Цивилизационная теория Николая Яковлевича Данилевского.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Данилевский выступал против парадигмы истории 19 в. В его работах отрицался евроцентризм. Выступал против прогресса. Раскритиковал теорию Дарвина. Писал о враждебности Запада по отношению к России.
Причины враждебности видел в цивилизационной природе. Россия и Запад – разные цивилизации, Запад уверен в своем превосходстве. «Ни одна из существующих в мире цивилизаций не может претендовать на превосходство над другими».
Высмеивает российских либералов, которые связывают будущее России с Западом.
«Учение о культурно-исторических типах».
К своей теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский пришел, отталкиваясь из следующих соображений. Он считал господствующую тогда хронологию мировой истории по ступеням развития (Древность, Средние века и Новое время) искусственной и морально устаревшей. По аналогии с естественными науками он пытался заменить ее новой органической схемой. По мысли Н.Я. Данилевского, такое деление истории по ступеням развития противоречит правилам естественной системы, так как не включает в себя всего многообразия исторических явлений и взаимосвязей.
Периодизация истории у Н.Я. Данилевского такова. Он предлагал заменить традиционное деление мировой истории на культурно-исторические типы, которые представляют собой совокупность народов, объединенных общими языковыми, этническими и часто религиозными признаками. Каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии три этапа – племенной (длится примерно 1000 лет), государственный (пределах 400 лет) и период цивилизации (50 – 100 лет). После этого его активность угасает, и он впадает либо в «апатию отчаяния», либо в «апатию самодовольства» и гибнет.
Н.Я. характеризует культурно-исторический тип через взаимосвязь следующих элементов (или составляющих): религия, промышленное развитие, политическое развитие, художественное развитие, бытовое развитие.
В своем учении ученый 10 культурно исторических типов (цивилизаций):
Египетская;
китайская;
ассиро-вавилоно-финикийская;
индийская;
иранская;
греческая;
римская;
аравийская;
иудейская;
романо-германская.
Все культурно-исторические типы он делит на:
a) Уединенные (индийская и китайская)
b) Преемственные (плоды деятельности которых передавались от одного к другому: западная цивилизация, возникшая на обломках античной цивилизации) отсюда причина прогресса Запада.
Николай Яковлевич говорил, что народы, составляющие культурно-исторические типы, являются положительными, т.е. самостоятельно развивают свою духовную природу и таким образом вносят свой вклад в развитие цивилизации.
Отрицательныенароды – бичи божьи (гунны, турки)
Выделяет еще одну группу народов – ни положительные, ни отрицательные. Они не создали своей цивилизации, но обогащают ту цивилизацию, в которой они живут.
В своем учении Н.Я. не дает четкого определения культурно–исторического типа, но приводит несколько сформулированных законов становления и развития цивилизации:
1) всякое племя или семейство народов, характеризуемые языком, составляет самостоятельный культурно-исторический тип
2) чтобы возникла цивилизация, народы должны обладать независимостью. Личность не развивается в рабстве.
3) Начало цивилизации не передается народам другого типа;
4) Цивилизация только тогда достигает полноты и разнообразия, когда разнообразен культурный этнографический элемент
5) Цивилизация – это наивысшее развитие культурно-исторического типа.
Н.Я. считал, что прогресс состоит не в том, чтобы идти всем цивилизациям в одном направлении. Прогресс означает развитие цивилизации по всем направлениям (экон., культ., политика и т.п.). Данилевский считает, что ни одна цивилизация не развивается по всем направлениям сразу, только в каком-то одном (Греция-культура; Римляне-право и гос. устройство)
По мнению Н.Я. славяне имеют право на культурно-историческую самобытность. Единственная страна, которая может объединить все славянские народы – Россия. Говорит о заслугах Петра, и об отмене крепостного права. Данилевский также считает, что только славянская цивилизация может развить все направления жизни.