IV. Закрепление изученного. Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– Что вы знаете о достижениях нашей страны в освоении космоса?
– Какие крупные стройки послевоенного времени в СССР вам известны?
– Какие экологические проблемы возникли в это время?
– Какие события произошли в нашей стране в 1991 году?
Дидактическая игра «Космические корабли»
На доске из цветной бумаги вырезаны космические корабли, на внутренней стороне которых записаны вопросы:
1. Когда впервые человек побывал в космосе?
2. Первый космонавт.
3. Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина?
4. Сколько минут провел на орбите Ю. А. Гагарин?
5. Первая женщина-космонавт.
6. Первый космонавт, побывавший в открытом космосе.
7. Когда был запущен первый спутник?
8. Когда прекратил свое существование Советский Союз?
V. Проверочная работа (тест) по теме « По страницам истории отечества».
I в а р и а н т
1. Русские, украинцы и белорусы произошли:
А) от восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Одним из главных богов у славян был:
а) Зевс;
Б) Перун;
в) Посейдон.
3. Пергамент – это материал для письма:
а) из березовой коры;
Б) кожи;
в) папируса.
4. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал:
А) Нестор;
б) Сергий Радонежский;
в) Мефодий.
5. Поход на Русь в 1237 году возглавил хан:
А) Батый;
б) Чингисхан;
в) Ахмат.
6. Какой город татары назвали «злым»?
а) Новгород;
б) Киев;
В) Козельск.
7. Как прозвали князя Александра?
а) Долгоруким;
Б) Невским;
в) Мудрым.
8. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
А) Иван III;
б) Иван Калита;
в) Ярослав.
9. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?
а) Кирилл и Мефодий;
Б) Минин и Пожарский;
в) царь Федор.
10. Под каким прозвищем в истории остался царь Петр I?
а) Грозный;
б) Мудрый;
В) Великий.
11. Ломоносов был сыном:
а) князя;
Б) рыбака;
в) дворянина.
12. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?
А) Ф. Ф. Ушаков;
б) А. В. Суворов;
в) М. И. Кутузов.
13. Бородинская битва произошла:
а) 26 мая 1812 года;
б) 26 августа 1912 года;
В) 26 августа 1812 года.
14. Кто был последним российским государем?
а) Иван III;
Б) Николай II;
в) Александр II.
15. Когда к власти пришла партия большевиков?
а) 7 ноября 1914 г.;
б) в феврале 1917 г.;
В) 7 ноября 1917 г.
II в а р и а н т
1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?
а) Долгорукий;
б) Невский;
В) Красное Солнышко.
2. В Древнем Новгороде городом управляли:
А) посадники;
б) вече;
в) бояре.
3. Славянскую азбуку создали:
А) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) Иоганн Гутенберг.
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) налог;
Б) дань;
в) выкуп.
5. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?
а) Владимир;
б) Ярослав;
В) Дмитрий.
6. Какой город стал центром княжества при Иване Калите?
А) Москва;
б) Киев;
в) Новгород.
7. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?
а) Нева;
Б) Угра;
в) Дон.
8. В каком году Романовы вступили на престол?
А) 1613;
б) 1720;
в) 1813.
9. В каком году был заложен город на Неве?
А) 1703 г.;
б) 1803 г.;
в) 1817 г.
10. Город Санкт-Петербург начал строиться:
а) с Петропавловского собора;
б) Кронштадта;
В) Петропавловской крепости.
11. Кто из военачальников стал генералиссимусом?
а) Ф. Ф. Ушаков;
Б) А. В. Суворов;
в) М. И. Кутузов.
12. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?
а) Петр I;
б) Николай II;
В) Александр II.
13. Когда началась Первая мировая война?
А) 1914 г.;
б) 1917 г.;
в) 1922 г.
14. В каком году появилось новое государство – СССР?
А) 1922 г.;
б) 1917 г.;
в) 1914 г.
15. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
а) 300 дней;
б) 600 дней;
В) 900 дней.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 150 учебника.
Домашнее задание.
С. 147–149. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 3.
У р о к 60
ЭКСКУРСИЯ «ИСТОРИЧЕСКИЕ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОДНОГО КРАЯ»
(заочная)
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей родного края, отраженной в исторических достопримечательностях.
2. Развивать устную речь.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
О б о р у д о в а н и е: альбом с фотографиями исторических достопримечательностей.
Ход урока