Самостоятельная работа к занятиям
К теме 1 «Реализм и символизм: эстетика и поэтика»
1. В.В.Набоков о Флобере. По книге: Набоков В. Лекции о зарубежной литературе. М., 1998. С.183-238.
2. Взгляд на реализм из нашего времени. По статье: Н.Саррот. Флобер – наш предшественник. Вопросы литературы. 1997. Вып. 3. С. 225
3. Эстетика символизма. По работе: Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. М.,1993. С.5-62.
К теме 2 «Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков»
1.И.Тэн об английской литературе Х1Хв. По кн.: Тэн И. Новейшая английская литература. СПб, 1876 («Введение»). Или по изд. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв. Москва, МГУ, 1987.
2. Жанр авторского предисловия в творчестве Гонкуров. (по кн.: БВЛ, том 76. М.,1972.
3. Функция натуралистических сцен в романах Э. Золя и Г. де Мопассана.
К теме 3 «Драматургия второй половины XIX века»
1.Концепция новой драмы в статьях Б. Шоу (по сборнику статей Шоу «Квинтэссенция ибсенизма»).
2.Главные темы эстетических трактатов Метерлинка («Сокровище смиренных», «Погребенный храм» и др.)
К теме 4 «Характеристика литературных направлений XX века и поэтика модернистского романа»
1. Соотношение литературных направлений в начале двадцатого столетия.
2. Составьте мини-словарь по эстетике модернизма (См. книгу: Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы). М., 1986.
3.Сделайте конспект одного из манифестов писателей-модернистов.
4. В чем проявляет себя автобиографическое начало прозы Ф. Кафки (на примере одного из произведений).
5. К какому сословию, на ваш взгляд, принадлежит женщина, обозначенная в новелле Ф. Кафки «Превращение» как «дама в мехах»?
6. Почему герои Ф. Кафки часто оказываются «путешественниками поневоле»?
7. От чьего лица чаще всего идет повествование в произведениях Ф. Кафки?
К теме 5 «Литература критического реализма XX века»
1. Подготовка к собеседованиию на тему: Утопические/антиутопические идеи в произведениях зарубежных писателей XX века (См. литературу к практическому занятию). Для расширения тематического контекста можно обратиться к произведениям Р. Брэдбери, А. Азимова, К. Воннегута и др.
2. Вспомните произведения русской литературы, в которых художественно воплощена идея утопического/антиутопического существования.
3. Внутренние художественные ресурсы утопии и антиутопии: сатира и гротеск.
4. Из какого произведения зарубежной литературы в современный масс-медийный контекст пришел образ Старшего брата и «новояз»?
5. Антиутопия какого зарубежного писателя XX века построена на шекспировской реминисценции?
6. Способы разрешения в романах основного конфликта: столкновение человека и системы.
7. Что вы понимаете под термином «потерянное поколение»?
8. Как взаимосвязаны военная и любовные линии в романах Р. Олдингтона, Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя?
К теме 6 «Жанр интеллектуального романа в европейской литературе XX века»
1. Какой предшествующий век был отмечен тесным союзом философии и литературы?
2.Составление глоссария, связанного с понятиями культуры, искусства и литературы XX века.
3.Историко-культурный контекст в романе Г. Гессе «Игра в бисер».
4. Функциональная роль духовной провинции Касталии в романе «Игра в бисер».
5. Смысл «закона служения», сформулированного Г. Гессе в «Паломничестве в страну Востока».
6. Какие эпизоды в романах А. Камю и Ж.-П. Сартра в наибольшей степени раскрывают экзистенциалистскую идею абсурдности человеческого существования?
7. Подготовьте краткий конспект статьи Ж.-П. Сартра «Объяснение Постороннего» // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.
К теме 7 «Неоавангард во французской литературе XX века: театр абсурда и школа «нового романа»
1.Подготовка к собеседованию по теме «Театр абсурда и творчество Д. Хармса» (См. литературу к практическому занятию).
2. Объясните характер настойчивого упоминания «английского» в первой ремарке антипьесы Э. Ионеско «Лысая певица».
3. Сравните модель поведения героев «Лысой певицы» (или любой другой пьесы).
4. Как вы понимаете смысл анекдотов, которыми обмениваются персонажи «Лысой певицы»?
5. В чем смысл парности образной системы «Лысой певицы»?
6. Объясните смысл названия романа Н. Саррот «Золотые плоды»
7. Как вы понимает прием «абсолютного нулевого начала», к которому часто прибегают зарубежные писатели XX века?
К теме 8 «Английская, американская и немецкоязычная литературы XX века»
1. Ситуационное задание: используя художественные ресурсы романа Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», сочините «запретительную» инструкцию, которая обосновывет причины, по которым этот роман ни в коем случае нельзя читать в современной школе. Вторая часть группы должна составить, опираясь на ресурсы романа, хвалебную инструкцию, побуждающую современного юного читателя обязательно прочесть роман «Над пропастью во ржи».
2. Ироническое творческое задание: Беседа Грегора Замзы и Гарри Галлера. Культурологический сон Тонио Крегера (на выбор одно задание; письменно; объем – 2 страницы).
3. В произведениях каких английских писателей художественно воплощена тема творчества?
4. В романе Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» даны три варианта развязки истории Чарльза, главного героя: бракс Эрнестиной, счастье с Сарой и одиночество. Почему автор последовательно отвергает первые две? Как окончательная развязка связана с центральной для романа проблемой самопознания?
К теме 9 «Латиноамериканская и японская литература XX века»
1. Чтение критической литературы о «магическом реализме».
2. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания.
3. Способы воплощения в романе Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» мифологемы одиночества.
4. Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни шести поколений Буэндиа («Сто лет одиночества»).
5. Творческое задание: Сочинение стихов в манере японских хокку (трехстишие) и танка (пятистишие).
Образец хокку: Луна-проводник
Зовет: «Загляни ко мне».
Дом у дороги.
Образец танка: (слово «танка» в русском варианте не склоняется и не имеет множественного числа):Вчера пополудни
Испили мы чашу блаженства
Зимнее солнце
Стоит одиноко
Над Фудзи.