VIII. Расположите государственные учреждения России в порядке их возникновения.
Всероссийская олимпиада школьников по истории
Муниципальный этап
Ключи, 8 класс
I. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании, ответы запишите в таблицу.
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
В | В | А | А | Г |
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 5 баллов.
II. Перед вами отрывки из донесений, воспоминаний, писем, относящихся к событиям Отечественной войны 1812 г.
Восстановите хронологическую последовательность событий, написав буквенные обозначения, под которыми приведены отрывки, в соответствующем порядке.
Впишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов). Вписанные имена и географические названия должны быть грамматически верными.
Ответ:
2.1. Хронологическая последовательность: Г-А-Е-В-Д-И-Ж-З-Б
2.2. Пропуски:
А. 1 - Смоленску;
Б. 1 - Чичагов, 2 - Березину;
В. 1 - Можайска;
Г. 1 - Петербургской;
Д. 1 - Шевардино (Шевардина);
Е. 1 - Кутузова;
Ж. 1 - Калужском;
З. 1 - Малоярославца;
И. 1 - Багратион
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу, за последовательность - 2 балла. Всего – 12 баллов.
III. Установите соответствие между направлениями преобразований эпохи Петра I и их важнейшими содержательными элементами. Некоторые названные содержательные элементы преобразований могут одновременно быть отнесены к двум направлениям.
Военная реформа | Преобразования в области культуры и быта | Экономические преобразования | Социальные преобразования | Церковная реформа | Государственные, административные реформы |
1; 4; 12 | 2; 7; 10; 14 | 5; 7; 13 | 6; 9; 11 |
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 15 баллов.
IV. Объясните принцип образования ряда. Вычеркнете лишнее.
4.1.Шемизетка, тюрлюрлю, макинтош, мантилька
Детали женского гардероба
4.2.1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1806-1812 гг., 1804-1813 гг.
Русско-турецкие войны
4.3 С.С. Уваров, М.П. Погодин, К.Д. Кавелин, Н.В. Кукольник, Н.Г. Устрялов
Представители консервативного движения
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 6 баллов.
V. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
5.1.Инфантерия,фураж
5.2.Консерватизм, либерализм, радикалы
5.3Интендант, ассигнации
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 10 баллов.
VI. Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)?
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 |
да | нет | да | да | нет |
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего –5 баллов.
VII. Иллюстрируя книгу по истории России XVII века, художник изобразил момент казни протопопа Аввакума и его сподвижников. Но то ли по рассеянности, то ли намеренно допустил несколько ошибок. Найдите эти ошибки.
Ответ:5 ошибок.
1) неверно указано место казни Аввакума (Пустозерск, а не Березово);
2) неверно указана дата (7161 от с.м. - это 1653 г. от Р. Х., а Аввакума казнили в 1682 г.); 3) сруб поджигает солдат петровских времен (Преображенского полка);
4) на заднем плане каменный кремль;
5) в толпе наблюдающих за казнью – католический монах – доминиканец.
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 1 баллу. Всего – 5 баллов.
VIII. Расположите государственные учреждения России в порядке их возникновения.
Г | Е | В | А | Д | Б |
За определение верной последовательности - 4 балла.
IX. В статье 10 предложений, которые пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия архитектурных стилей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. Проставьте буквенные обозначения иллюстраций соответственно стилю. Подпишите названия представленных на иллюстрациях сооружений и их авторов (там, где возможно).
Архитектурный стиль | классицизм | барокко | Нарышкинское барокко |
№ предложения | 2, 4,6,7 | 5, 8, 10 | 1,3,9 |
Иллюстрация, название памятника | В- здание Дворянского собрания (архитектор М.Ф.Казаков) Д - Церковь Вознесения у Никитских ворот (архитекторы О.И.Бове, Ф.М.Шестаков) Ж – Дом Пашкова (архитектор В.И.Баженов) | А– Зимний дворец (архитектор Б.Растрелли) Г– собор Смольного монастыря (архитектор Б.Растрелли) | Б – Церковь Троицы в Никитниках, Е -Церковь Покрова в Филях |
За каждую верно названную позицию учащиеся получают по 0,5 балла, за определение стиля - по 1 баллу. Всего – 18 баллов.
X. Творческое задание. В 2008 году в рамках телевизионного проекта Александр Невский стал «именем России», т.е. самым известным историческим деятелем в российской истории. С его именем связаны многие произведения русской культуры. Но в нашей истории есть и другие замечательные имена. Попробуйте сравнить менее известного деятеля отечественной истории с Александром Невским. (Работа выполняется в свободной форме).
Максимум за творческое задание - 20 баллов.
Итого: 100 баллов.