Преистория: общая характеристика, периодизация, антропогенез
История первобытности - преистория – обладает выраженной спецификой в сравнении с другими разделами исторической науки. Она не оперирует готовыми фактами, и чтобы представить стройной исторического повествование вынуждена конструировать этих факты из других исходных данных. Она опирается на археологические, этнографические и палеоантропологические материалы, которые по большей части являются реконструированными, но в относительно строгих рамках более частных научных направлений. Поэтому описание исторического процесса в первобытности всегда более упрощенное в сравнении с действительностью. Если для конкретных исторических наук основным методическим инструментом является анализ, то для преистории – синтез. Это ориентирует на рассмотрение преимущественно масштабных феноменов прошлого и их взаимосвязи, но ограничивает возможность глубокого, всестороннего проникновения в суть и взаимообусловленность отдельных событий и фактов.
Чем более отдаленный отрезок прошлого мы исследуем, тем более статичным он предстает перед нами. Историки просто не в состоянии проследить развертывание событий в столь отдаленную эпоху и вынуждены просто фиксировать явление. Это связано и с неполнотой источников и с замедленностью хода исторического времени в первобытности. Первобытная история лишена или почти лишена таких привычных для собственно истории разделов, как политика, общественная мысль, наука, право, государство.
Периодизация. Каждая из трех наук, составляющих основу преистории – археология, этнология и антропология – располагает собственными периодизациями. Этнологическая периодизация по сути является социологической. Она подразделяет древнейшую историю на отдельные этапы по признаку развитости общественной организации людей: эпохи праобщины, раннеродовой общины, позднеродовой общины и протоцивилизации. В основу антропологической периодизации положен принцип вычленения отдельных этапов антропогенеза: периоды архантропов, палеоантропов и неоантропов. Обе эти периодизации базируются на датировке и этапах, выявленных археологической наукой. Принцип археологической периодизации состоит в выделении крупных временных отрезков, которые отражают последовательное освоение человеком природных материалов, имевших решающее значение для древнего производства: каменный век, энеолит (медно-каменный век), бронзовый век, железный век. Вследствие продолжительности и чрезвычайно важных технологических изменений, качественных рубежей в эволюции человеческой технике, каменный век разделяют на палеолит, мезолит и неолит, т.е. древний, средний и новый каменный век.
Антропогенез. Примерно 2,5 млн. лет назад на планете Земля появился новый биологический вид, отличавшийся от всех своих предшественников тем, что обладал свойствами выживать, опираясь в большей степени на интеллект, чем просто на физические способности организма. Человек вышел из природного царства «без фанфар и барабанного боя», но событие это стало настолько значимым для самой планеты, что осмысливая глобальную историю Земли, ученые начали вести с этого момента отсчет продолжающейся и поныне новой геологической эпохи, называемой антропогеном.
Проблема происхождения человека в подлинно научном виде впервые была сформулирована в рамках эволюционного учения Ч. Дарвина. В двух его работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871) возникновение человеческого рода было представлено в качестве органической части общей биологической эволюции. Принципиальные заключения сводились к тому, что человек имеет единого с современными антропоморфными обезьянами (горилла, гиббон, орангутан и шимпанзе) предка, становление человека происходило, скорее всего, на африканском континенте и в основе трансформации животного предка в человека решающую роль играли механизмы, ориентированные на индивидуальный и популяционный отбор, обеспечивающий наибольший успех в выживании вида.
Современные микробиологические исследования подтвердили выводы об африканской прародине человека и о филогенетическом родстве современного человека с высшими приматами. По генетическим признакам ближе всего к человеку оказалась одна из современных разновидностей шимпанзе, обитающая только на африканском континенте.
Что же послужило причиной, пусковым механизмом для трансформации в общем-то благополучного сообщества человекообразных обезьян в семейство гоминид. На логичное объяснение этого процесса претендует гипотеза экологической катастрофы. Согласно ей 5-6 млн. лет назад резкие геологические, геоморфологические и климатические изменения привели к существенной перестройке ландшафтов в Африке. В восточной части континента произошло сильное сокращение и даже исчезновение лесных покровов с одновременным образованием естественных барьеров по линии геологического разлома. Оставшиеся здесь человекообразные обезьяны постепенно лишались привычной среды обитания, частично вымерли и частично стали приспосабливаться (при этом в Западной Африке такого процесса не происходило, они остались прежними). С этого времени активизируются следующие факторы эволюции: чисто биологические (половой отбор), приспособительные (прямохождение, утеря специализации, смена пищевого состава, орудийная деятельность) и поведенческие (изменение системы иерархии в сообществе). В дальнейшем уже только количественного развития этих взаимообусловленных факторов оказалось достаточно для того, чтобы сформировался новый социально-биологический феномен – человек. С этого времени принято начинать историю человека и культуры.
В настоящее время теория антропогенеза, изложенная Дарвином 150 лет назад, предстает как результат комплексных данных, предоставляемых археологией, палеоантропологией, культурологией, этологией, молекулярной биологией. Однако определение эволюционного статуса древнейшего человека по-прежнему затруднено, т.к. исследователям чрезвычайно трудно отделить еще животное от уже человека на ранних этапах антропогенеза. Попытки установить универсальные критерии человека, типа знаменитой «гоменидной триады» (определенный объем мозга, прямохождение и развитость кисти руки) не оказались результативными. Общепринятым является сегодня лишь философский критерий человека – способность к труду. Труд человека как сознательная, систематическая, целенаправленная и разнообразная деятельность, направленная на выживание и воспроизводство, имеет свою специфику – средства производства. Исходя из этого, возникновение человека относят ко времени не позднее 1,8 млн. лет назад, по датировке останков первого представителя рода homo – Homo habilis (человек умелый), хотя первые каменные орудия датируют возрастом 2,4 млн. лет.
Согласно палеоантропологическим обобщениям, которых придерживается большинство современных исследователей, в процессе развития человеческого рода на исторической арене последовательно выступали 4 главных действующих вида: Homo habilis, Homo erectus (питекантроп, синантроп), Homo heidelbergensis и Homo sapiens. Древнейшие находки на территории Европы (Средиземноморья) и Кавказа датируются возрастом в 800 тыс. лет, что свидетельствует о миграционных процессах у ранних гоминид. Большинство ученых придерживается в настоящее время идеи однолинейной эволюции, или теории замещения (моноцентризма). Прародиной всех ветвей homo считается Восточная Африка, откуда произошло расселение по территории Европы и Азии и разделение на разные ветви гоминид. Европейская ветвь привела к появлению неандертальцев, а африканская – к возникновению Homo sapiens, который постепенно заместил собой в Европе неандертальцев, а в Азии их более раннюю ветвь.
Вывод:
Homo sapiens – современный вид человека – результат предшествовавшей эволюции рода Homo, которая длилась не менее 2-х млн. лет. Согласно данным генетики, все современное человечество ведет начало от одной небольшой популяции, которая сформировалась на африканском континенте около 200 тыс. лет назад. Спустя 50-100 тыс. лет после своего появления новый вид анатомически современного человека населяет новые обширные территории за пределами африканского континента. Примерно 40-50 тыс. лет назад сапиенс заселяет практически вест Старый Свет. С появлением неоантропа биологическое развитие несколько замедлилось, а социальное значительно ускорилось.
Ранняя стадия социогенеза
Представления об общественном устройстве первых человеческих коллективов стали складываться во второй половине XIX в. В это время не имелось даже приблизительных данных о степени древности человечества, о характере и сущности начальных этапов культуры и физическом облике древнейших людей. Отправным пунктом для суждений служили знания об этологии (поведении) животных и наблюдения из современной жизни человека. Суть этих представлений сводилась к двум простым заключениям: 1) современный человек и высшие приматы являются двумя крайними точками процесса антропогенеза, между которыми должна располагаться неизвестная науке промежуточная форма, обладающая качествами, как обезьяны, так и человека; 2) общественная организация представителей этого «промежуточного звена» не слишком отличалась от высших форм организации сообществ животных, например, стада. Устоявшиеся представления о «первобытном человеческом стаде» отрицают существование таких регуляторов общественной жизни, как семья, родственные отношения, упорядоченность сексуальных связей.
Современная наука знает неизмеримо больше о культуре каменного века и накопила значительный опыт наблюдений за поведением высших приматов, что позволило сформировать более серьезные представления о процессе социогенеза, однако до сих пор не до конца понятен механизм качественного перехода от состояния объединений животных к собственно человеческим коллективам.
Естественными предпосылками социогенеза считаются такие биологические инстинкты представителей семейства гоминид, как «общественное» сосуществование, забота о потомстве, совместное отражение агрессии извне, потенциальная способность к переходу на новую пищевую основу, инстинктивное «домостроительство», обеспечение выживаемости в стае слабых особей, вариабельность поведения отдельных особей стаи, допускающая выход за пределы инстинктивных ограничений («интеллект»), инстинктивная и спорадическая (иногда «творческая») орудийная деятельность. Для перехода на новый уровень необходимо, чтобы все эти признаки были присущи каждому члену сообщества и проявлялись не эпизодически, а регулярно. Получается, что процесс социогенеза мог не быть долгим и поступательным накоплением основных «человеческих» признаков, а мог сложится как запуск уже имеющегося механизма, способного к качественному сдвигу, под воздействием давления извне, например, природно-климатических изменений, повлиявших и на антропогенез, и на социогенез.
С момента вынужденной адаптации гоминид к новым условиям жизни в открытых пространствах саванн начинается процесс трансформации чисто биологических форм «общественной» жизни в присущее человеку социальное устройство. Наиболее важным фактором этого процесса на первоначальном этапе явился переход к охоте, как основе жизнеобеспечения. Выработка новой стратегии снабжения пищевыми продуктами, вызванная ограничением снабжения растительной пищей, способствовала изменению прежних стереотипов поведения, складыванию новых элементов в организации стада, акценту на совместные действия. Переход к потреблению преимущественно мясной пищи вызвал приспособительные мутации организма, в частности с изменение способа добычи связывают развитие прямохождение. Отсутствие природного инстинкта хищника-охотника у гоминид стало компенсироваться социальными механизмами: доминирование и иерархия, ролевые функции, пищевые самоограничения в пользу детей и слабосильных особей и т.д. Поведенческое приспособление к новым условиям компенсировало отсутствие природного механизма, но требовало создания способов передачи этих поведенческих стратегий из поколения в поколение, т.к. от этого накопленного «интеллектуального» опыта (прежде всего, способов изготовления орудий) зависела сама выживаемость коллектива.
На каком-то рубеже происходит наиболее фундаментальный для антропогенеза переход от простого использования природных орудий к их регулярному изготовлению. С момента начала изготовления орудий труда в действие вступают мощные факторы социогенеза: планирование совместных действий, коллективная постоянная стоянка, технология производственной деятельности. Производственная деятельность радикально изменила не только интеллектуальную активность гоминид, но и сам их физический облик. Производство даже первых орудий труда нельзя считать примитивным процессом: оно предполагало поиск и обнаружение сырья, подбор подходящего обломка камня, подготовка его для последующего скалывания отдельных пластин желаемой формы и веса, обработка до формы законченного орудия.
Вопрос о существовании на этой стадии семьи остается в науке дискуссионным. Долгое время считалось, что на ранней стадии социогенеза семьи не было и господствовал промискуитет – неупорядоченные сексуальные связи. Однако многое говорит за то, что даже при отсутствии семьи как формы постоянных отношений между мужчинами и женщинами, взаимоотношения между матерью и детьми были достаточно прочными и долговременными. Продолжительность детского возраста у человека значительно больше, чем у любого другого представителя животного мира, и родственная связь «мать-дитя» естественным образом была продолжительной, особенно учитывая ограниченность рождаемости в первобытную эпоху. Напротив, о серьезных отношения «отец-дитя», вероятно для этой эпохи говорить нельзя, как и о долговременных отношениях между полами. Однако предполагается, что уже на ранней стадии стали формироваться ограничения на брачные отношения между ближайшими родственниками, как по вертикальной линии, так и по горизонтали (братья и сестры), поскольку даже в животном мире некоторые инстинктивные элементы такого рода ограничителей есть.
Одним из проявлений социогенеза стало также и половозрастное разделение труда. Женщины и дети могли выполнять лишь посильную для них работу (собирание ягод и корений, птичьих яиц, изготовление орудий труда), а основную тяжесть пищевых промыслов несли на себе молодые мужчины.
Культуру ранней первобытности можно охарактеризовать преимущественно с позиции смены технологий производства, так как многочисленные археологические находки позволяют нам увидеть, как менялась технология в каменном веке. Для обозначения технологических различий ученые ввели понятие «технокомплекс», который характеризует основные достижения в технологии каменных орудий. Например, для самой ранней культуры нижнего палелита – олдована (2,5-1,4 млн. лет) – характерен технокомплекс чоппера (галька с искусственно заостренным краем), для ашеля (1,4 млн.-100 тыс. лет) – ручного рубила, среднего палеолита (мустье, 100 тыс. – 35 тыс. лет) – скребла и остроконечника, для верхнего палеолита – технокомплекс скребка-резца-острия. Уже в самую раннюю эпоху отличительной чертой человека стало регулярное и сознательное использование огня. Тогда начинается примитивное, но уже обустройство жилого пространства на стоянке открытого типа или приспособление скального навеса.
Вывод:
Всё это рисует раннюю стадию социогенеза как период, когда человек жил относительно небольшими коллективами, членов которого объединяла производственная потребность друг в друге, сексуальное партнерство и родственные отношения, - такие коллективы и принято называть праобщиной.
Развитая родовая община
Появление человека современного вида (Homo sapiens sapiens) на большей части палеолитической ойкумены связано с археологической эпохой верхний (поздний) палеолит. С точки зрения развития материальной культуры, это эпоха качественных сдвигов в технологии и технике, с позиции социогенеза – период, когда завершилось сложение специфически человеческих норм общественного устройства, расцвет родовой общины, с точки зрения истории человечества – время колоссального ускорения исторического процесса. Новым явлением стало формирование межрегиональных культурных контактов, активные взаимовлияния, обширные культурные единства. Именно с этого времени фактора культурного прогресса стали степень и масштабы взаимодействия отдельных человеческих обществ.
В этот период человек осваивает практически все экологические зоны, занятие им в настоящее время (в начале верхнего палеолите заселяет Австралию, а в конце - Америку). Именно в эту эпоху были изобретены лук и стрелы, орудия производства стали сложными (например, из камня, дерева и кости, копье с наконечником). Впервые появляется обмен, предметами которого первоначально были экзотические вещи (редкие раковины).
Основой хозяйственной жизни людей этой эпохи оставалась охота. Верхнепалеолитический человек унаследовал от предшествующего времени основные приемы и способы охоты – загон, скрадывание, выслеживание, засада. Изобретение лука и стрел способствовало индивидуализации охотничьего ремесла, персонификации добычи и выработке новых признаков социального престижа и ранжирования.
Рыболовство до начала верхнего палеолите еще мало чем отличалось от охоты, так как не существовало специализированных орудий рыболовства. С изобретением гарпуна и рыболовных костяных крючков оно стало более интенсивным. Усложнилось также и собирательство. Растительные продукты теперь шли не только в непосредственное использование, но и подвергались предварительной переработке, а возможно и хранилось.
Социальные отношения этого периода известны достаточно хорошо. Исследователи говорят о существовании в рассматриваемое время групповой (реже парной) формы брака и родовой общины.
Довольно часто социальные отношения этой эпохи реконструируются методом аналогии и актуализации на основании этнографических наблюдений за бушменами Калахари, аборигенами Австралии, Огненной Земли и других схожих регионов, однако метод такой реконструкции не может признаваться адекватным изолированно от археологических данных, поскольку культуры этих современных нам народов даже по материальному составу принадлежат к нетипичным, маргинальным культурам каменного века, сложившимся в изолированных природно-климатических условиях. Предметом дискуссий до сих пор остается вопрос о форме брака в верхнем палеолите и мезолите, единовременности и разновременности образования брака и семьи, характере и форме рода, соотношении рода и общины.
В настоящее время принято допущение о неразрывности брака и семьи, а также рода и общины. Археологическим свидетельством существования в верхнем палеолите малых семей (муж-жена-дети) и их совместного обособленного проживания на поселении является структура стоянок, состоящая из малых и примерно равновеликих жилищ, не способных вмещать большое количество обитателей. Поселение представляло собой группу взаимосвязанных семей, объединенных родством, совместной производственной деятельностью и взаимопомощью. Объединения таких общин, основавшиеся на брачных и производственных регламентациях (разграничение охотничьих угодий), характеризовались элементами языкового, культурного и производственного единства.
Духовный мир древнейшего человека относится к числу самых сложных в исследованиях по преистории. Источники, способные пролить свет на эту сторону жизни древнейшего общества, скудны или фрагментарны. Ограниченность данных оставляет простор для разного рода умозрительных построений, как правило, представляющих палеолитическое общество значительно примитивнее, чем о нем свидетельствуют некоторые источники.
До относительно недавнего времени в науке господствовала точка зрения о появлении традиции погребения умерших только в эпоху верхнего палеолита, что признавалось свидетельством качественного рывка в социальном и интеллектуальном отношении в эту эпоху. Даже появление 100 лет назад первых погребений эпохи среднего палеолита (мустье), существенно удревнявших погребальные практики, долгое время не признавалось. К нашим дня обнаружено уже около 50 погребений мустьерского периода на территории Европы и Ближнего Востока. Это позволяет говорить о том, что уже неандертальцы имели выраженные социальные отношения и оформившиеся религиозные представления, поскольку проявление заботы об умершем сородиче является свидетельством представлений об осознании внематериальных связей между живыми и умершими, а также о стремлении сохранить память о предке для поколений. Это показывает, что уже тогда формировалось религиозное сознание и мифологическое объяснение космоса.
Считается, что мышление древнейшего человека характеризовалось синкретичностью, или сложным нерасчлененным переплетением рационального и иррационального начал. Наиболее распространены были такие религиозные верования, как анимализм, тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, культ предков. Спецификой религиозных верований была их взаимная совместимость и одновременное существование в обществе. Как и современные религии, первобытная религия основывалась на вере в сверхъестественное, но ранние формы религии еще не были целостными системами, сложившимися догматами, культами и обрядами.