Основные вехи антропогенеза

Антропогенез — процесс историко-эволюционного формирования фи­зического типа человека, первоначального развития его трудовой дея­тельности и речи. Он растянулся, как установили современные ученые, почти на 7 млн лет. Сегодня мы знаем, что человек — существо обще­ственное. Но был ли таковым он с самого начала? И вообще, когда наш далекий предок, больше похожий на обезьяну, стал собственно челове­ком?

ШКАЛА АНТРОПОГЕНЕЗА

Согласно принятой теории, пока еще не успевшей учесть новейшие ар­хеологические открытия 2000-х гг., человекоподобные существа (гоминиды) начали развиваться из человекообразных обезьян около 4 млн лет назад в Африке. Первые гоминиды, получившие название австралопитеков, имели тело, напоминавшее человеческое, а голову, больше похожую на голову обе­зьяны. Австралопитеки около 2 млн лет назад превратились в Homo habilis, еще через полмиллиона лет появился Homo erectus, который мигрировал в Европу и Азию. Примерно 200—300 тыс. лет назад появились первые пред­ставители Homo sapiens, еще мало похожие на современного человека. Око­ло 100 тыс. лет назад возник неандертальский человек, который расселился по Европе, Африке и Среднему Востоку. Наконец около 40 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке или в Азии появляются первые представители современного человека. Названные Homo sapiens, они проникают в Европу и вытесняют неандертальцев, которые постепенно вымирают. Зачатки совре­менной цивилизации впервые появились 10 тыс. лет назад. Принято считать, что эволюция человека протекала только в Старом Свете. Племена, жившие в Новом Свете, переселились туда из Азии не раньше чем 30 тыс. лет назад. Таковы общепринятые представления об эволюции человека.

В отличие от них Australopithecus robustus и Australopithecus ramidus принад­лежат к обезьянам. Homo Sapiens и Homo sapiens sapiens — полноправные пред­ставители человека в современном понимании слова. К переходным формам

отнесены Homo habilis и Homo erectus,. в них сочетаются черты обезьяны и человека. Но в отличие от двух других переходных форм, указанных выше, человеческие черты уже преобладают над животными. Правда, у Homo habilis их меньше, а у Homo erectus — больше.

Вид гоминид Период существования, лет назад

Australopithecus ramidus 5-4 млн

Australopithecus afarensis 4-2,7 млн

Australopithicus africanus 3-2 млн

Australopithecus robustus 2,2-1,0 млн

Homo habilis 2,2-1,6 млн

Homo erectus . 2-9,4 млн

Homo sapiens 400-200 тыс.

Homo sapiens neanderthalensis 200-30 тыс.

Homo sapiens sapiens* 130 тыс. и до настоящего времени

Период становления и развития человеческого общества до цивилиза­ций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют три эпохи: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век), неолит (новокаменный век). Следующую за неолитом эпоху называют эне­олитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится наряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3—1,5 млн лет назад), Ашель (1,5 млн — 100 тыс. лет назад), Мустье, или средний палеолит (100—40 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40—10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8— 7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. лет до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. до н.э.

В истории первобытного общества в последнее время выделяют три эпо­хи: эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогене-за; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье; эпоха первобыт­ной родовой общины начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины. В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество.

Кроме того, всю историю человечества можно условно поделить на два периода. Первый и самый длительный представлял собой безоговорочное господство естественного, дикого начала и робкие попытки искусственно­го, культурного начала потеснить монополию первого. На протяжении мил­лионов лет первобытный дикарь превращался в цивилизованного мужчину и женщину. Когда свершилась победа, никто толком не знает, ибо еще в сред­невековье говорили о диких нравах, господствовавших в европейском обще­стве. Увлекшись борьбой, человечество не заметило, как перешло точку рав­новесия двух начал и свело естественное к тому опасному минимуму, за ко­торым начинается процесс дегуманизации культуры. О чем сегодня спорят ученые, общественные деятели, писатели? О бездушных технологиях, вытес-

1 Включая кроманьонского человека.

няющих человека из производства, роботах и роботизированных комплек­сах, компьютеризации творческого и мыслительного процесса, технологи­ческих монстрах-городах, пожирающих последние остатки живой природы.

Вслед за вытеснением естественного искусственным в материальной сфе­ре наступает очередь для его вытеснения также из духовной сферы. Исчеза­ют неповторимость и национальное своеобразие культур. Межчеловеческие отношения черствеют, становятся рационалистичными, бездуховными. Ви­димо, начиная с первых проблесков XX в. надо говорить о начале второго периода — полного вытеснения естественного искусственным, безоговороч­ной победы цивилизации над природой. К середине 1950-х гг., а еще очевид­нее — к 1970-м гг. победа культуры превращается в пиррову победу. Челове­чество неумолимо теряло природу вне нас и природу внутри нас. Усилились, а сегодня превратились в господствующее направление общественного раз­вития экологические движения. Сегодня в мире сотни и тысячи организа­ций, борющихся за сохранение и восстановление природы.

Вступление развитых стран в эпоху постиндустриального общества (1970-е) надо считать началом третьего периода — поиска гармонии двух на­чал — естественного и культурного, восстановления чрезмерно загрязненного или разрушенного экологического слоя Земли. Третий этап совпадает с при­ходом так называемого постмодернизма. Под знаком постмодернизма про­ходит сегодня развитие мировой культуры.

Итак, первый период — самый протяженный, соответствует традицион­ной культуре и доиндустриальному обществу, второй (рис. 5) гораздо ко­роче, совпадает с современной культурой (модернизмом) и индустриаль­ным обществом, третий этап — самый короткий (ему нет и 30 лет), совпа­дает с вступлением общества в постиндустриальную фазу и зарождением постсовременной культуры (постмодернизма).

Австралопитек афарский, живший примерно 3,5 млн лет назад, хотя и передвигался на двух ногах и является нашим предком, но еще явно не был человеком. А вот кроманьонец (примерно 40 тыс. лет назад) — уже вполне человек. Между ними — промежуточные стадии, например неандерталец, который, по мнению одних ученых, уже был человеком разумным, по мне­нию других, не относится к этому виду, хотя и заслуживает почетного места в генеалогическом древе современного человека.

Рис. 5 . Три этапа противостояния естественного и искусственного начал в истории культуры


К основным историко-эволюционным формам антропогенеза принято относить австралопитеков, Homo habilis, Homo erectus, неандертальцев и кро­маньонцев. Каждый из них подразделяется на несколько подвидов. Кроме того, археологи нашли множество таких останков, которые сложно класси­фицировать, а потому они попадают в самостоятельные или промежуточные

основные вехи антропогенеза - student2.ru

подвиды. Они будут указаны лишь в хронологии научных открытий, а весь анализ мы сосредоточим на основных эволюционных видах. Это самые яр­кие страницы человеческой предыстории.

Наши рекомендации