Обучение истории и развитие историко-методологической мысли в России
Методика обучения истории.Цели, задачи курса.
Основные факты/факторы обучния истории.
учеб. Студиникина, пособие Коротова/Студиникин, учеб. Вагин (72г.)
Pozdnyakova.ucoz.ru
Метод- способ достижения какой либо цели или решения конкретной задачи
Методика- отрасль пед.науки, которая исследует закономерности обучения определенному предмету
Методика- совокуность методов, приемов изучения чего либо, практического выполнения чего-либо
Преподавание- спец организованный процесс, целенаправленный,систематичееский процесс формирования З. У. Н. человека
История - наука о развитии общества/процессах развития общества, установления и объяснения фактов прошлого
Школа- социальный институт направленный на воспитание и обучение подрастающего поколения/учебно-воспитательное учереждение, передача сисематичекихзнаний учащегося + навыки, необходимые для получения профобразования
Методика преподавания истории - пед.наука/часть пед.науки о задачах, содержании и методах обучения, изучающая закономерности процесса обучения в целях повышения его эффективности и качества.
Предмет МПИ - педагогический процесс обучения/ процесс преподавания учителем/ процесс изучения учениками истории
Объект МПИ - методы, приемы и формы обучения/ организация обучения + содержание
Задачи:
ü выявление наиболее эффективные методы преподавания
ü описание методов и способов обучения
ü оценка - насколько метод эффективен
Цель МПИ - отобрать данные историч. науки, дидактически ее обработать, адаптировать и включить в содержание школьных курсов
Вопросы:
1.Зачем? - ориентация по цели образования
Цели образования - образователные, воспитательные и развивающие.
цели определяет гос-во и общество.
2.Чему? - содержание и структура образовательного процесса.
Все учебники истории, программы, ФГОС
3.Как? - организация процесса обучения
Занятия в школе, внеклассные занятия, внешкольные занятия.
Методы, приемы, средства(с помощь чего) и технологии(совокупность методов и приемов). Формы и типы уроков.
Познавательные возможности учащихся:
4. каковы результаты обучения? -
Связть МПИ с другими науками:
Ø История - базовая наука, позволяет разработать содержание обучения дисциплине. Цель - отобрать основные данные историч науки и дидактически их обработать.
Ø Педагогика - методы обучения,методы научного исследования
Ø Психология - раскрывает особенности познания учащихся, при анализе процесса обучения используются методы психологиче. исследований.
Меетоды научного исследования:
- пед.наблюдение
- формирующий эксперемент
- констатирующий эксперемент
Общенаучные методы:
- дедукция
- инудкция
- моделирование
- анализ
- синтез
Перечень наук имеющих отношение к МПИ включает в себя политологию, правоведение, социологию, экономику, культурологию, регионоведение.
Обучение истории и развитие историко-методологической мысли в России
1. как развивалась методика в дореволиционной России
2. развитие методики истории в 20 веке
3. концепция современного исторического образования
с 15-18 век -
зарождение историко-методологической мысли относится к периоду появления в россии сборников содержащих исторические сведения
азбуковник - сборник нравоучений,список слов с альфовитном порядке
синопсис - в 1674 г поялявется пособие по истории
азбуковник и сипопсиис учебниками не являлись
преподование истории впервые начинается в московской гимназии пастера глюка в 1705 году, затем в школе фоефана прокоповича в санкт-питербурге в 1721 году
гос процесс обучения истории ведется с 1726 года, это связано с открытием правительственной академической гимназии, где обучение велось 5 лет, обучение велось с 3 класса, в неделю до 3 часов, изучалась истории от рождествахристова ддо правления константина, во 2 классе рассматривалосьформирование византийской и римскойй империи , затем переходили к изучения всемирной истории 16 века, 2-1 класс изучение истории до 40х годов 18 века
изучалась хронология, мифология и генеология - дополнительные предметы
в начале 18 века Татищев предлагает изучение истории как самостоятельного школьного предмета. раньше преподавалась вместе с филологией
в 18 веке утверждение русской истории как шуольного предмета происходит благодаря ломоносову и его работе "древняя россияйская история"
1760 год- первый школьный учебник по истории "краткий российский летописец с родословием" от рюрика до петра 1
последняя четверть 18 века -бум в написании учебников по русской истории
1783 год - в санкт-питербурге открывается учитльская семинария для подготовки преподавателей народных училищ
1786 года- реформа народных училищ. по уставу вводится классно-урочная систеема, использование доски и мела, использование полного, развернутого ответа, использование карт и учебников,методические пособия для учителей.
методические пособия 18 века:
пособие Янковича"всемирная история изданная для народных учиищ" 1799 год - курс истории делился на части, описывалосьсобитие + конурктная личность и ее характеристика + исторические карты для описания событий.говорил о том, что учитель не должен зачитывать материал, а объяснять его
пособие Шрекк "всемирная история для оучения юношества" -предлагал вводить синхронное изучение истории, составлять сионхронные таблицы
Вывод:к 70мгодам 18 века отчественная история выделяется как отдельный предмет, оделяется от всеобщей историиб но сохраняется свзять между курсами.
история входит отдельным пердметом в план народных училищ, нов гимназияхона остается дополнением к филологическому курсу
19 век
первая половина 19 века - дворянское направление изучение истории формирование классической модели исторического образования
характерной чертой преподавания истории первой половиной 19 века -
1. воспитание в духе государственности
2. использование "теории официальной народности"
3. изучение материла путем многократного повторения фактов и их механического заучивания
в начале19 века пояляюся учебники по истории древнего мира и средних веков Кайданов и Смарагдов.большое внимание уделяется историческим личностя
кайдавно предлагает излодение мматерила в исторических и хонологических таблицах
с 1860 года- до конц 19 века в России используется учбенк по истории Илловайского
Пояляются учебнки рождественнского и учебник беллярминова - все учебник красочно излагали события
к 60м годам складывается методическая система обучения истории - Соловьев, Иловайский,Белинский, Добролюбов
Новая методика преподования включает:
1. поиск закономерностей в истории
2. связь русской истории и всеобщей (Соловьев "учебная книга русской истории")
3. расказ истории без собсвенной оценки/ отсутсвие собственных ценок в истории (илловайский)
4. реальный метод - работа с историческими документами (стасюлевич- трехтомная хрестоматия по истории средневековья
автором первой методики обучения - Яков Григорьевич Гуревич (1877год) "опы методики истории" По мнению Гуревича сначла не обходимо изучатьэементарный курс историия для того чтобы возбдуть интерес к предмету,затем основной курс в преподавнии всеобщей истории а затем истории россии.
Методы и приемы преподования истории 19 века:
Биографический - прием предполоаге изучение фактов истории на основе биографии исторических личностей
Коллективно-категорический метод - группировкка исторического материала по основным проблемам с изучением дат
Реальный/хрестоматийный - описание истории идет на основе первоисточников
Прогрессивный метод - изучении истории в хронологической последовательности от древнего мира до соврееменности (19 века)
Регрессивный метод - изучение истории в обратную сторону, от современности к древнему миру
1891год- выходит учебник Ламовицкого "школьный метод и его отношение к предмету истории" - в основу преподования кладется методэврестиской беседы
1900год -кореев "заметк о преподовании истории в школе" большую рольотдавал отбору материла и работе с учебником на уроке
Вывод: в 19 веке отсутсвовали четкие методы преподования истории в школе
в это время формируется концентрическая структура образования/преподования существовавшая вплоть до 1917 года сложилась приемственность в образованииб целостность в освещении исторического процесса, проводилс отбор материала в соответсвии с возрастными особенностями учащихся
В связи со смнойо полит системы в россии кореным образом измениась концепция образования, цельюшколы стало воспитание нового человека. наром образвания -Луначарски, его заместитель -Покровский.обаони отрацали системное изучение истории. Предмет истории выводится из школьнойпрограммы, вместоистори вводится обществоведение. изучалосьмарксиская система, плитескаяэкономия, анализ конституции рсфср
учебники заменялись учебными книгами, изменялась система перподавания. отмнена клссно-урочая система. и заменя ее экскурсиями, трудовой деятельностью, беседами с учащимисся,лабораторными занятиями
до1934 года.
в 1934 году вновьвводится преподавниае истории, постановление ЦК ВКП(б) "о преподавнии гражданской истории в школах СССР"
возврат к классно-урочной системе, изучение истории в хронологической последовательности, марксиско-ленинская методология обучения, делении стории на всеобщуюи отчествевенную, историюначинали преподаватьс 3 по 10 класс, появление новых учебников по истории
Мушилин, Панкратова, Ефимов - авторы учебника по истории
50-60е годы- ппериоддемократизации среднего образования, в госуударстве формируетя целостная система среднего образования
цель историч образования - вообруженеи учащихся системой знаний о поступательном развитии общества с дренейших времен до 60хгодов, навыки и принципы которые должны быть сформировано
формированиею моральных, партиортичкскх качеств личностиб формирование толернатности , торчесого мышления самообразования
учебники снабжалисьиллюстрациями, схемами, вопросамии заданиями к параграфам, увеличение количества методическойлературы дя учителя методисты 60хгодов - Пернацкий, Андриевская,зеновьев и тарасова - система наглядных поосбий к урокам,
разработаны дидактические требования к урокам,
разаботана сисема анализа усовения материала
методика формировния фактического материла
в 1973 годуиздается чебник по итории средних веков ОгибаловаДОнской
в 70-80х годах учебник по истории используют для закрепления изученного материала для осмысления и систематизации знаний на уроке,80 е годы- начало публикации рабочих тетрадей
прложается развитие методики преподавания истории как отдельной науки - ведщие методисты - Никифоров, Коровкин, Гора, Вагин
цель - методичская помощь учитеелю, воспитане самтостотельности школьников, ориентация учащихся в регульно увеличивющемся потоке информации, проблемноеобучение
концепция развивающего обучения - Н.И. запорожец
90е годы
в рамкахэволюционного процесса развития современно системы школьногоо образованя можно выделить несколько этапов:
1. 80е-1992год
1992 новый закон обобразовании - новая система обученяи в школе
образование на два этапа - среднее и основное полное
концетрическй подход-
2. 1992-1996год
начало разработки государственных стандартов образования
переход на концентричсую систму переход к вариативному образованию
3.1996-1999год
законы касающиеся концентрического
мин рос фед выпускает докмуенты заложившие основу для реализации общствоведческого образвания и перехода к концентрическому образованию
4.2000-2004 год
публикация национальной доктрины образования РФ
концепция подернизации образования до2010 года
гос программа патриотичческого воспитания граждан РФ
стандарты первого поколения
2012 год - стандарты второго поколения
разработка новых педю технологий
формирование новых ресурсов обучния (интеренет, ЦОР, ЭОР)
создание системы итогового контроля
развитие региональной истории
2013 год - введен новый закон об образовании в РФ
Государственный стандарт исторического образования, его назначение. Компоненты гос.стандарата, цели обучения. Планирование учителя
Сборник нормативных документов. Днепров.
ГосОбразовСтандарт (ГОС) основного общего образования (ООО) - нормы и требования определяющие минимум содержания основных образовательных программ, максим объем нагрузки, уровень подготовки выпускников, требования к обеспечению образовательного процесса
Структура образовательного процесса
ГОС
↙ ️⬇️ ↘️
Федеральный компонент Региональный компонен Школьный компонент
75% 10% 15%
5845 часов в год 630 часов в год /
углубленное изученеи предметов
спецкурсы
элективные курсы
Стандарты были введени по закону 1992 года
Всистеме школьного образования до 2004 года были введены временные стандарты.
в 2004 годубыл введен федеральный компонент ГОС и ФБУП
с 2011 года начинается разработка ФГОС второго поколения
на 2015 год стандарты введены в дошкольном, начальном и основном общем образовании (до 9 класса)
ГОС построен по концентрическому принципу и состоит из 2х концентров
1 - начальное + основое общее образование (1-9 класс)
2 - среднее (полное) общее образование (10-11 класс):базовое + профильное обучение
Он структурирован
ФГОС - это основная часть стандарта образования обязательная для всех государственных муниципальных и негосударственных образовательных учереждений имеющих акредитацию.
ФГОС устанавливает обязательный минимумм содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем нагрузки обучающихся и нормативы учебного времени. ФГОСпозволяет обеспечить вариативность и свободу выбора в образованиидлясубъектов образовательного процесса.
ФГОС отражают ответы на следующие вопросы:
l функции исторического образования в школе
l принцип постороения исторических курсов
l место истории в системе образования
l содержательные линии учебников
Цели ФГОСвторого поколения (Приказ МинОбрНауки от 17.05.2012г №413, от 10.12.2010г №1897)
Цели стандартов втрорго поколения не отражают предметныеи личностные результаты, но в них детально обозначены требоания к формированию УУД(униврсальных учебных действий):
личностные
метапредметные ( умения учиться)
предметные
БУП - содержит годовое распределение часов, что деает возможностьобразовательному учереждеию перерапределять нагрузку в течении учебного года, использовать модульый подход, строить учебный план на принципах дифферненциации и вариативности
БУП делится на два блока:
1) 5-9 класса
расчитан на 5 лет. продолжительность года от 34(35) недель. 5-8 класс на историюотводится 2 часа в неделю (70 часов)
9 класс - 2 ч/не (70 часов) + 1 ч/не (35 часов) краеведения
2) 10-11класс
база:
10- 2ч (70ч)
11 -2ч(70 ч)
профиль:
база+2 часа
Все курсы делятся на 2 части:общая история и история россии
5 класс - история древнего мира (70 ч)
6 класс - история средних веков (35ч) история россии с древ времен до конца 16 века (35 часов)
7 класс - история конец 16 - 18 век (46ч/48ч) история нового времени (24ч/22ч)
8 класса - россия 19 века (46/48 ч) история нового времени (24/22часа)
9 класс - россия 20-нач21 века не менее 46ч, новейшая история не менее 24 часов + краеведение 35 ч
Составление рабочих программ
структура рабочей программы учителя:
1. титульный лист
2. пояснительная записака :цель, задача курса, ообенности содержани, структура, последовательность излодения, место предмета в базисном плане, принципы обучения, методы и технологии
3. содержание курса (кратко)
4. Материально-техническая база
l Учебник. УМК.
l компьютер (1шт) Планшет (20шт)
l дополнительная литература (для учителя/для ученика
5. Ожидаемые результаты усвоения программы
(личностые, предметные и метапредметные результаты)
6. Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | общая количесвт асов | |||
лекции | практиеские | контрольные | |||
1. | Формирование Киевской Руси | ||||
2. | Татаро-монгольсоке ношествие | ||||
3. | Московское государство | ||||
Итого: 48 часов
7. Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема урока | кол-во часов | основные термины | результаты освноения программы | форма раб |
Введение | история исторический источник | 1.личностые 2. предметные 3. метапредметные | беседа | ||
Восточные славяне в древности | ощина бортничество вече князь | игра | |||
Повторитесь обобщающий урок по теме: " | |||||
Рабочая программа по курсу составлена на основе:
1) закона об образовании РФ
2) ФГОС ООО
3) БУП школы №___
4) авторской программы Данилова Косулиной "Рабочая программа по истории"
"В связи с недостатоным количеством часов на изучение тем "..." мы использовали часы темы "..."
"Изминения рабочей рограммы в соответсвии с приказом №___"
Элективные курсы
В соответствии с концепцией профильного обуения на старшей ступени образования в 10-11классаз вводятся обезательные элективные курсыы
Элективный курс - это совокупность уроков, которые дополняют содержание профиля, что позволяет удовлетворить разнообразные познавательные интересы школьников
Элективный курс - это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, так как связан с выбором школьника и зависит от его интересов
Вшколе элективные курсы реализуются за счет компонента образовательного учерееждения
Минобр и науки предлагает следующие виды курсов:
1. пробный курс - предпрофильный
Цель: утвержд учащимися правильности выбора профессии
2. ориентационные курсы - выбор образовательной области
3.общекультурные курсы - удовлетворе общекультн направленностей
4. углубляющий - расширение знаний по предмету
Элективные курсы обязателные для посещения по выбору учащихся и входя всостав профиля
Состав:10-15человек
1 ученик в течении 10-11 класса изучает 5-6 элективных курсов
Функции элективных курсов:
- изуение ключевых проблем современности
- ознакомлениесособенностями будущей профессии
- ориентация насовершенствование навыков познавательной деятельности
- дополнительное углуленное изучение предмета
- компенсация недостатков обученяи по профильным предметам
Цель: ориентация обучающихся на индивидуализацию обучения, социализацию и подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии
Требования элективных курсов:
1. курс должен иметь социальную и личную значимость
2. способствовать социолизации и адаптации учащихся
3.пердставлять воможности для выбора индивидуальной троектории обучения и профессиональному сомоопределению
4.обладать развивающим потенциалом
5. вносить вклд в формрование целостной картины мира
6. способствовать развитию общеучебных навыков
Методы и формы обучения:
- проблемно-поисковый
- исследовательский
- технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Элективны курс может состояить из 10-17 уроков