Цикл практических занятий
Тема первая: Роман «Господа Головлевы» и семейный роман XIX века.
1. Сравните роман «Господа Головлевы» и типичную семейную хронику XIX века, например, книгу Н. П. Грот «Из семейной хроники. Воспоминания для детей и внуков». Найдите черты «семейной хроники» в романе. Почему произведение Салтыкова-Щедрина нельзя признать типичной для XIX века «семейной хроникой»?
2. Образцовую модель семейного романа Салтыков-Щедрин находил в романах И. С. Тургенева, считая, что после тургеневских романов написать «семейный роман» легко сможет каждый сочинитель. Сопоставьте роман «Господа Головлевы» и роман Тургенева «Дворянское гнездо». Опишите, анализируя формы повествования, авторскую ценностную позицию в отношении семьи и рода в романах Тургенева и Салтыкова-Щедрина. В чем различие позиций?
3. Восстановите «ближайший» контекст «Господ Головлевых» как семейного романа в пределах XIX века в целом, учитывая творчество писателей первого ряда, беллетристов, мемуаристов. Например, сравните роман Салтыкова-Щедрина с романом Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», с повестями Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье», «Молотов», книгой Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина».
4. Используя наблюдения и выводы проведенных сопоставлений, постройте модель романа семейного типа, характерного для русской литературы XIX века. Назовите несовпадения с ней, свойственные роману Салтыкова-Щедрина.
5. Какие аспекты понимания произведения Салтыкова-Щедрина актуализируются в результате разработки обозначенной ниже темы?
Тема вторая: Роман «Господа Головлевы» как «общественный» роман.
1. Салтыков-Щедрин считал, что «общественный» роман начинается и заканчивается «где-то в пространстве».
Охарактеризуйте хронотоп романа «Господа Головлевы», учитывая, что крайние его полюса точка и «беспредельная светящаяся пустота» или бесконечность.
2. Покажите, что один из лейтмотивов романа – лейтмотив «петли». Символический смысл лейтмотива «петли» в романе. Взгляд и слово Иудушки как «закидывание петли».
3. Почему, показывая крах русского дворянства и шире – русского человека определенной формации, Салтыков-Щедрин связывает его с феноменами «истории» и «пустословия».
4. Восстановите ближайший контекст образа Иудушки в рамках русской литературы XIX века. Например, привлекая для сопоставления образы героев – Чичикова, Рудина, Обломова, Федора Павловича Карамазова, Орлова («Рассказ неизвестного человека» А. П. Чехова), писателей – Гоголя, Достоевского, Розанова.
5. Философское содержание феномена «слово» в романе Салтыкова-Щедрина.
Тема третья: Роман «Господа Головлевы» и библейские тексты.
1. Назовите аллюзии, парафразы, цитаты, реминисценции, отсылающие к библейским текстам.
2. Найдите текстовые подтверждения того, что каждый из героев романа соотносим с притчевым образом «блудного сына».
3. Иуда и Христос. Каковы текстовые уровни существования героев в романе?
4. «Искупление», «прощение», «воскрешение» – центральные темы финала «Господ Головлевых». Их место в единстве художественного целого.
5. Художественно-философские функции библейского контекста в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
IV. Программы дисциплин по выбору,
сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
1.
Дисциплина: «Проблема понимания в гуманитарной науке. (На материале русской литературы XIX-XX вв.)».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 70 ч. семинарские занятия; 30 ч. – курсовые работы.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: способствовать подготовке специалиста, овладевающего современным гуманитарным мышлением.
Задачи дисциплины:
1. Обозначить траекторию проблемы понимания в историко-культурном ландшафте;
2. Дать представление об актуальности проблемы понимания для русской культуры XIX-XX веков;
3. Разработать систему понятий, необходимых для анализа культурных явлений в обозначенном аспекте;
4. Выработать принципы междисциплинарного (философия, литературоведение, история) исследования явлений культуры.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала: обусловлены задачами историко-компаративного анализа.
Основное содержание:
1. Компаративные методики. Диалог философии, литературоведения, истории. Проблема понимания как междисциплинарная проблема.
2. О «круге понимания» в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера.
3. Проблема понимания в онтологической герменевтике М. М. Бахтина.
4. Идеи «памяти» и «забвения» в истории культуры. Их связь с проблемами понимания, интерпретации.
5. «Мнемоническая герменевтика культуры» Л. В. Стародубцевой и ее интерпретационный потенциал.
6. Память. История. Забвение. Концепции современных феноменологов.
7. Проблема понимания в художественном, критическом и эпистолярном творчестве писателей XIX-XX веков.
8. Понимание как процесс и целое. «Акты» понимания. «Активно-диалогическое» понимание. Процесс понимания и анализ художественного высказывания.
Основные понятия: герменевтика, история литературы, диалог, понимание, высказывание, творческая индивидуальность, «мнемонический круг сознания».
Рекомендуемая литература:
1. Розанов В. В. О понимании. СПб., 2000.
2. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 тт. Т. 1, 2, 5, 6. М., 1996-2003.
3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
4. Рикер Поль. Память, история, забвение. М., 2004.
5. Стародубцева Л. В. Мнемозина и Лета. Память и забвение в истории культуры. Харьков, 2003.
2.
Дисциплина: «Философия интуиции и пути литературоведческого анализа».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 18 ч.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: поиски и обоснование актуальных форм литературоведческого анализа.
Задачи дисциплины:
1. Дать представление об интуиции как форме познания;
2. Сформулировать те законы анализа и интерпретации художественного произведения, которые определяются интуицией и на ней основываются.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала: Интуитивизм как учение складывался в гуманитарной мысли на протяжении веков. В разное время разные мыслители по-разному истолковывали основное понятие учения – понятие «интуиции». Философия прошла в этом отношении длительный и сложный путь: от сократовского «демона» до детальной разработки того, чем является чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. В русской культуре интуитивному знанию посвятили свои сочинения, в частности, В. С. Соловьев, С. Л. Франк, углубленное обоснование интуитивизма дал Н. О. Лосский, опираясь на философские традиции Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Бергсона и др. Интуиция как «непосредственное созерцание предмета познающим субъектом» (Н. О. Лосский) играет первенствующую роль в процессе творчества. Поэтому словесное творчество, искусство слова в узком и широком смысле находится в центре внимания многих систем интуитивизма. Все литературоведческие методы сознательно или непосредственно, всерьез или мнимо, но учитывают как роль интуиции, так и данные философии интуиции.
Основное содержание:
1. Интуиция как форма познания. (Субъект – объект – отношения между ними).
2. Интуиция и словесное творчество.
3. Интуиция в отношении к различным литературоведческим методам. (В частности, к философии искусства М. М. Бахтина и постструктуральным теориям Р. Барта).
4. Интуитивизм в русской критике XIX – начала XX вв. (А. А. Григорьев, И. Ф. Анненский, Ю. И. Айхенвальд).
5. Интуитивизм и писательская критика, авторефлексия в XIX в. (Преимущественно И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский).
6. «Произведение» как предмет «интуитивного» анализа и интерпретации. (На материале творчества Н. С. Лескова).
Основные понятия курса: философия, литературоведение, творчество, интуиция, анализ, интерпретация, художественное произведение, субъект творчества.
Рекомендуемая литература:
1. Бергсон А. Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1914. (Материя и память. – Философская интуиция. – Творческая эволюция. – Введение в метафизику).
2. Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М., 1987. (Система трансцендентального идеализма. – Об отношении реального к идеальному в природе).
3. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990. (Философские начала цельного знания. – Общий смысл искусства. – Первый шаг к положительной эстетике).
4. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 13-334.
5. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
Примечание: Литературно-критические и литературоведческие сочинения предлагаются студентам отдельными списками, в зависимости от тематики и методики самостоятельной работы.
3.
Дисциплина: «Философия и поэтика памяти. (На материале русской литературы XIX-XX вв.)».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 18 ч.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: сформировать представления о путях анализа текста в аспекте поэтики памяти.
Задачи дисциплины:
1. Знакомство с наиболее известными философскими концепциями памяти;
2. Обозрение накопленных современной наукой опытов анализа произведения в аспекте поэтики памяти;
3. Обоснование продуктивности анализа произведения в избранном направлении.
Принципы отбора содержания и организации материала:
1. Рассматриваются произведения русской литературы XIX-XX веков, не исследованные с точки зрения выбранного направления;
2. Тема спецкурса располагается в русле одной из ведущих тенденций современной филологической науки – выработки синкретических способов познания литературных явлений.
Основное содержание:
1. История изучения феномена памяти: обзор. Области знания (философия, психология, культурология, лингвистика, литературоведение), имена.
2. Философия памяти. Основные концепции, востребованные современным гуманитарным знанием (Сократ – Платон, Блаженный Августин, Джордано Бруно, С. Кьеркегор, А. Бергсон, Н. Бердяев, С. Франк, Ж. Делёз).
3. Язык – память – образ. Металингвистическая концепция языкового существования Б. Гаспарова.
4. М. М. Бахтин о философских основах гуманитарных наук. Диалог и память.
5. Память и авторский стиль. Поэтика памяти как поэтика произведения, автора, культурной эпохи.
6. Поэтика памяти в русской классической литературе. (Творчество Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова). Воспоминания – тип высказывания писателя классической поры.
7. Феномен памяти в прозе начала XX века (творчество А. Белого, И. С. Шмелева, А. М. Ремизова). Эстетико-философская функция памяти.
8. Память и забвение в пострелигиозной культуре.
Основные понятия курса: философия, поэтика, проза, память, забвение, образ, авторский стиль, высказывание, культурная эпоха.
Рекомендуемая литература:
1. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
2. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Соч. М., 1990.
3. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
4. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 тт. М., 1996. Т. 5. С. 7-10.
5. Йейтс Френсис. Искусство памяти. СПб., 1997.
6. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
7. Гаспаров Б. Язык, память, образ. М., 1996.
8. Томпсон Д.-Е. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. СПб., 2000.
9. Стародубцева Л. В. Лики памяти. Культура эпохи «пост». Харьков, 1999.
10. Обатнина Е. Творчество памяти. Мифологическое пространство художественной прозы Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2002. Т. 7. С. 476-502.