Общее количество часов – 102, из них: 9 часов внеклассного чтения (1 урок в месяц) и 2 часа – обязательный контроль

Литературное чтение

ІІ класс школ с русским языком обучения

(учебник «Радуга» авторов В. С. Воропаевой, Т. С. Куцановой)

Общее количество часов – 102, из них: 9 часов внеклассного чтения (1 урок в месяц) и 2 часа – обязательный контроль.

Материал для урока, страницы учебника Работа с текстом Домашнее задание
Страна народного творчества (17 ч)
Пестушки (Часть 1. С. 3–5) Чтение учителем вводной статьи к разделу «Страна народного творчества». Отработка навыка выразительного чтения пестушек: интонация, темп. Нахождение в тексте уменьшительно-ласкательных слов, объяснение необходимости их использования в пестушках Прочитать пестушки, подготовить выразительное чтение
Колыбельные песни (С. 5–7) Отработка навыка выразительного чтения колыбельных песен: интонация, темп. Выборочное чтение Подготовить выразительное чтение песен
Потешки, небылицы (С. 7–9) Чтение вслух. Выборочное чтение по вопросам учителя. Отработка навыка выразительного чтения. Сравнение потешек и небылиц Прочитать потешки и небылицы. Одну из них (по желанию) выучить наизусть
Лирические песни (С. 9–12) Первичное чтение вслух учителем. Чтение учениками. Нахождение в текстах слов, выражений, соответствующих лирическим песням. Отработка навыка выразительного чтения. Сравнение песен. Словесное рисование Подготовить одну лирическую песню (на выбор) для выразительного чтения
Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом
Шуточные песни (С. 13–17) Чтение песен вслух учителем. Нахождение в текстах ответов на вопросы. Отработка навыка выразительного чтения. Чтение по ролям Подготовить выразительное чтение одной шуточной песни (на выбор)
Обрядовые песни (С. 17–20) Чтение учителем вводной статьи. Чтение песен учащимися вслух. Выявление настроения песен. Отработка навыка выразительного чтения. Задание 6 с. 20 (выучить наизусть) не выполняется Подготовить выразительное чтение обрядовых песен
Скороговорки, загадки (С. 20–23) Отработка умения читать скороговорки, отгадывать загадки. Сравнение этих малых жанров. Конкурс на лучшее чтение скороговорок Научиться чётко и быстро выговаривать две или три скороговорки (на выбор)
Пословицы и поговорки (С. 23–25) Выработка умения вдумчиво читать пословицы, анализировать их, находить смысл. Коллективное составление под руководством учителя рассказа или сказки с использованием пословицы «У страха глаза велики» Выучить наизусть наиболее понравившиеся пословицы
У страха глаза велики. Русская народная сказка (С. 26–28) Чтение учителем вводной статьи. Чтение сказки учителем. Выявление эмоционального отношения учащихся к сказке. Чтение цепочкой. Нахождение слов, характерных для сказки. Пересказ сказки близко к тексту Прочитать сказку. Подготовить пересказ сказки близко к тексту
Лиса и журавль. Русская народная сказка (С. 29–31) Чтение сказки учащимися. Выявление чувств, настроений, вызванных сказкой. Объяснение незнакомых слов. Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки Подготовить выразительное чтение одной из ролей сказки (на выбор)
Краденым сыт не будешь. Белорусская народная сказка (С. 32–35) Чтение вслух учителем. Чтение учащимися молча. Ответы на вопросы путем выборочного чтения. Работа над пониманием смысла названия сказки, отдельных слов. Выборочный пересказ Прочитать сказку. Подготовить пересказ сказки близко к тексту
Горшочек каши. Немецкая народная сказка (С. 36–38) Чтение вслух учителем. Чтение учащимися молча. Воспроизведение сюжета по вопросам. Озаглавливание каждой части сказки. Словесное рисование Прочитать сказку. Сделать рисунок к одной из частей сказки (по желанию) и подписать его словами из сказки
Кто не работает, тот не ест. Сербская народная сказка (С. 39–41) Чтение вслух цепочкой. Воспроизведение сюжета по вопросам. Составление плана пересказа. Подробный пересказ сказки. Определение пословицы в тексте, толкование её смысла Прочитать сказку. Подготовиться к подробному пересказу
Два жадных медвежонка. Венгерская народная сказка (С. 41–45) Первичное чтение вслух. Чтение по ролям. Подбор слов и выражений для характеристики героев сказки. Сравнение героев (лисы) из сказки «Два жадных медвежонка» и «Лиса и журавль». Воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя, соотнесение текста и названия. Придумать свою сказку о жадности (по желанию) Прочитать сказку, отрывок (на выбор) подготовить для выразительного чтения.
Обобщающий урок по теме «Страна народного творчества» (С. 46–47) Повторение пройденного материала по опорным словам; придумывание загадок, сказок; составление пословиц Придумать продолжение сказки по её началу
Внеклассное чтение. Сказки народов мира
Осенняя страничка (5 ч)
И. Соколов-Микитов «Пришёл сентябрь» (С. 48–50) Первичное чтение текста учителем. Выборочное чтение. Работа с художественным словом: наблюдение за выразительными средствами. Словесное рисование. Пересказ рассказа по плану Прочитать рассказ. Выполнить задание 6 с. 50.
Н. Сладков «Осень на пороге» (С. 51); «Лес осенью» (по Г. Скребицкому); И. Соколов-Микитов «Русский лес» (С. 52–53) Первичное чтение вслух учащимися. Выборочное чтение. Работа с художественным словом: наблюдение за выразительными средствами. Словесное рисование Подготовить выразительное чтение одного рассказа (на выбор)
Е. Интулов «Осень» (С. 54). Е. Благинина «Улетают, улетели» (С. 55–56) Чтение вслух. Сопоставление, сравнение прозаического и поэтического текстов, выразительное чтение. Словесное рисование картин осени с использованием текста Выучить наизусть стихотворение Е. Интулова «Осень»
Ю. Коваль «Сирень и рябина» (С. 56–57), «Дубы» (С. 58–59). И. Токмакова «Осинка» (С. 59), «Дуб» (С. 60) Первичное чтение учителем. Выявление эмоционального отношения к прочитанному. Работа с образными выражениями. Работа над выразительным чтением стихов И. Токмаковой. Словесное рисование Прочитать произведения Ю. Коваля. Сделать к ним рисунки (по желанию)
Развитие речи. Составление рассказа по картинкам (С. 61–62) Коллективное составление рассказов по картинкам «Осень в лесу», «Осень на лугу», «Осень в саду» Подготовить рассказ по одной из картин (на выбор)
Страна детства (35 ч) Я и моя семья (23 ч)
Я. Аким. «Моя родня» (С. 63–64). А. Барто «Я расту!» (С. 65–66) Первичное чтение стихотворений вслух учащимися. Толкование слова «родня». Перечитывание стихотворений. Ответы на вопросы с помощью выборочного чтения текстов. Работа над выразительным чтением Выразительное чтение стихов. Составить рассказ о своей семье
Ю. Яковлев «Мама» (С. 67–69)   Первичное чтение учителем рассказа. Выявление эмоционального отношения к прочитанному. Чтение учащимися молча; чтение вслух цепочкой. Работа над смысловым содержанием пословиц (С. 69) Подготовить выразительное чтение рассказа
Я. Брыль «Просто и ясно» (С. 69–72) Первичное чтение вслух учителем. Чтение учащимися молча; чтение вслух цепочкой. Выборочное чтение. Воспроизведение сюжета по вопросам. Высказывание суждений о прочитанном произведении Прочитать рассказ. Подобрать ласковые слова, которые нужно чаще говорить маме
А. Барто «Разговор с дочкой» (С. 72–73). В. Азбукин «Утешение» (С. 73), «Младший брат» (С. 74) Чтение стихотворений учителем и учащимися. Беседа по вопросам учебника. Выявление отношения детей к персонажам стихотворений. Сравнение героев. Нахождение в текстах рифмующихся слов. Выразительное чтение Перечитать стихотворения. Научиться читать выразительно одно стихотворение (на выбор)
В. Осеева «Хорошее» (С. 74–75), «Кто наказал его» (С. 83) Чтение учениками рассказа «Хорошее», выявление первичного восприятия. Определение смысла произведения и его соответствия названию. Чтение по ролям. Чтение учениками рассказа «Кто наказал его», проверка понимания. Определение с помощью учителя смысла произведения Прочитать рассказ «Хорошее», подготовиться к выразительному чтению по ролям
Э. Успенский «Разгром» (С. 76). Б. Заходер «Никто» (С. 80–82) Чтение стихотворений учителем и учащимися. Беседа по вопросам учебника. Выявление отношения детей к персонажам стихотворений. Сравнение героев. Выразительное чтение Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (на выбор)
Н. Носов «Леденец» (С. 77–80) Чтение рассказа учителем, учениками молча, выявление первичного эмоционального восприятия, понимания текста. Выборочное чтение Прочитать рассказ, придумать свое заглавие к нему
Внеклассное чтение. Веселые и мудрые книги Николая Носова
В. Осеева «Жадная мать» (С. 82). А. Стариков «Смельчак» (С. 85–86) Чтение рассказа учителем. Проверка первичного восприятия. Соотнесение содержания рассказа и его заголовка. Придумывание своего заголовка к рассказу. Чтение стихотворения. Выборочное чтение по вопросам учителя. Отработка навыка выразительного чтения – определение необходимого тона, темпа чтения и интонации Подготовить выразительное чтение стихотворения «Смельчак»
В. Осеева «Плохо» (С. 83–84). А. Седугин «Про умную собаку» (С. 86–87) Чтение вслух рассказа «Плохо». Оценка действий героев. Пересказ рассказа по опорным словам. Чтение вслух рассказа «Про умную собаку». Беседа по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Коллективное составление рассказа про умную собаку по предложенному плану (задание 4, с. 88) Подготовить пересказ одного рассказа (на выбор)  
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» (С. 88–89). В. Данько «Спасибо» (С. 89–91) Первичное чтение вслух. Сравнение двух произведений, свободное высказывание. Характеристика героев с помощью текста. Выразительное чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой». Составление рассказа «Мои добрые дела» Выучить наизусть стихотворение (на выбор)
В. Ю. Драгунский «Что я люблю» (С. 92–95) Чтение учителем вводной статьи о В. Ю. Драгунском. Рассказ о личности писателя. Выяснение, что читали дети, как они относятся к произведениям автора. Чтение рассказа вслух. Выборочное чтение. Составление устной характеристики Дениски Прочитать рассказ. Составить рассказ о себе «Что я люблю и не люблю»
В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй» (С. 95–98) Первичное чтение учителем. Чтение полушёпотом учениками. Выявление чувств, эмоций, впечатлений учащихся. Ответы на вопросы с использованием текста. Деление текста на части. Определение настроения каждой из них. Озаглавливание частей рассказа Подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа (на выбор)
Е. Пермяк «Торопливый ножик» (С. 99–100). Л. Толстой «Отец и сыновья» (С. 100–101) Чтение рассказов Е. Пермяка и Л. Толстого. Проверка первичного восприятия. Сравнение произведений, работа с вопросами и заданиями учебника Прочитать рассказы. Придумать или подобрать пословицы о труде
Л. Квитко «Бабушкины руки» (С. 102–103). А. Барто «Помощница» (С. 103–104) Чтение стихотворения «Бабушкины руки» учителем. Чтение учащимися вполголоса. Подбор в тексте слов для характеристики бабушки. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение стихотворения «Помощница» учащимися. Выявление первичного восприятия. Выбор необходимого тона и темпа чтения. Выразительное чтение   Подготовить выразительное чтение стихотворения (на выбор)
В. Данько «Волшебное слово» (С. 104–105) Чтение стихотворения вслух. Выявление его эмоционального настроения. Подготовка к ответам на вопросы учебника. Рассказ о своем дедушке Научиться выразительно читать стихотворение
С.В.Михалков «Лапуся» (С. 107–109) Чтение учителем статьи о В. В. Михалкове. Беседа о писателе с опорой на знания детей. Самостоятельное чтение стихотворения «Лапуся». Чтение по ролям Подготовить выразительное чтение стихотворения
С. Михалков «Про Мимозу» (С. 109–112) Первичное чтение вслух. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа над выразительным чтением Подготовить выразительное чтение стихотворения
Внеклассное чтение. Книги С. В. Михалкова
Л. Толстой. «Косточка» (С. 112–113). Е. Пермяк «Первая рыбка» (С. 114–115) Первичное чтение рассказов учителем. Проверка первичного восприятия. Высказывания своего отношения к прочитанному. Обсуждение рассказов по вопросам учителя. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ близко к тексту. Составление рассказа на тему «Моя помощь» Прочитать рассказ «Первая рыбка». Подготовить рассказ о своих домашних делах и помощи семье
Ю. Коринец «Волшебное письмо» (С. 115–117) Первичное чтение стихотворения учителем вслух. Чтение учащимися цепочкой. Работа над сюжетом и образными средствами стихотворения. Словесное рисование Подготовить выразительное чтение стихотворения
Обобщающий урок по теме «Я и моя семья» (С. 118–119) Литературная викторина. Рассказы учащихся о своей семье. Составление пословиц по теме и придумывание новых по опорным словам Составить рассказ «Моя семья» по плану
Проверка навыка чтения
Зимняя страничка (6 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (С. 120–121) Знакомство с новым разделом учебника. Загадки (С. 121). Коллективное составление рассказа о зиме по предложенному учителем плану. Первичное чтение стихотворения учителем. Чтение учащихся вполголоса, вслух. Анализ под руководством учителя художественных средств. Словесное рисование (подумать, какие картины можно нарисовать к стихотворным строкам). Работа над выразительным чтением: интонация, ритм, определенный настрой Подготовить выразительное чтение стихотворения
С. Есенин «Береза» (С. 121–122) Первичное чтение стихотворения учителем. Чтение учащихся вполголоса, вслух. Наблюдение за выразительными средствами, создающими художественный образ. Словесное рисование. Заучивание стихотворения под руководством учителя Выучить стихотворение С. Есенина «Белая береза» наизусть
В. Хмельницкий «Снег и скрипка» (С. 123). А. Барто «За цветами в зимний лес» (С. 124–125) Чтение рассказа «Снег и скрипка» цепочкой. Ответы на вопросы с использованием выборочного чтения. Составление рассказа по опорным словам. Работа над выразительными средствами текста. Первичное чтение стихотворения учителем. Самостоятельное чтение учащихся. Чтение вслух. Работа над выразительными средствами произведения. Отработка навыка выразительного чтения Подготовить выразительное чтение стихотворения
А. Гарф «Наш тополь» (С. 126–127) Чтение вслух. Ответы на вопросы с использованием выборочного чтения. Коллективное деление текста на части. Пересказ по готовому плану (задание 5, с. 127) Подготовить пересказ текста по плану
Составление рассказа по картинкам (С. 128). К. Ушинский «Проказы старухи Зимы» (С. 128–131) Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. Первичное чтение рассказа учителем. Чтение учащимися цепочкой. Работа над сюжетом и образными средствами произведения. Словесное рисование. Составление характеристики зимы с помощью текста Подготовить выразительное чтение отрывка (на выбор)
З. Александрова «Дед Мороз» (С. 132). Е. Серова «Новогоднее» (С. 133) Чтение стихотворений учащимися вполголоса, вслух. Сравнение двух произведений, нахождение в них общего и отличительного. Работа над звуковой культурой речи, анализ изобразительных средств текстов. Заучивание стихотворения под руководством учителя   Научиться читать стихотворение З. Александровой «Дед Мороз». Выучить стихотворение «Новогоднее» Е. Серовой наизусть
Я и мои друзья (12 ч)
Э. Киселева «Мальчик-Огонёк» (Часть 2. С. 3–5) Первичное чтение сказки учителем. Выявление эмоционального восприятия. Чтение про себя. Воспроизведение содержания по вопросам учителя. Составление характеристики героя Прочитать произведение. Подготовить рассказ о своём друге
В. Осеева «Кто всех глупее» (С. 6–7). С. Михалков «Ответ» (С. 8–9) Самостоятельное чтение полушёпотом сказки В. Осеевой «Кто всех глупее». Обсуждение прочитанного. Соотнесение содержание произведения и его названия. Чтение учителем сказки С. Михалкова «Ответ». Определение смысла слов «завистливый» и «любознательный». Чтение по ролям Подготовить выразительное чтение сказки С. Михалкова «Ответ»
А. Барто «Уехали» (С. 9–10) Первичное чтение учителем. Выявление первичного восприятия. Самостоятельное чтение учащимися. Обсуждение: свободные оценочные высказывания детей. Выборочное чтение. Выразительное чтение произведения Подготовить выразительное чтение стихотворения
Внеклассное чтение. Книги С.Я. Маршака
Самуил Яковлевич Маршак (С. 11–12). С. Маршак «Друзья-товарищи» (С. 12–13) Чтение учителем статьи о писателе. Знакомство с личностью писателя с опорой на знания детей. Чтение стихотворения «Друзья-товарищи». Отработка навыка выразительного чтения. Рассказы детей о своих друзьях Выразительное чтение стихотворения. Подготовить ответ на вопрос: «Что значит настоящий друг?»
С. Маршак «Кот и лодыри» (С. 14–17). Пословицы (С. 17) Чтение учителем стихотворения «Кот и лодыри». Выявление отношения к персонажам. Чтение учащимися про себя. Подбор слов, близких по значению. Чтения по ролям. Составление пословиц по опорным словам. Коллективное сочинение пословицы про труд Прочитать стихотворение. Подготовить рисунки к тексту, сделать к ним подписи
Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть» (С. 18–19) Самостоятельное чтение рассказа молча. Проверка первичного восприятия. Анализ поступков героев. Коллективное составление плана. Пересказ текста по составленному плану Подготовить пересказ текста от первого лица
А. Введенский «Учёный Петя» (С. 20–23) Чтение учителем стихотворения. Соотнесение названия и содержания. Самостоятельное чтение учащихся. Оценка высказываний героя. Мимическое изображение настроений. Выразительное чтение Прочитать стихотворение, придумать правильные ответы
В. Драгунский «Заколдованная буква» (С. 24–27) Первичное чтение рассказа учителем. Выявление эмоционального отношения. Чтение рассказа молча. Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению по ролям Подготовить выразительное чтение по ролям
Николай Николаевич Носов (С. 28–29). Н.Носов «Заплатка» (С. 29–32) Чтение учителем статьи о Н. Носове. Беседа о писателе с опорой на знания детей. Чтение учителем рассказа «Заплатка». Обсуждение по вопросам учителя. Самостоятельное прочтение учащимися. Составление характеристики героев с использованием текста Прочитать рассказ «Заплатка». Разделить его на законченные части. Дать каждой части заглавие
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья» (С. 33–35) Литературная игра Перечитывание отрывков из произведений. Размышления о настоящей дружбе. Составление пословиц, рассказов на заданную тему Подготовить рассказ о собаке, которая может быть хорошим другом
Внеклассное чтение. Книги о детях и взрослых (В. Драгунский «Денискины рассказы»; Р. Погодин «Книжка про Гришку» и др.)
Страна живой природы (12 ч)
В. Орлов «Письмо ровеснику» (С. 36–37). Е. Чарушин «Про зайчат» (С. 39–42) Введение в раздел «Страна живой природы». Беседа о значении природы в жизни человека. Чтение стихотворения «Письмо ровеснику». Отработка навыка выразительного чтения. Чтение рассказа «Про зайчат». Выборочное чтение. Словесное рисование Выучить наизусть стихотворение В. Орлова «Письмо ровеснику»
Е. Чарушин «Страшный рассказ» (С. 43–45) Прогнозирование содержания произведения по его названию. Первичное чтение вслух. Соотнесение названия произведения и его содержания. Выборочное чтение, чтение по ролям Прочитать рассказ. Познакомиться в библиотеке с книгами Е. Чарушина
В. Берестов «Аист и соловей» (С. 37–39) Первичное чтение рассказа учителем Выявление первичного эмоционального восприятия рассказа. Чтение учениками молча. Ответы на вопросы учебника. Чтение в лицах с подбором определенной интонации. Оценочные отношения детей Прочитать рассказ, поделиться впечатлениями с родителями
А. Толстой «Сорока» (С. 46–47) Первичное чтение рассказа учителем. Чтение цепочкой. Выявление чувств, эмоций детей. Чтение по ролям. Словесное рисование Подготовить пересказ сказки близко к тексту
И. Тургенев «Воробей» (С. 48–49) Первичное чтение рассказа учителем. Выявление первичного эмоционального восприятия рассказа. Чтение учениками молча. Выборочное чтение. Составление с помощью учителя кадров диафильма   Прочитать рассказ, поделиться впечатлениями с родителями
Л. Толстой «Лев и собачка» (С. 52–53) Первичное чтение рассказа учителем. Выявление первичного эмоционального восприятия рассказа. Чтение учениками молча. Выборочное чтение. Обсуждение рассказов И. Тургенева «Воробей» и Л. Толстого «Лев и собачка» Прочитать рассказ, поделиться впечатлениями с родителями
Г. Глушнев «Соседский щенок» (С. 51). Р. Сеф «Кто любит собак…» (С. 54) Чтение стихотворения учениками. Выразительное чтение: отработка интонации, темпа, ритма, передача чувств. Составление рассказа о своих питомцах Подготовить выразительное чтение стихотворений
С. Воронин «Голая лягушка» (С. 54–58) Чтение учителем. Выявление эмоционального настроя произведения. Нахождение ответов на вопросы учебника с помощью текста. Чтение цепочкой, чтение молча Прочитать рассказ, подготовить выразительное чтение отрывка (на выбор)
К. Ушинский «Гадюка» (С. 59–62) Чтение рассказа учителем, учащимися цепочкой. Выявление первичного эмоционального восприятия рассказа. Перечитывание. Нахождение ответов на вопросы. Подготовка пересказа по плану Подготовка пересказа по плану
М. Михалков «Будь человеком» (С. 63–65) Чтение учителем стихотворения «Будь человеком», выяснение смысла произведения. Отработка выразительного чтения. Придумывание загадок по теме Подготовить выразительное чтение стихотворения
Обобщающий урок по теме (С. 66–67) Литературная викторина. Работа по страничке учебника «Повторяю и творю» Подготовка к уроку внеклассного чтения
Внеклассное чтение. Братья наши меньшие. Книги о животных
Весенняя страничка (4 ч)
А. Плещеев «Весна» (С. 68) Чтение стихотворения учителем. Ответы на вопросы с помощью текста. Выразительное чтение: подбор темпа, ритма, интонации. Передача чувств. Чтение стихотворения, нахождение слов, создающих в тексте образ весны. Заучивание стихотворения под руководством учителя Выучить стихотворение наизусть
В. Орлов «Ночной гость», «Первый гром» (С. 69–71) Чтение стихотворений учителем, учениками. Выразительное чтение. Работа над изобразительными средствами поэтических произведений (вопросы учебника) Прочитать стихотворения. Научиться читать выразительно (подготовить к конкурсу)
В. Приходько «Капельные часы» (С. 72–73). Н. Сладков «Медведь и солнце» (С. 73–74) Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Чтение рассказов, подготовка к пересказу. Словесное рисование. Пересказ сказки «Медведь и солнце» близко к тексту Рассказать родителям, бабушке, дедушке про капельные часы
С. Есенин «Черемуха» (С. 75–76) Первичное чтение стихотворения учителем. Чтение учащихся вполголоса, вслух. Наблюдение за выразительными средствами, создающими художественный образ. Словесное рисование. Отработка навыка выразительного чтения Подготовить выразительное чтение стихотворения
Страна улыбки и смеха (8 ч.)
М. Пляцковский «Какие бывают слова» (С. 77–78). Б. Заходер «Песенки Винни- Пуха» (С. 79–80) Чтение стихотворения «Какие бывают слова» учителем. Выявление первичного эмоционального восприятия. Самостоятельное чтение учащимися песенок Винни- Пуха. Работа над звуковой культурой речи, анализ изобразительных средств. Отработка навыка выразительного чтения   Подготовить выразительное чтение стихотворений
Корней Иванович Чуковский «Путаница» (С. 82–86) Чтение учителем статьи. Знакомство с личностью писателя. Беседа о прочитанных или услышанных произведениях автора. Чтение «Путаницы» учениками с использованием мимики, жестов, звукоподражания, интонации. Чтение по ролям Подготовить выразительное чтение стихотворения
Внеклассное чтение. Книги К. И. Чуковского
С. Михалков «Где очки?» (С. 87–88). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (С. 89–92) Чтение стихотворений учителем, учениками. Выявление эмоционального настроя произведения. Выборочное чтение для подтверждения своих ответов. Нахождение рифмующихся строк. Составление характеристики «рассеянного» героя Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (на выбор)
Н. Носов «Живая шляпа» (С. 93–96) Чтение рассказа учителем. Выявление эмоционального отношения детей к прочитанному. Чтение цепочкой. Обсуждение прочитанного по вопросам учебника. Подготовка к пересказу Подготовить пересказ рассказа
Э. Успенский «Память» (С. 97). Н. Усачев «Любопытная Варвара» (С. 98–99) Чтение стихотворений Э. Успенского и А. Усачева, выявление чувств учащихся. Определение сходства героев двух произведений. Характеристика героев с использованием текста. Чтение по ролям Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (на выбор)
Э. Машковская «Кислые стихи» (С. 100). Г. Остер «Вредные советы» (С. 101–103) Чтение стихов вслух. Первичное представление о юморе на основе всех прочитанных произведений раздела. Придумывание своих весёлы историй Подготовить выразительное чтение стихотворений. Познакомиться в библиотеке с книгами Г. Остера
Обобщающий урок по теме «Страна улыбки и смеха» (С. 104–106) Литературные игры, викторины. Работа по страничке учебника «Повторяю и творю» Подготовка к уроку внеклассного чтения
Страна вопросов и ответов (10 ч.)
М. Львовский «Песенка Витьки Почемучкина» (С. 107–108). М. Гумилевская «Почему бывает радуга?» (С. 108–109) Беседа на тему «О пользе чтения для приобретения знаний». Чтение песенки учителем. Чтение статьи М. Гумилевской «Почему бывает радуга». Составление вопрос к тексту. Нахождение ответов на них. Перечитывание произведений Прочитать рассказ. Рассказать родителям, почему бывает радуга
П. Непорожный «Чудо, которое рядом» (С. 110–112) Первичное чтение вслух. Соотношение содержания текстов с их названием, нахождение в тексте неизвестных ранее фактов методом выборочного чтения Прочитать текст. Рассказать взрослым, как люди раньше добывали огонь
Б. Зубков «О звериных подсказках…», «О пауке, который умел строить мосты» (С. 113–115) Первичное чтение вслух. Чтение цепочкой. Комбинированное чтение. Выборочное чтение. Выявление сути рассказов. Пересказ текстов Подготовить пересказ одного из текстов
Внеклассное чтение. Сказки – несказки В. Бианки и Э. Шима
М. Шпагин «Вилы и Вилка» (С. 116). А. Владимиров «Сторожа в коробочках» (С. 117) Первичное чтение вслух. Поиски ответов на вопросы учебника. Перечитывание, обмен мнениями. Пересказ текстов Прочитать рассказы. Подготовить вопросы, на которые хотелось бы получить ответ
В. Танасейчук «Кто в темноте видит» (С. 118–119) Конкурс на лучший вопрос. Знакомство с энциклопедией «Я познаю мир». Чтение рассказов вслух, молча, цепочкой. Нахождение ответов на вопросы учебника. Рассказы детей о кошках, живущих у них дома Прочитать рассказ, подготовить пересказ
В. Липский, И. Сергеева «Весть издалека» (С. 120–122) Первичное чтение рассказа учителем. Чтение учащимися про себя. Выборочное чтение. Установление с помощью учителя смысловых связей между событиями.   Прочитать рассказ, подготовить пересказ
А. Усачев «На чем держится земля» (С. 123–126). Чтение сказки учителем. Выявление первичного эмоционального восприятия. Чтение по ролям. Выявление сути произведения. Выборочное чтение Прочитать рассказ, ответить на вопросы
Обобщающий урок по теме «Страна вопросов и ответов» (С. 127–129) Литературная викторина. Работа по страничке учебника «Повторяю и творю» Подготовить интересное сообщение о необычных явлениях (используя энциклопедию «Я познаю мир»)
Проверка навыка чтения
Летняя страничка (5 ч)
С. Маршак «Зеленая страница» (С. 130) Введение в раздел «Летняя страничка». Чтение вслух стихотворение С. Маршака «Зеленая страница». Выборочное чтение. Отработка навыка выразительного чтения Подготовить выразительное чтение стихотворения
М. Ивенсен «Вот и лето» (С. 131). Составление рассказа по картинкам (С. 132) Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения под руководством учителя. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинкок Выучить наизусть стихотворение М. Ивенсена «Вот и лето»
В. Хомчанко «Поклон лесу» (С. 133)   Чтение рассказа учителем, цепочкой учениками. Беседа на тему «Чем больше мы совершаем добрых поступков, тем прекраснее становится окружающий мир». Сочинение рассказа по готовому плану (задание 6, с. 134) Подготовить рассказ по картинкам (с. 132)
А. Шибаев «Хороший день» (С. 135). Обобщающий урок по страничкам «Поры года» (С. 136–138) Литературные игры, викторины. Работа по страничке учебника «Повторяю и творю» Подготовить выразительное чтение стихотворения
Итоговый урок (С. 139). Знакомство со списком рекомендованной литературы для внеклассного чтения
           

В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова,

О.И. Тиринова

Наши рекомендации