Что случилось с Морихаусом после окончания войны и смерти Алессии, точно неизвестно. По всей вероятности, он возвратился туда, откуда был призван. Есть упоминание о том, что к полубогу обращались касаемо имён Алессии: «Тогда Морихаус сказал им: "В сказаниях своих вы называете ее многими именами: Ал-Эш, данное ей в благоговейном трепете, что, будучи переведено, звучит повторением - "высшая высшая". От него произошли более привычные искажения: Алешат, Эша, Алессия. Вам знакома она и как Паравант, имя, данное ей при коронации, "первая из рода своего", под ним боги подразумевают смертного, достойного величия убийства-расспроса-излечения, также звучит оно - Паравал, Певеш, Перрету, Перриф, и для меня, в часы любви - Паравания". (...) И они решили, что получили ответы на свои вопросы, и удалились.»
История Морихауса и Алессии также нашла отражение в мифах нордов. В эпосе "Семь Битв Альдудагги", в Битве шестой, рассказывается о коварстве Дагона - который хотел развязать войну в Скайриме, призвав толпы великанов, - и маленькой девочке по имени Алесс - которая обманула лорда разрушения, собрав против него армии Кланов Севера и призвав Морихауса. Сын Кинарет воплотился в быка, принадлежавшего родителям девочки: "Алесс выпустила из загона старого быка, жизнь которого она вымолила у отца, но вместо завитушек она нарисовала на нём [крылья]. Прямо перед глазами Дагона бык [превратился с помощью магии божественного образа] в Мора, Быка Юга, Сына Кин и полупринца Всех Ветров."
Следует уточнить, что юная Алесс и Св.Алессия - не одно лицо (это фиксирует сам Морихаус: "Моя возлюбленная гордилась бы твоей смелостью," - обратился Бык к Алесс"), т.к. миф описывает гораздо более поздние события, но многочисленные параллели введены в него не случайно.
Ныне в Киродииле Морихауса почитают как супруга Алессии и героя, Взявшего Цитадель, обеспечившего тем самым контроль людей над долиной Хартленд. В Имперском Городе в районе Арены стоит статуя Морихауса. Интересно, что скульптор изобразил полубога не быком с крыльями, а обычным человеком[5]. В Скайриме также почитают Морихауса как сына Кин и связывают его с ту‘умом.
Кольчуга Повелителя
С именем Морихауса связан такой могущественный артефакт, как кольчуга Повелителя (Броня Морихауса, Подарок Кинарет). Она была создана Кин специально для великих героев, берущихся вершить дела мирового масштаба. На кольчугу было наложено заклинание, лечившее раны носившего её. Закономерно, что первым обладателем уникальной брони стал Морихаус. Через некоторое время пути артефакта и полубога разошлись (по некоторым данным, из-за гордыни последнего).
В 399-м году Третьей Эры обладателем кольчуги Повелителя, по всей видимости, был Вечный Защитник – герой, победивший Джагара Тарна и вызволивший императора Уриэля VII Септима из заточения. Кольчугу он якобы добыл при помощи карты, найденной в одном из подземелий в Скайриме, где располагалась "могила Кинарет".
Накануне Деформации Запада кольчуга Повелителя находилась в храме Кинарет в Даггерфолле. Храмовники толковали её назначение как помощь в борьбе с нечестивыми даэдра. Помимо излечения владельца, артефакт обрёл свойства защиты от ядов и заклинаний. Закономерно, что появление брони Кин пришлось на смутное время, когда многие великие личности вступили в противоборство за право решать судьбу Тамриэля.
В 427-м году Третьей Эры артефакт, потерявший по каким-то причинам целительные свойства, засветился в Морроувинде. Имперский Легион разыскивал кольчугу Повелителя, похищенную бывшим легионером Фьюриусом Ацилиусом, который скрывался в подземельях под замком Эбенгард на острове Вварденфелл. В этот раз появление легендарной брони связано с Нереварином.
Вместо послесловия
Неизвестно, почему Морихаус выглядел как крылатый бык. Возможно, его отцом был минотавр, возможно и обратное - минотавры ведут свой род от сына Кинарет (не даром это сильные и яростные животные). В пользу второй версии свидетельствуют слова Пелинала, пытавшегося отговорить племянника от связи с Алессией: «Мы Ада, Мор, и меняем вещи посредством любви. Мы должны быть осмотрительны, если не желаем порождать чудовищ и населять ими землю. Если ты не остановишься, она полюбит тебя, и ты тогда изменишь весь Сирод.» Также интересно, что Белхарза, второй Император Алессианского государства, занявший трон в 266-м году Первой Эры (год канонизации Королевы Рабов) носил прозвище «Человек-бык». Впрочем, всё это может не иметь к Морихаусу никакого отношения.