Самостоятельная работа к занятиям

К теме 1 «Реализм и символизм: эстетика и поэтика»

1. В.В.Набоков о Флобере. По книге: Набоков В. Лекции о зарубежной литературе. М., 1998. С.183-238.

2. Взгляд на реализм из нашего времени. По статье: Н.Саррот. Флобер – наш предшественник. Вопросы литературы. 1997. Вып. 3. С. 225

3. Эстетика символизма. По работе: Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. М.,1993. С.5-62.

К теме 2 «Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков»

1.И.Тэн об английской литературе Х1Хв. По кн.: Тэн И. Новейшая английская литература. СПб, 1876 («Введение»). Или по изд. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв. Москва, МГУ, 1987.

2. Жанр авторского предисловия в творчестве Гонкуров. (по кн.: БВЛ, том 76. М.,1972.

3. Функция натуралистических сцен в романах Э. Золя и Г. де Мопассана.

К теме 3 «Драматургия второй половины XIX века»

1.Концепция новой драмы в статьях Б. Шоу (по сборнику статей Шоу «Квинтэссенция ибсенизма»).

2.Главные темы эстетических трактатов Метерлинка («Сокровище смиренных», «Погребенный храм» и др.)

К теме 4 «Характеристика литературных направлений XX века и поэтика модернистского романа»

1. Соотношение литературных направлений в начале двадцатого столетия.

2. Составьте мини-словарь по эстетике модернизма (См. книгу: Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы). М., 1986.

3.Сделайте конспект одного из манифестов писателей-модернистов.

4. В чем проявляет себя автобиографическое начало прозы Ф. Кафки (на примере одного из произведений).

5. К какому сословию, на ваш взгляд, принадлежит женщина, обозначенная в новелле Ф. Кафки «Превращение» как «дама в мехах»?

6. Почему герои Ф. Кафки часто оказываются «путешественниками поневоле»?

7. От чьего лица чаще всего идет повествование в произведениях Ф. Кафки?

К теме 5 «Литература критического реализма XX века»

1. Подготовка к собеседованиию на тему: Утопические/антиутопические идеи в произведениях зарубежных писателей XX века (См. литературу к практическому занятию). Для расширения тематического контекста можно обратиться к произведениям Р. Брэдбери, А. Азимова, К. Воннегута и др.

2. Вспомните произведения русской литературы, в которых художественно воплощена идея утопического/антиутопического существования.

3. Внутренние художественные ресурсы утопии и антиутопии: сатира и гротеск.

4. Из какого произведения зарубежной литературы в современный масс-медийный контекст пришел образ Старшего брата и «новояз»?

5. Антиутопия какого зарубежного писателя XX века построена на шекспировской реминисценции?

6. Способы разрешения в романах основного конфликта: столкновение человека и системы.

7. Что вы понимаете под термином «потерянное поколение»?

8. Как взаимосвязаны военная и любовные линии в романах Р. Олдингтона, Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя?

К теме 6 «Жанр интеллектуального романа в европейской литературе XX века»

1. Какой предшествующий век был отмечен тесным союзом философии и литературы?

2.Составление глоссария, связанного с понятиями культуры, искусства и литературы XX века.

3.Историко-культурный контекст в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

4. Функциональная роль духовной провинции Касталии в романе «Игра в бисер».

5. Смысл «закона служения», сформулированного Г. Гессе в «Паломничестве в страну Востока».

6. Какие эпизоды в романах А. Камю и Ж.-П. Сартра в наибольшей степени раскрывают экзистенциалистскую идею абсурдности человеческого существования?

7. Подготовьте краткий конспект статьи Ж.-П. Сартра «Объяснение Постороннего» // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

К теме 7 «Неоавангард во французской литературе XX века: театр абсурда и школа «нового романа»

1.Подготовка к собеседованию по теме «Театр абсурда и творчество Д. Хармса» (См. литературу к практическому занятию).

2. Объясните характер настойчивого упоминания «английского» в первой ремарке антипьесы Э. Ионеско «Лысая певица».

3. Сравните модель поведения героев «Лысой певицы» (или любой другой пьесы).

4. Как вы понимаете смысл анекдотов, которыми обмениваются персонажи «Лысой певицы»?

5. В чем смысл парности образной системы «Лысой певицы»?

6. Объясните смысл названия романа Н. Саррот «Золотые плоды»

7. Как вы понимает прием «абсолютного нулевого начала», к которому часто прибегают зарубежные писатели XX века?

К теме 8 «Английская, американская и немецкоязычная литературы XX века»

1. Ситуационное задание: используя художественные ресурсы романа Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», сочините «запретительную» инструкцию, которая обосновывет причины, по которым этот роман ни в коем случае нельзя читать в современной школе. Вторая часть группы должна составить, опираясь на ресурсы романа, хвалебную инструкцию, побуждающую современного юного читателя обязательно прочесть роман «Над пропастью во ржи».

2. Ироническое творческое задание: Беседа Грегора Замзы и Гарри Галлера. Культурологический сон Тонио Крегера (на выбор одно задание; письменно; объем – 2 страницы).

3. В произведениях каких английских писателей художественно воплощена тема творчества?

4. В романе Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» даны три варианта развязки истории Чарльза, главного героя: бракс Эрнестиной, счастье с Сарой и одиночество. Почему автор последовательно отвергает первые две? Как окончательная развязка связана с центральной для романа проблемой самопознания?

К теме 9 «Латиноамериканская и японская литература XX века»

1. Чтение критической литературы о «магическом реализме».

2. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания.

3. Способы воплощения в романе Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» мифологемы одиночества.

4. Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни шести поколений Буэндиа («Сто лет одиночества»).

5. Творческое задание: Сочинение стихов в манере японских хокку (трехстишие) и танка (пятистишие).

Образец хокку: Луна-проводник

Зовет: «Загляни ко мне».

Дом у дороги.

Образец танка: (слово «танка» в русском варианте не склоняется и не имеет множественного числа):Вчера пополудни

Испили мы чашу блаженства

Зимнее солнце

Стоит одиноко

Над Фудзи.

Наши рекомендации