VII. Подведение итогов урока. - О каких сказках вы узнали на уроке?
- О каких сказках вы узнали на уроке?
- Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается.)
Домашнее задание
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.
Урок 9. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка
Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.
III. Речевая разминка
- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)
Погляди скорее –
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Как бы вы назвали нашу выставку?
— Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)
— Определите тему и цели урока.
— Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.
V. Работа по теме урока
Беседа
— Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)
— Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)
— Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)
2. Беседа после чтения текста «Гжель»
— Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)
— Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)
— Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего используют белую и синюю краски.)
3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке(Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)
— Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)
- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)
- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)
Богородская резная игрушка
(Читает учитель.)
- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)
5. Чтение и обсуждение текста «Хохлома»
- Что вы знаете о хохломе? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь текстом «Хохлома». (В старинном селе Хохлома торговали деревянной красочной посудой.)
- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)
VI. Физкультминутка
Ох, как хочется трудиться!
Все делать охота!
Чтобы трудом насладиться,
Начинай работать!
Я и бодр, и силен,
Быстро все поделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!