Было больно писать
Н. ЛУКИНА
Догмы христиан и мусульман
На вопросы плохо отвечают.
Видишь – Тора, Библия, Коран,
Словно рвы, планету разделяют.
Нет. Идеи, лозунги – не те.
Все из позапрошлого столетья.
И восторг о жертвенном Христе
В третье не втащить тысячелетье.
Не работает! Всему ведь есть конец.
Вот и жертва вес свой потеряла.
Я – как прежде – жуткий чтя венец,
Даром бы Христа не поминала.
Я бы не благословляла Русь
На неоценённых спать просторах.
И про богоизбранность стыжусь
Слышать в пьяных, слёзных разговорах.
Я стыжусь послевоенных лет,
Лет, когда победу прогуляли.
Трезвых мало, а счастливых – нет.
И опять виновных отыскали.
Что жестоки – Запад виноват,
Что бедны, ленивы – в том евреи,
Нам татары навязали мат,
А теперь кавказцы надоели.
Днём с огнём найдёшь отцов, мужей
Сильных нет почти, надёжных – тоже.
Как Бог даст, одни растят детей
Женщины, на мужиков похожи.
Праздно, грязно, широко лежим,
Узкие пути не выбираем.
Нам пока просторно – мы грешим
И ограниченья презираем.
Потому-то я уже за зло
Новые границы не считаю.
Нам самим с собой не повезло, —
Что ж, я иноземцев призываю.
2004.
* Пояснение:
Данная Наталья Лукина является двойной тёзкой известного петербургского литературного редактора и критика Натальи Лукиной, чья цитата приводится на задней обложке книги А. Драгункина «5 сенсаций».
Александр Образцов
П Р О С И Н Е Ц *
в одном акте
На гвозде боком висит репродуктор.
Тяжёлый стул в глубине. Полусвет.
Фигура в шинели (майор), стоящая неподвижно, спиной к залу.
Репродуктор чётко щёлкает – включается. Долгое шипение. Треск.
РЕПРОДУКТОР: «Указ!».
Шипение. Треск. Свист. Вся возможная гамма звуков, обозначающих нарушенную связь с миром. Музыкальный винегрет. Окрошка из стихов. Новости. Плач: кто-то плачет, скулит безнадёжно, долго. Он, плачущий, знает, что его никто и никогда не услышит, поэтому слушать его страшно.
Майор не выдерживает этой муки, подходит к репродуктору и выдирает из него шнур.
Входит баянист, садится на стул, играет. Затем поёт. Входят женщина с грудью, длинный и маленькая кудрявая женщина, становятся полукругом перед баянистом, слушают. Затем садятся на землю. Облокачиваются. Ложатся.
Баянист тихо, на цыпочках, уходит. Майор подходит к спящим, трогает каждого за плечо, и каждого уводит со сцены. Возвращается.
МАЙОР. «Русская армия погибла».
Уходит. Снова появляется баянист. Он играет поппури на темы солдатских и армейских песен – от «Солдатушек» до «Вещего Олега» и «Соловьёв» Соловьева-Седова. Во время игры по одному появляются первоначальные персонажи и становятся полукругом. Затем садятся на землю. Облокачиваются. Ложатся.
Баянист тихо, на цыпочках, уходит. Майор за ноги утаскивает со сцены длинного. Потом возвращается и долго смотрит на женщин. Возникает где-то за сценой, далеко, на улице мотив. Кто-то высвистывает марш, как оказывается при вслушивании – немецкий. Потом что-то испанское звучит, итальянское.
МАЙОР. «Мы воевали в Европе. Сильные армии били друг друга хвостами, как киты. Небо удивлённо смотрело на русских богатырей. Альпы покрыли славой Ганнибала – лукавого старика. Но неуклюже разгуливая в крохотной спальне Нибелунгов, мы ждали в ответ только одного – братства. Мы – заброшенные в тундру и в тайгу, в степи Джунгарии и в горы Тянь-Шаня, в байкальские хрустали, в седой Урал, в даурские сопки, в лишайники Сихотэ-Алиня, в глазурь Бухары и Самарканда, мы – покорившие потомков Чингизхана, Тамерлана, Дария и Атиллы, мы – стальным обручем соединившие самую страшную и огромную сушу в мире, мы припадали к ногам Варшавы – и Варшава хлестала нас бичом, мы ставили германский каблук на темя – и Германия бросала на нас эскадрильи, мы забывали родную речь ради музыки Франции – и Наполеон жёг Москву, мы боготворили Армстронга – и полякоамериканец Бжезинский грозил стереть нас с карты мира. Мы устали любить, устали пугать, устали ждать. Русская армия погибла. Русская армия погибла! Русская армия погибла!!!».
Тишина.
Входит длинный в форме солдата 41 года, со скаткой и винтовкой Мосина. Женщины берут его под руки, гуляют. Баянист за сценой наигрывает «Барыню».
Играет сбор военная труба. Длинный с трудом отрывает от себя женские руки. Уходит. Женщины повязывают чёрные платки. Вкатывается на тележке безногий баянист. Играет Баха.
МАЙОР. «Они добились своего: наши русые витязи с узкими и стальными запястьями, наши надменные княгини с глазами непокорённой сини ушли, растаяли в утрах Малоярославца и Перемышля. Пришли пучеглазые вожди и сломленные поколения. Вы этого добивались там, на Темзе? Вы ждали этих чудищ, чтобы трястись от страха? Вам нравится быть бессердечными? Тогда – гордитесь. Эстонец и мадьяр вам рукоплещут, бедные».
Выходит длинный, в костюме, в сапогах и кепке. Сбоку на нём виснут двое в крепдешиновых платьях. Баянист играет «Ландыши», перемежаемые «Ванинским портом». Длинный лапает женщин. Те визжат. Баянист тихо играет похоронный марш.
Все уходят.
МАЙОР. «Но глубоко и незыблемо, как тот былинный град, как крейсер на рейде Чемульпо, как самокрутку по кругу перед смертным боем, мы храним наше спокойствие. Наше спокойствие властно останавливало бегущие в панике полки. Наше спокойствие вставало как утёс, и враг разбивал о него победоносную главу. Наше спокойствие – это единственное оружие, которое нельзя украсть. Потому что человек, допустивший его в своё сердце, уже никогда не станет нашим врагом».
Майор делает знак и баянист за сценой вступает. Майор поёт «Прощайте, друзья», «Дороги» и другие песни. Потом баянист замолкает. Длинный и две женщины выходят, слушают одинокого майора.
Майор вдруг падает на полуслове. Тишина.
Вкатывается баянист. Играет «Прощание славянки». Длинный берёт майора под плечи, женщины – за ноги. Уносят.
Баянист замолкает, плачет.
Ставит баян на пол.
Уезжает.
* Просинец – «просветление» через муки.
Дорогие друзья!
Для продвижения своих идей во всём мире я учредил «Фонд восстановления исторической справедливости».
Все те, кто могут быть заинтересованы в деятельности этого фонда, в его целях и задачах, могут писать на