Тема II. Специфика исторического развития Древнего Востока в марксистской историографии
СБ. Крих, Л.Р. Ротермель
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
(для студентов дневного отделения исторического факультета специальности 02.07.00 - «История»)
Омск
ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 93/99
ББК63.я73 Щ
К 826
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ
Утверждено кафедрой всеобщей истории ОмГУ
Крих СБ.
К 826 История древнего мира: методические указания по под-
готовке к семинарским занятиям (для студентов дневного отделения исторического факультета специальности 02.07.00 - «История») / СБ. Крих, Л.Р. Ротермель. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. - 35 с.
ISBN 978-5-7779-0962-6
Методические указания являются частью учебно-методического комплекса по курсу «История древнего мира». Представлены темы семинарских занятий, списки литературы и указания по подготовке к семинарам.
Для студентов дневного отделения I курса исторического факультета
УДК 93/99 ББК 63.я73
tcRN07o < nnnQ ПО£п * ®ИР***с Б-> РотермельЛ.Р.,2008
ISBN 978-5-7779-0962-6 © ГОУ ВПО «Омский госуниверситет
им. Ф.М. Достоевского», 2008
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью данного издания является представление примерной тематики семинарских занятий (со списками литературы) по курсу «История древнего мира» (состоящего из двух частей: «Истории Древнего Востока» и «Истории Древних Греции и Рима», изучаемого студентами I курса исторического факультета соответственно в 1-м и 2-м семестрах), а, кроме того, ознакомление студентов с особенностями работы на семинарских занятиях по данному курсу, поэтому каждая тема снабжена основными методическими рекомендациями.
Семинарские занятия являются важной формой работы, дополняющей лекционный курс и помогающей студентам в их самостоятельной работе по освоению предмета. Темы семинарских занятий частично отражают темы лекций, но отличаются от них прежде всего возможностью для студента остановиться более подробно на ряде наиболее важных с информационной или с исследовательской точки зрения проблемах курса. На семинарских занятиях студент должен не только получить полезную информацию по курсу, но и приобрести ряд важных умений и навыков: конспектирования научной литературы, умения работать по заданной теме, компилирования и анализа обработанного материала; студент должен овладеть основными приёмами источниковедческого и историографического анализа, научиться формулировать свои мысли и выводы и обсуждать их непосредственно на семинарском занятии. Темы семинарских занятий могут быть скорректированы или изменены преподавателем в соответствии с читаемым им курсом лекций. Я Примерные темы семинарских занятий состоят из методических рекомендаций к каждому из них, вопросов к занятию, списка рекомендуемых источников и литературы.
Литература подобрана в соответствии с возможностями научной библиотеки ОмГУ, областной научной библиотеки и мето-
дического кабинета истории. Приведённые списки литературы, соответственно, могут быть дополнены и изменены в силу корректировки темы занятия или появления новой литературы. Страницы в монографиях указаны для лучшего ориентирования в тексте, но студенту всё же желательно ознакомиться с предлагаемыми текстами в большем объёме, чтобы иметь представление не только об одном вопросе, но и о контексте его рассмотрения.
Большинство литературы, предлагаемой к изучению, не имеет специфически образовательной направленности, отличаясь иногда насыщенностью узконаучной терминологии, мало или вовсе незнакомой студенту-первокурснику. Для лучшего понимания прочитанного, рекомендуется обращаться к словарям, в частности, к «Советской исторической энциклопедии» и «Словарю античности» (М., 1993). Известную роль в пояснении проблем, рассматриваемых в рекомендованной литературе, могут сыграть и учебники, однако не следует думать, будто они в состоянии в достаточной мере заменить её.
Чтение научной литературы в общем и целом должно быть направлено не только на получение из неё информации как таковой, но и на уяснение точки зрения конкретного автора на ту или иную проблему. Нужно представлять, когда, в каких условиях и на каком уровне исторических знаний писалась та или иная работа, важно знать, хотя бы в общих чертах, какие теории или термины авторы заимствуют друг у друга, в каких же - друг другу противостоят. Историческая наука не даёт единого взгляда на социальные процессы и не предполагает саму его возможность, поэтому уметь разбираться в различиях между подходами историков является одной из задач обучения студентов уже на первом курсе. Научная литература не должна рассматриваться студентом как непререкаемый в каждом слове, и особенно в каждой оценке, кладезь информации, но это не означает и того, что он должен проявлять гиперкритицизм, не доверяя вообще ничему из сказанного. Чтобы избежать обеих названных крайностей, студент должен научиться соотносить данные источников и литературы.
Работа с источниками — отдельная сфера исторического знания. В рамках курса «Истории древнего мира» работа с источниками на семинарах имеет ряд специфических положений. Первое
из них обусловлено самой спецификой источников. Все они насчитывают несколько тысячелетий, написаны на «мёртвых» языках и целиком принадлежат к жизни обществ с особенным мировосприятием и, иногда, очень оригинальной культурой. Все источники даются в переводах (даже в случае, если они написаны на греческом и латыни), что должно учитываться студентами при работе с ними: ряд языков (например, шумерский) до сих пор известны не настолько хорошо, чтобы наши переводы могли считаться в высокой степени точными. Некоторые из проблем переводов отмечаются в комментариях к источникам (на которые поэтому следует обращать особое внимание), на другие преподаватель может обратить внимание студентов непосредственно в процессе семинарской работы. При работе с источниками особенно важно учитывать время их создания (степень близости времени создания источника со временем описываемых в нём событий), цель их создания (если она известна) и примерно представлять степень возможной достоверности получаемых данных (например, то, являлся ли автор источника очевидцем излагаемых событий или слышал их из третьих уст поколение спустя).
От качества подготовки к семинарскому занятию зависит и качество усвоенного в течение семестра материала. Хотя семинарские занятия не могут служить полноценным базисом для подготовки к сдаче экзамена, именно они помогают студенту понять сравнительную важность различных исторических проблем курса и более ориентированно подготовиться к экзамену.
Для того, чтобы лучшим образом представлять место и роль семинарских занятий в изучении курсов по древней истории, студенту надлежит обратиться к методическим указаниям по истории древнего мира, содержащим полный перечень тем и основную литературу к ним.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
Семинарские занятия, как уже было сказано выше, не могут охватить даже основных важнейших моментов столь сложного и многообразного курса, каким является курс истории Древнего Востока. Поэтому был сознательно сделан акцент на двух избранных аспектах: проблеме своеобразия восточных цивилизаций и развития месопотамской цивилизации. Своеобразие восточных цивилизаций является основной темой для первых двух тем, затрагивающих важнейшие вопросы появления первых государств и изучения Востока в советской историографии. Развитию месопотамской цивилизации с древнейших времен до очередного переломного момента в период Старовавилонского царства посвящены темы 3-6.
Выбор в пользу Месопотамии был сделан не случайно. С одной стороны, научная литература позволяла коснуться также Китая и, особенно, Индии, а, с точки зрения изученности, безусловный приоритет должна была получить политическая и социальная история Египта. Но именно Месопотамия древностью происхождения своей цивилизации (в отличие от позднего формирования её в Китае), преемственным её развитием из древнейшего истока (которого не было в Индии), своеобразным динамизмом (отличающим её от изолированного на ранних этапах Египта) предоставляет уникальную возможность для понимания всего своеобразия древневосточной истории с её сложным сочетанием стабильности и перемен, потрясений и возрождения.
Тема I. Появление первых государств на территории Ближнего Востока
План
1. Условия перехода от первобытнообщинного строя к цивилизации.
2 Характеристика соседской общины.
3. Этапы становления древнейших государств.
Методические рекомендации Сложность работы по данной теме заключается в отсутствии достоверных источников о возникновении первых государственных образований. Кроме того, за длительный промежуток времени, когда изучение проблем политогенеза (рождения государства) вышло на научный уровень, сформировался ряд устойчивых стереотипов, которые нуждаются в отвержении или, как минимум, переоценке. Тем не менее, даже устарев в фактологической части, ряд работ (М. Вебера, Ф. Энгельса) до сих пор представляют ценность с точки зрения выяснения логики общественного развития. Поэтому при подготовке к семинарскому занятию студенту важно научиться отделять теоретические аспекты, затронутые в отдельных произведениях, от их ценности с точки зрения уровня знаний современной археологии. Крайне необходимо представлять себе примерную хронологию основных культурных шагов человечества в эпоху перехода от первобытности к цивилизации: время освоения металлов (и - отдельно — железа), создания древнейших очагов земледелия и скотоводства, появления монеты как универсального платёжного средства и т.д.
Говоря о том, каким образом первобытнообщинный строй («примитивное общество») пришёл к необходимости создания ранних государств, необходимо прежде всего понять, какие изменения происходят в позднем «примитивном» обществе. Здесь очень важно удержаться от использования поспешных выводов и некорректных аргументов: например, невозможно одной из причин трансформации первобытности считать появление частной собственности, поскольку частная собственность как таковая является уже признаком общества, существующего в условиях государства (цивилизации). Судя по всему, на сегодняшний день понимание про-
цесса политогенеза возможно только через представление о трансформации родового общества в общество общинное
Другой важнейшей характеристикой процесса политогенеза является представление об этапах становления первь«^арСтВ Одна из причин, по которой мы избегаем говорить "в духе^Хой
7-
науки, о «разложении» первобытнообщинного строя, это, как раз невозможность провести сколько-нибудь чёткую (не только во времени, но и в плане характеристики социальных структур) грань между догосударственным и государственным состоянием. Переход к государству не был не только одномоментным, он не был и одно-этапным, ранние протогосударства лишь очень постепенно приобретали те черты, которые делали их сопоставимыми с современными государствами. И хотя существуют различные версии переходных стадий ранних государств, их возможно рассмотреть и сравнить на основе имеющихся в нашем распоряжении немногих надёжных свидетельств.
Литература
1. Васильев Л.С. История Востока. М.: Высшая школа, 1994. Т. I. С. 13-19, 27-81, 211-226.
2. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001. С. 133-140.
3. История Древнего Востока. Часть I. Месопотамия. М.: Наука, 1983.
4. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 19.
5. Перший А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1968. С. 147—191 (или более поздние издания).
6. Сосункевич Ю.А. Догосударственные модели обществен
ного развития в современной отечественной исторической науке //
Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: мат.
VIII межвузовской регион, науч. конф. Омск, 2005. С. 5-12.
7. Хазанов A.M. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество. М., 1975. С. 88-139.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 21. (или любое другое издание, прежде всего главы Ш, IX).
Тема II. Специфика исторического развития Древнего Востока в марксистской историографии
План
1. Азиатская форма собственности в трудах К. Маркса.
2. Дискуссия об «азиатском способе производства» в 20-30-х гг. XX в. в советской исторической науке: этапы и направления.
3. Дискуссия об «азиатском способе производства» в 60-е гг. XX в. в советской исторической науке: основные точки зрения.
Методические рекомендации
Специфика развития Востока вообще, его отличия от Запада как в культурном, так и в социальном аспектах является одной из старейших тем не только в европейской исторической науке, но и лежит в основе современного сознания (противопоставление «Восток - Запад»). В то же время, предпринимались и попытки оформить своеобразие восточной общественной структуры в рамках ряда теорий общественного развития, одна из которых — марксистская - сыграла особую роль в развитии отечественного востоковедения. Предлагаемый семинар посвящен не столько Древнему Востоку, сколько тому, как развивалась советская историография (в том числе и Древнего Востока), однако это не следует считать удалением от главной темы курса. Напротив, только понимание особенностей изучения Востока поможет приблизиться к сбалансированным оценкам особенностей самого Востока.
При подготовке к данному семинару важно обратить внимание на то, что «азиатская форма собственности» как она представлена в трудах К. Маркса, и её трактовки в советской историографии — это совершенно разные явления. Для выяснения того, как Маркс понимал предложенный им термин, нужно обратиться к работам самого Маркса, обратив внимание на то, какие из них были опубликованы при его жизни, а какие остались лишь в качестве черновых набросков, какими источниками он пользовался при написании своих работ, какую роль отводил он выяснению специфики Востока в своей научной деятельности. Следует также отметить, что Маркс не занимался специально Древним Востоком, предпочитая говорить об «азиатском способе производства» вообще, мало
конкретизируя это понятие применительно к странам и историческим периодам.
Рассматривая две дискуссии об «азиатском способе производства» (или, в некотором смысле, одну, с большим перерывом, дискуссию), прежде всего нужно учитывать особый характер советской исторической науки: то, как она формировалась в 20-30-е гг., и то, как она пыталась преобразоваться в 60-е гг. XX в. На начало и ход дискуссий воздействовал ряд факторов как внешнего, так и внутреннего плана (политика, состояние науки, общие установки), которые нужно учитывать для того, чтобы представлять, почему дискуссии шли именно в таком, а не в ином направлении. Студент должен также и представлять, какие этапы прошла каждая из дискуссий, каковы были основные точки зрения и особенности рассмотрения проблемы на каждом из этапов, работы каких авторов имели наибольшее влияние на общий ход дискуссии.
Немаловажно также помнить, что до настоящего времени изу
чение указанных дискуссий в рамках постсоветской историографии
практически не велось, поэтому студенту придётся анализировать
советскую науку пользуясь её же собственным теоретическим ап
паратом, читая работы тех лет, когда историки были обязаны со
гласоваться с рядом правил как ведения дискуссий, так и написа
ния научных трудов, выполнение которых было во многом навяза
но извне и в известной степени контролировалось властными орга
нами. Потому любые оценки, даваемые советскими историками
ходу научных дискуссий, должны приниматься как свидетельства,
требующие дополнительного анализа и критики их как историче
ского источника. №щ
Литература
I. Васильев Л. С, Стучевский И.А. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ // Вопросы истории. 1966. №5.
2. Качановский Ю.Н. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971. С. 113-134, 178-192.
3. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 46. Ч. I.C. 462-487.
4. Ненова В.Д. Введение в историю древнего мира. Пермь,1973-
5. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. Ж. 1975.
С. 93-131 171-181
6. Пестовская н.м Изучение древней истории Ближнего
Востока в Советском союзе 1961. с. 78-82, 98-108.
мыслив Жй г, // Формозов Л.А^кие *^ «J™ тоталитаризма. Историографические очерки. М., 2004. с.