XIX века. Конец 1830-х — начало 1860-х годов.
Глава 1. Архитектура общественных зданий.
Социальная и экономическая ситуация в России "николаевской эпохи", особенности политики и культуры того времени и их отражение в типологии зданий.
Произведения архитекторов К. А. Тона, А. И. Штакеншнейдера, Н. Е. Ефимова, Г. Э. Боссе, Н..Л. Бенуа и других мастеров периода «ранней эклектики».
Здания административных учреждений и военного ведомства (ансамбль зданий Министерства государственных имуществ на Исаакиевской площади, "съезжие дома", казармы гвардейских и армейских полков, флотские казармы, здание Арсенала на Кронверке Петропавловской крепости и др.).
Культовые постройки: церкви, часовни, монастыри.
Здания больниц и учебных заведений. Роль правительственных и благотворительных учреждений в организации медицинского обслуживания и просвещения. Новаторские планировочные и композиционные решения в зданиях Александринской больницы (арх. А. П. Брюллов), Родовспомогательного заведения и др. Реконструкция здания Двенадцати коллегий для Петербургского университета.
Здания научных учреждений и музеев. Пулковская обсерватория (арх. А. П. Брюллов); применение в конструкциях обсерватории новаторских инженерных решений, обеспечивших хорошее функционирование здания.
Здание Нового Эрмитажа (арх. Лео фон-Кленце), его композиционные особенности, стилистика его фасадов ("неогрек") и интерьеров, их связь с функцией здания.
Императорский Конюшенный музей (арх. П. С. Садовников), отражение специфической функции здания в "необарочной" стилистике фасада.
Театры, цирки, балаганы. Новаторская композиция Императорского театра-цирка (арх. А. К. Кавос).
Пассажи и рынки. "Щукин двор" — первый пассаж Петербурга. Пассаж между Невским проспектом и Итальянской улицей (арх. Р. А. Желязевич). Реконструкция Апраксина двора.
Первые петербургские вокзалы. "Отделение почтовых карет и брик" (арх. А. К. Кавос). Строительство железной дороги Петербург — Царское Село — Павловск. "Павловский воксал" (арх. А. И. Штакеншнейдер), его роль как центра музыкальной жизни Петербурга. Царскосельский вокзал в Петербурге (арх. К. А. Тон).
Строительство первой магистральной железной дороги России между Петербургом и Москвой. Здание Николаевского (ныне Московского) вокзала (архитекторы К. А. Тон и Р. А. Желязевич); применение новаторских металлических конструкций в покрытии дебаркадера.
Варшавский вокзал, этапы его строительства.
Балтийский вокзал (арх. А. И. Кракау), его композиционные и конструктивные особенности.
Вокзал на железнодорожной станции Новый Петергоф (арх. Н. Л. Бенуа), использование мотивов неоготики в его облике. Вокзалы станций на пригородной железной дороге Петербург – Петергоф.
Глава 2. Дворцы, особняки, дачи.
Архитектор А. И. Штакеншнейдер как выдающийся мастер периода ранней эклектики. Его основные произведения: вилла герцога Лейхтенбергского в Сергиевке; «Собственная дача наследника-цесаревича» и дворец Белосельских-Белозерских как выдающиеся образцы "второго барокко" («необарокко»); городские дворцы членов царской семьи – Мариинский, Николаевский, Ново-Михайловский как характерные произведения архитектуры периода «ранней эклектики».
Ансамбль парков, павильонов и вилл, созданный в середине XIX века в южной части Петергофа по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера .
Неоренессанс в архитектуре городских особняков. Роль архитектора Г. Э. Боссе в развитии зданий этого типа. Особняк графа Н. А. Кушелева-Безбородко (арх. Э. Я. Шмидт) как один из лучших образцов стилизаторского неоренессанса.
Дом архитектора А. И. Штакеншнейдера на Миллионной улице. Его роль в культурной жизни Петербурга середины XIX века.
Дачи в окрестностях Петербурга. Развитие новаторских приемов планировки и объемно-пространственной композиции в их архитектуре. Дачи, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым для Павловска. Постройки архитектора И. А. Монигетти в Царском Селе.
Использование новых композиционных приемов в произведениях архитектора Г. Э. Боссе. Собственный дом архитектора Боссе на 4-й линии Васильевского острова — уникальный образец городского особняка-мастерской нового типа. Дворец в Михайловке, новаторский характер его композиционного решения.
Глава 3. Многоквартирные доходные дома.
Строительные нормы середины XIX века и их значение в формировании планировочной структуры многоквартирных жилых домов. Отражение специфики "социального заказа" в планировке и архитектурном облике многоквартирных домов. Характерные приемы застройки участков.
Новые приемы в компоновке фасадов многоквартирных домов, роль архитектора П. Жако в их становлении. Стилистика фасадов доходных домов середины XIX века, специфика использования мотивов ренессанса, барокко, раннего классицизма в архитектуре многоэтажных жилых домов.
Глава 4. Петербург в середине XIX века.
Организация архитектурно-строительного дела и строительное законодательство. Подготовка кадров специалистов — архитекторов и инженеров. Взаимоотношение двух аспектов архитектуры (инженерного и художественного) в проектной и строительной практике.
Завершение ансамблей центральных площадей. Значение произведений архитекторов А. П. Брюллова, А. И. Штакеншнейдера, Н. Е. Ефимова, Л. фон-Кленце в этом процессе. Памятник Николаю I. Ансамбль Благовещенской площади.
Благовещенский (Николаевский) мост через Неву — выдающееся произведение русской инженерной и архитектурной мысли середины XIX века.
Районы аристократической застройки в Первой Адмиралтейской части и в Литейной части.
Застройка 2-й и 3-й Адмиралтейских частей (между Мойкой и Фонтанкой). Отражение социальных противоречий эпохи в облике кварталов и планировке домов. "Вяземская лавра" — район трущоб. Сенная площадь в середине XIX века (по описаниям современников и исторической иконографии).
Невский проспект — "всеобщая коммуникация Петербурга" (Н. В. Гоголь). Изменение облика застройки от центра к периферии. Знаменская площадь.
Периферийные районы левобережья Невской дельты. Каретная часть. Зимняя Конная площадь — место публичных казней.
Коломна: "Здесь все тишина и отставка..."
Фабрично-заводские окраины. Формирование "кольца" производственных предприятий вдоль трассы Обводного канала.
Застройка прибрежных районов Выборгской стороны, Петроградской стороны, вдоль Шлиссельбургского тракта.
Петроградская сторона в середине XIX века: ее "полудеревенский" облик.
Северные острова Невской дельты — "зеленые легкие" Петербурга.
Васильевский остров и взморье. Изменение характера застройки Васильевского острова с востока на запад как отражение социального статуса населения. Примеры застройки разных частей Васильевского острова по данным исторической иконографии.
Строительство фабрик и заводов в низовьях Невской дельты. Комплекс "Нового Адмиралтейства", его историческая иконография.
Заключение по Разделу II.
Итоги градостроительного развития Петербурга в середине XIX века. Противоречия в облике города как отражение социальной структуры общества. Силуэт города и роль храмов – его высотных доминант. Озеленение города. Цветовая характеристика города. Появление новых градообразующих формирований: привокзальных площадей, крупных торговых комплексов, лечебных учреждений и учебных заведений, комплексов казарм и т. д. Контрасты между центром и окраинами — характерное знамение эпохи. Нарастающая многоликость города как отражение его социума.
Значение произведений архитектуры периода ранней эклектики и сложившихся в те годы «неостилей» в формировании исторической архитектурной среды города и облика Петербурга наших дней.
Раздел III. Архитектура Петербурга 1860-х—1890-х годов.
Глава 1. Градостроительное развитие Петербурга в последней трети XIX века. Реформы 1860-х годов и их значение в формировании нового социума. Стремительный рост населения города, изменения в его социальном составе. Темпы строительства (данные статистики).
Петербург — не только столица Российской Империи, но и ее главный промышленный, финансовый и научно-культурный центр. Отражение этой исторической ситуации в облике города, в характере застройки, в типологии зданий.
Развитие структуры городского плана и попытки его регулирования. Трассировка новых улиц. Озеленение Петербурга. Новые памятники в скверах и садах.
Создание централизованных систем водоснабжения, появление канализации.
Строительный ажиотаж и его результаты (позитивные и негативные). Окончательный отход от градостроительных традиций эпохи классицизма. Вторжение новых, иных по масштабу и стилистике, зданий в ансамбли городского центра.
Появление новых доминант в архитектурном облике города (церкви, общественные здания, банки и т. д.).
Застройка территории верфи Адмиралтейства, ее противоречивые итоги.
Ансамбль Пушкинской улицы — как новый тип "стихийно слагающейся" ансамблевой застройки. Формирование аналогичных по приемам застройки кварталов жилых многоэтажных домов в других районах города. Значение "рядовой" жилой застройки в создании нового облика Петербурга.