Решения упражнений по теории словесности 1 страница

Теория словесности

Перепечатано из издания «Гимназия на дому» в 30 выпусках

(средне-заочное заведение заочно)

Книгоиздательство «Благо», Петроград

Автор(ы) и год издания не указаны

Сохранена стилистика оригинального текста.

Орфография приведена к нормам современного русского языка.

Теорией словесности надо заниматься внимательно и серьезно. После знакомства с различными образцами русской и иностранной литературы ее легче проходить, чем без такого знакомства. Поэтому мы советуем всем тем, кому придется впоследствии изучать теорию словесности, теперь читать побольше классические произведения русской и иностранной литературы (впоследствии мы их перечислим).

Понятие теории словесности, цель ее и деление

Нам известно, что под словесностью разумеется все то, что создано человеческим словом, устным, письменным или печатным. Мы определили словесность, как совокупность словесных произведений данного народа. Изучать словесность можно с двух точек зрения: с исторической и теоретической.

В чем состоит историческое изучение?

Историческое изучение состоит в рассматривании словесных произведений по времени их появления в свет, т.е. в хронологическом порядке у какого-нибудь народа (национальная литература). Изучением словесности с исторической точки зрения занимается история словесности.

В чем же состоит теоретическое изучение?

Прежде мы решим вопрос, что такое теория? Теория – это (составленное в строго определенном порядке, систематическое) изложение законов, правил, научных выводов, относящихся к какой-либо практической деятельности людей. Мы говорим: теория музыки, теория живописи, теория словесности и т.д.

Что такое теория словесности? Это систематическое изложение законов, научных выводов и правил, относящихся к словесным произведениям, в которых (в устной или письменной форме) выражены человеческие чувства и мысли.

Каким образом получаются эти выводы и правила? Для этого берут наиболее совершенные произведения слова разных народов, написанные в разные эпохи, рассматривают их и определяют законы и формы того или иного рода словесных произведений. Так, например, чтобы определить главные свойства романа, комедии (говорят, их теорию), берут романы, комедии писателей русских, французских, немецких, сравнивают их, делают общие выводы и устанавливают известные правила.

Какая цель изучения теории словесности? Теория словесности преследует двоякую цель:

1) с одной стороны, быть руководством для пишущих, для которых ее выводы и правила будут весьма полезны; они предостерегают их от того, чего должно избегать, и указывают им то, что является необходимым;

2) с другой стороны, облегчить читателям понимание прочитанных произведений, что, конечно, лучше достигается при запасе известных теоретических положений, могущих способствовать правильной оценке данного разбираемого произведения. Ведь теория словесности, рассматривая различные роды и виды словесных произведений, указывает существенные их свойства.

Как делят теорию словесности? Из каких отделов она состоит? Обыкновенно различают в теории словесности три части: 1) теорию слога или стилистику, 2) теорию прозы и 3) теорию поэзии. Мы же в дальнейшем своем изложении будем придерживаться деления теории словесности на: 1) общую теорию словесности и 2) частную теорию словесности. Если выводы и правила имеют значение для всех словесных произведений, то они войдут в общую теорию словесности; в ней рассматриваются общие основные свойства всех сочинений. Сюда относятся понятие о сочинениях вообще, стилистика (учение о слоге), периоды, стихосложение и т.д.

Если же выводы и правила имеют значение только для известных родов словесных произведений, то они образуют частную теорию словесности; в ней мы знакомимся с отличительными чертами каждого рода и вида произведений слова. Сюда войдут как прозаические сочинения, так и поэтические.

Прежде, чем рассматривать различные роды и виды словесных произведений, надо ознакомиться с общей теорией словесности; она должна предшествовать частной теории словесности, так как без усвоения общей теории словесности немыслимо понимание частной теории словесности.

Общая теория словесности

Сочинение, его состав и важнейшие требования от сочинения

Начиная общую теорию словесности с выяснения понятия сочинения, мы раньше остановимся на внутренней стороне сочинения вообще, а затем перейдем к внешней стороне, т.е. стилистике.

Сочинение – это связное, последовательное изложение наших сведений, мыслей и представлений о каком-либо предмете. Вот этот-то предмет, о котором говорится в сочинении, составит тему сочинения. Если существует сочинение, − значит, есть тема, т.е. предмет, о котором оно говорит. Ведь нельзя писать ни о чем, а можно писать, говорить о чем-нибудь. Можно описывать какую-нибудь вещь, рассказывать о своем путешествии, написать роман из жизни данного общества и т.д. Ведь, путешествие, общество будет нашей темой, которая определяет собой содержание сочинения. Различные темы будут даны, различно будет содержание написанных сочинений. Прочитав тему, мы будем знать приблизительно все главное, что написано в данном произведении. Если дана какая-нибудь определенная тема, то, конечно, с ней нужно уметь справиться, понять ее. Иногда достаточно бывает назвать тему ученику, чтобы он сразу уяснил, понял ту главную мысль, которая сама собой заключается в теме и которую ему придется развивать в своем сочинении. «Школа и жизнь» − предмет сочинения, т.е. тема; ясно, что основная мысль, что между школой и жизнью нет существенной разницы. Таких примеров можно привести много, но мы ограничимся одним, так как это всем ясно и понятно.

Какова должна быть заданная тема? Чтобы учащийся с охотой и интересом писал, необходимо, чтобы тема была занимательной, важной, полезной, серьезной и доступной.

Положим, что мы желаем написать о значении леса. «Значение леса» будет нашей темой. Что мы можем написать на эту тему? Мы имеем готовую тему, тот предмет, о котором надо писать. Что делать дальше? Мы припоминаем то, что читали о лесе, что мы слыхали от других, обращаемся к новым книгам, внимательнее приглядываемся к окружающим предметам и явлениям, могущим быть в какой-либо связи с лесом и его значением. Итак, наш опыт и наблюдения, чужой опыт и книги являются источником, откуда мы черпаем все необходимое для нашей темы.

Все то, что мы приводим для развития, подтверждения, доказательства, уяснения нашей темы, составит содержание нашего сочинения. Материалом служат факты, сведения, наши мысли. Содержание – наиболее важная сторона сочинения. В зависимости от количества и качества приведенных автором фактов и мыслей, сочинение может быть содержательным и бессодержательным. Сочинение будет содержательным, если для развития и уяснения темы приведено достаточно серьезных, глубоких, неоспоримых фактов и мыслей; в противном случае – будет бессодержательным. Вот у нас имеется достаточно материала для данной темы; теперь надо уметь в нем разобраться, выбрать из него все только необходимое, остановиться на главном, отбросить побочное и неважное. Каким должно быть содержание? Оно должно быть полным, единым, цельным, соразмерным в частях своих и написанным с определенной точки зрения.

Прежде всего важно, чтобы данный предмет был разобран со всех сторон, чтобы тема была всесторонне развита с той или иной точки зрения, т.е. необходима полнота содержания.

Если мы говорим о значении леса, то мы не должны упустить всего важнейшего о нем. Можно писать и не так подробно, а кратко, но важно не пропустить ничего существенного. Говоря о значении леса, надо упомянуть о значении его для человека и для климата, тогда содержание будет полным. Если же вы забудете написать о значении леса для человека, то ваше сочинение не будет полным.

Единство содержания заключается в том, чтобы все мысли, главные и второстепенные, связанные между собой общей темой, вошли в содержание вашего сочинения; все же посторонние, побочные мысли, возникшие в связи с данной темой, могут быть и не упомянуты. Работая над сочинением: «Значение леса», вам приходят на ум мысли, может быть, интересные: например, о положении служащих на лесопилках или о прибылях лесовладельцев, но их в интересах ясности и единства излишне помещать в содержание данного сочинения.

Помимо полноты и единства еще важным является умение использовать имеющийся материал так, чтобы между частями сочинения, касающимися разных, одинаково важных, мыслей была известная соразмерность.

В самом деле, если три четверти своего сочинения о значении леса вы посвятите введению или заключению, а четверть – самому содержанию или ⅔ − в климатическом отношении, а остальную ⅓ − о значении леса в других отношениях, то ваше сочинение будет уродливым. Этого надо безусловно избегать, устраняя немедленно все подобные дефекты.

Когда нам дана тема, мы должны решить, с какой точки зрения мы будем писать о предмете, составляющем данную тему. Этим определится тот материал, который мы будем искать, и то содержание сочинения, которое у нас получится. Например, о реке Волге можно писать с художественной точки зрения, с торговой или географической и т.д., или, наконец, со всех точек зрения. Содержание и размеры сочинения тогда будут различны.

Итак, главными требованиями, которые предъявляют к содержанию каждого сочинения, являются: точка зрения, определяющая собой суждения о данном предмете, полнота, единство, соразмерность и стройность; главная мысль должна служить сосредоточием, связывающим все части сочинения в одно стройное целое.

После внимательного изучения и ознакомления с данной темой (напр., о значении леса, о любви к родине, о влиянии природы на душу человека, о пользе наук и т.д.), в вашем распоряжении будет обильный, но сырой, необработанный (не расположенный в определенном порядке) материал; он состоит из целого ряда мыслей, фактов, сведений и впечатлений. Все эти мысли, факты будут иметь значение тогда, когда они не высказываются просто так, как они возникли у нас в голове, а когда они приведены в известный порядок и последовательно изложены.

При таком условии мы легче докажем свою тему.

Распределение мыслей, как главных, так и второстепенных, в известном порядке называется изложением.

Как архитектору, художнику необходимо составить себе план, набросок перед тем, как начать постройку, картину, так и пишущему какое-либо сочинение важно выработать план, по которому он сможет в порядке изложить свои мысли.

Этот порядок и составит план сочинения.

Мысли, находящиеся в связи с данным предметом, могут быть главные и второстепенные. В план, конечно, войдут те немногие главные мысли, около которых группируются все остальные второстепенные мысли. Какую бы форму не имело наше сочинение (письмо, рассуждение, описание и т.д.), выработка плана (того строгого порядка, по которому мы желаем расположить наши мысли в сочинении) считается обязательной.

Каков должен быть план?

При изложении своих мыслей нужно стараться избегать повторения раньше сказанного, повторения прежних мыслей, хотя бы и в другой форме; только при соблюдении этого правила сочинение представит из себя стройное целое. Этого мы достигнем только в том случае, если выработанный нами до написания сочинения план будет единым, т.е. если в самом плане не будет повторения мыслей, если все однородные мысли будут соединены в одну группу. Так, например, если в сочинении о значении леса мы в одном месте заговорим о влиянии леса на климат, а потом в другом месте, при описании красот леса в разные времена года, мы начнем писать опять (хотя бы и частично) о значении леса для климата, то в таком сочинении не будет единства в содержании (вследствие отсутствия единства в плане, по которому мы писали сочинение).

В каждом сочинении все должно быть на своем месте; факты, впечатления, мысли должны помещаться в известном порядке; в изложении должна быть строгая, логическая последовательность.

Положим, что мы желаем описать, передать какое-либо событие (напр., какую-либо катастрофу или какой-либо исторический факт – крещение Руси).

С чего мы начнем? Прежде всего коснемся вкратце того, что предшествовало данному событию; потом нарисуем общую картину происшедшего, остановим внимание читателя, слушателя на важнейших моментах этого события; затем перейдем к некоторым деталям, характерным для данного явления; в конце сделаем какое-нибудь общее заключение. Когда перед нами находится та или иная тема, мы стараемся собрать из разных источников как можно больше материала; последний мы подвергаем тщательному разбору, критическому исследованию; все оставшиеся годные мысли, факты мы группируем по их важности, занимательности; после этого составляем единый, стройный, последовательный план, по которому распределяем все собранные нами мысли, излагая их на словах или на бумаге в известном определенном порядке. И только тогда мы получим по содержанию полное, единое, строгое, соразмерное в частях сочинение.

Мы советуем как всем начинающим писать переложения, описания, так и тем, которые берутся за писание больших, серьезных сочинений, предварительно составлять план, по которому легче, скорее и удобнее писать.

Всякое сочинение, произведение можно рассматривать с внутренней стороны и с внешней. Рассуждая о теме, содержании, плане, мы говорили о внутренней стороне сочинений; теперь нам нужно остановиться на внешней стороне – на изложении наших мыслей и на формах изложения.

Формы изложения бывают следующие:

1) Монологическая форма – автор излагает свои мысли от себя читателям или слушателям (научные сочинения, рассуждения и т.д.).

2) Диалогическая форма, где действуют два лица и более, которые своими разговорами выясняют мысль автора; каждый высказывается относительно интересующей их темы со своей, конечно, точки зрения. Эту форму мы встречаем преимущественно в поэтических произведениях (драмы, комедии и т.д.).

3) Эпистолярная форма, когда автор в письмах излагает свои мысли (Переписка Гоголя с друзьями).

4) Смешанная форма, при которой происходит чередование монологической и диалогической форм изложения (романы, повести и т.д.).

Изложение нашей речи (нашего писания) может быть:

1) Отрывистое, если произведение состоит из кратких предложений, независимых друг от друга. Напр.: Песни умолкли, все тихо кругом, люди уже спят и т.д.

2) Лаконическое, состоящее из очень кратких, но сильных фраз (почти отдельные слова). Напр.: Со щитом или на щите. Приди и возьми. Пришел, увидел, победил.

3) Периодическое – ряд сложных предложений, связанных общей мыслью (ораторские речи, рассуждения).

4) Естественное – лучшее изложение, так как здесь нет однообразия, утомляющего читателя. Естественное изложение состоит в чередовании кратких и распространенных, простых и сложных предложений (у Пушкина, Крылова…).

Употребление одних отрывистых или одних периодических предложений – скучно и утомительно, чего надо всегда избегать в интересах читателей.

Рассмотрев состав сочинения, мы перейдем к стилистике.

Стилистика

Мало иметь в голове тему, содержание, план, надо уметь выразить все словами устно или письменно. Различные авторы различно излагают свои мысли. Каждому человеку присуще особое умение передать свои мысли. Вот этот способ словесного выражения своих мыслей о данном предмете называется слогом или стилем. Поэтому учение о слоге, о стиле и составляет стилистику.

Слог или стиль[1] в разных языках различный; он обусловливается грамматическими, синтаксическими и ритмическими особенностями каждого языка. Но и в пределах одного и того же языка слог – стиль видоизменяется у разных людей; каждый писатель обладает своим особым стилем. Стиль Пушкина нельзя смешать со стилем Гоголя, стиль Тургенева – со стилем Достоевского. Слог бывает:

1) Аналитический, когда речь разбита на более или менее короткие предложения (Чехов, Лермонтов).

2) Синтетический, когда преобладают сложные предложения, длинные периоды (Гоголь, Толстой).

3) Смешанный, при котором короткие фразы чередуются со сложными предложениями (Тургенев).

Итак, характером языка определяется стиль произведений. Не во всех произведениях слог, стиль, язык одинаковы. В произведениях прозаических и поэтических мы имеем различный слог – поэтому и различают: 1) стиль прозаический и 2) стиль поэтический.

Мы знаем, что из слов образуются предложения, из предложений – словесные произведения; естественно, что характер языка словесных произведений, их стиль, все его достоинства и дефекты зависят: 1) от выбора слов (выражения простые и картинные), 2) от построения предложения (речь мерная и немерная) и 3) от соединения предложений друг с другом (речь отрывистая и периодическая).

Теперь мы обратимся к тем требованиям, каким должен удовлетворять безукоризненный слог; затем мы перейдем к перечислению и описанию тех свойств, какими необходимо обладать изящному, художественному слогу.

Каковы же эти требования? Каковы должны быть свойства безукоризненного слога?

А. Правильность слога. Она заключается в том, чтобы при писании сочинения были приняты во внимание все правила этимологические и синтаксические. Ошибки могут быть этимологического характера, когда неправильность проявится в неверном склонении или спряжении; конечно, такие ошибки встречаются редко. Ошибки против законов синтаксиса бывают при сочетании слов в предложения и периоды. Эти ошибки, называемые солецизмами, можем найти у очень многих. Так, пишут: «Подъезжая к селу, церковь виднелась», или «взяв в руки перо, у меня ноги подкосились». Надо сказать: «Когда мы подъезжали к селу, виднелась церковь», «когда я взял в руки перо, у меня ноги подкосились». Солецизмы попадают в язык при переводе с других языков (галлицизм, германизм, полонизм – названия зависят от влияния того или иного языка); так, напр.: «Er sieht gut aus» − он хорошо выглядит; я приехал с пароходом (mit Dampfboot) – примеры буквального перевода. Эти солецизмы только затемняют смысл читаемого, поэтому их надо избегать.

В. Чистота языка. Если слова и выражения принадлежат родной речи, общеприняты и общепонятны, то мы будем иметь совершенно чистый язык. Но язык развивается постепенно, заимствует часто чужие слова, обогащается составленными новыми словами, пользуется нередко народными, малоупотребительными словами, провинциальными и архаическими выражениями; поэтому безусловная чистота языка невозможна, а относительная возможна и обязательна.

В чем же состоит чистота языка? Чистота языка заключается в необходимости избегать употребления: 1) архаизмов, 2) варваризмов, 3) провинциализмов и 4) неологизмов.

Разберем их отдельно.

1) Архаизмы (архайос – древний). Это – слова, вышедшие из употребления, устаревшие и не встречающиеся теперь в обыденной речи: поелику, понеже (так как), зреть (видеть). В тех произведениях, содержание которых взято из современной жизни, неуместны архаические слова и выражения. Они могут быть употреблены только в тех сочинениях, которые имеют целью воскресить перед нами какую-либо эпоху или какие-либо отжившие факты или оживить исторические фигуры. Эти архаизмы, употребленные вовремя и умело, называются украшающими. Древнерусские слова, церковнославянские обороты иногда сообщают слогу великую прелесть и красоту. Напр.: речь Пимена в драме Пушкина «Борис Годунов» или из «Пророка» следующие стихи:

«Отверзлись вещие зеницы,

И внял я неба содрогание

И горний ангелов полет»

У Пушкина, из «Бориса Годунова» − «Царю едину зримый, явился муж необычайно светел. Зане святый Владыки перед Царем во храмине тогда не находился. Подай ему победу на враги. К тебе я с Дона послан от вольных казаков…узреть твои царевы ясны очи и кланяться тебе их головами» и мн. др.

2) Варваризмы (бáрбарос – иностранец, чужой). Это – чужеземные слова, которые не вошли во всеобщее употребление и могут быть заменены родными. Так, напр.: вояж – путешествие, пейзан – крестьянин, идентичность – тождественность и много других. Варваризмы бывают позволительные и непозволительные. К первым принадлежат такие иностранные слова, которые получили всеобщее распространение; без них уже нельзя обойтись, и они уже вошли в наш язык, не влияя на чистоту языка, напр.: университет, театр, идеал, канцелярия и т.д. Ко вторым относятся такие слова, которые можно заменить родными; ими обыкновенно щеголяют, полагая, что этим они украшают речь. Это пристрастие к иностранным словам излишне; большая часть из них может быть выражена подходящими русскими словами. Употребление их можно объяснить только незнанием родного языка. Чтобы избежать этого, надо как можно больше читать русские классические произведения, откуда и черпать запас русских слов, выражений и оборотов. У нас имеется масса иностранных слов, употребляемых как свои родные – огурец, церковь (от греков); цивилизация (от французов); собака, лошадь (от татар) и т.д. Но они не влияют на чистоту речи, так как сделались общепринятыми и общепонятными.

3) Провинциализмы(провинция – область). Это – слова и выражения, не употребляемые в литературном языке, а употребляемые и понятные только в некоторых местностях. В России имеется много губерний, еще больше – уездов, в которых существует местный говор, свой выговор. Чтобы быть понятым читателями, надо писать на общем литературном языке, а не на местном говоре. Например, опаска (пояс) – в Нижегородской губернии; отчинить (отпереть) – в Смоленской губернии; ошарашить – в Ярославской губернии; казан (ведро), пурга (вьюга) и т.д. Если же писатели изображают народный быт, то естественно, что они употребляют областные слова (провинциализмы); этим они не нарушают чистоты языка, так как, обыкновенно, авторы объясняют их значение. У Тургенева в «Записках охотника» масса провинциализмов, очень выразительных и богатых по содержанию. Немало их у Л.Н. Толстого и Гоголя.

4) Неологизмы (неос = новый + логос = слово). Это – слова, вновь составленные в данном языке. Развитие народа требует новых слов для выражения новых знаний, понятий. Эти слова могут быть или оригинальными, или переводными с других языков. Обыкновенно только переводные слова, введенные в русский язык талантливыми писателями, удерживались и делались общим достоянием, а оригинальные – большею частью забываются.

У Карамзина – влияние (influence), переворот (revolution). У Ломоносова – сияние (Nordschein). У Кантемира – начало (элемент). Из оригинальных слов: у Пушкина – временщик, у Греча – пароход и т.д. Неудачные неологизмы, которые не привились: калоши – мокроступы, эгоизм – самость, фортепиано – тихогром и т.д. Обыкновенно в связи с событиями в жизни русского народа заметно обильное появление новых слов; например, с освобождением крестьян – мировой посредник, временнообязанный; с проведением железных дорог – шпалы, чугунка; с введением судов – подсудимый, присяжный и т.д.

Все это обозначает обогащение языка.

С. Точность языка. Она заключается в том, чтобы слова и выражения, употребляемые в сочинении, соответствовали содержащимся в них понятиям и мыслям. Чтобы избегнуть неопределенности, необходимо всегда обращаться к рассмотрению состава слов. Точности мы достигнем тогда, когда слова и выражения, высказанные нами, не могут быть заменены другими словами и выражениями (без нарушения смысла речи). Конечно, это очень трудно: имеется масса слов, выражающих близкие между собой понятия, но содержащих в себе особенный оттенок в значении и требующих особой внимательности при их употреблении. Такие слова называются синонимами; так, напр., слова: старый, ветхий, древний; путь, дорога (не морская дорога, а морской путь); приятель, друг; школьник, ученик; смотреть, видеть, глядеть; грусть, тоска, уныние, отчаяние. Мы перечислили много синонимов. Теперь легко понять, с какой осторожностью надо употреблять их, чтобы избежать неопределенности и неточности. Нельзя сказать о человеке, что он «древний», а надо сказать «старый». О лачужке мы скажем «ветхая», а не «древняя» и т.д. Затем надо избегать изысканных, вычурных выражений, о содержании которых иногда приходится просто догадываться; затем при употреблении синонимических слов следует предварительно понять значение и оттенки их и только тогда к ним прибегать для выражения своих мыслей.

D. Ясность языка. Если автор желает, чтобы его сочинение поняли легко, свободно и без напряжения ума, чтобы оно было ясным для понимания, то он должен сам изучить хорошо данный предмет, служащий ему темой, ясно понять его. Только тогда он будет ясно и просто выражаться, и его произведение вследствие этого будет понято и воспринято читателями.

Правда, не меньшую роль играет и самый характер данного сочинения. Ведь, если содержание его будет отвлеченным, строго научным, то оно, конечно, будет менее понятным и труднее воспринимаемым, чем сочинение с содержанием, менее отвлеченным, популярным и наполненным массой конкретных примеров.

Помимо содержания важен: 1) умелый выбор слов и 2) умелое сочетание слов; это может затруднить или облегчить понимание читателя.

Какие слова надо выбирать?

− Понятные, точные и определенные, − отвечаем мы.

Повторительные вопросы и ответы по теории словесности

1) Что такое словесность? Словесность – все то, что создано человеческим словом, устным, письменным или печатным.

2) Как можно изучать словесность? И с исторической и с теоретической точки зрения.

3) Какая наука занимается изучением словесности с исторической точки зрения? История словесности.

4) Что такое теория словесности? Это систематическое изложение законов, выводов и правил, относящихся к словесным произведениям.

5) Какая цель теории словесности? Быть руководителем для пишущих и облегчить читателям понимание словесных произведений.

6) Как делят теорию словесности? На общую теорию словесности и частную теорию словесности.

7) Что рассматривается в общей теории словесности? Общие основные свойства всех произведений.

8) Что рассматривается в частной теории словесности? Отличительные черты каждого рода и вида произведений слова.

9) Что такое сочинение и из каких элементов оно состоит? Сочинение – это связное, последовательное изложение наших сведений, мыслей и представлений о каком-либо предмете. Оно состоит из 4 элементов: тема, содержание, план и изложение.

10) Что такое тема? Тот предмет, о котором говорится в сочинении.

11) Что составляет содержание? Все то, что мы приводим для развития, подтверждения, доказательства, уяснения нашей темы.

12) Каково должно быть содержание? Полным, единым, цельным и соразмерным в частях.

13) Что такое план? Тот порядок, в котором мы излагаем наши мысли.

14) Что такое изложение? Форма выражения наших мыслей по плану.

15) Какие формы изложения бывают? Монологическая, диалогическая, эпистолярная и смешанная.

16) Что такое слог или стиль? Способ словесного выражения мыслей своих о данном предмете.

17) Каков бывает стиль? Прозаический и поэтический.

18) Что такое стилистика? Учение о слоге и стиле.

19) Каковы должны быть свойства безукоризненного слога? Правильность, чистота, точность и ясность слога.

20) Что такое архаизмы? Слова, вышедшие из употребления, устаревшие и не встречающиеся теперь в обыденной речи.

21) Что такое варваризмы? Чужеземные слова, которые не вошли во всеобщее употребление и могут быть заменены родными словами.

22) Что такое провинциализмы? Слова и выражения, не употребляемые в литературном языке, а употребляемые и понятные только в некоторых местностях.

23) Что разумеем под неологизмами? Это слова, вновь составленные в данном языке.

24) Что такое синонимы? Слова, выражающие близкие между собой понятия, но содержащие в себе особенный оттенок в значении (старый, ветхий, древний).

Стилистика (продолжение)

Какие же слова надо выбирать?

− Понятные, точные и определенные, − отвечаем мы.

1) Непонятными словами будут: варваризмы, архаизмы, провинциализмы и т.д.

2) Неточными словами – неудачный выбор синонимов (уважать, почитать).

Наши рекомендации