Е года XVIII века, классицизм.
Политические приемники Петра I были мало заинтересованы в продолжении реформ, а потому период с 1725 по 1765 годы условно можно назвать «эпохой застоя». Однако именно в 30-50-е года XVIII века утверждается новое направление в литературе – классицизм, вместе с этим жанром пришли комедия, трагедия, ода, сатира, жанры характерные для литературы 30-40 гг. Классицизм развивался на фоне барокко, но основные принципы классицизма противоположны барочным. Классицизм отринул свойственную барокко тягу к эксперементаторству с внешней формой, он ее игнорировал.
Господствующей темой стали отношения человека с государством и обществом. Классицизм – это литературное прославления государства и государственности. Дилемма человек и государство решается в пользу государства, человек должен подчиняться законам государства и быть патриотом.
Основные деятели:
Василий Киррилович Тредиаковский (1703-1768)– в русской литературе XVIII в. одна из самых ярких личностей. Придворный поэт при Анне Иоанновне, первый в России профессор из русских, затем академик. Учился во Франции, где и освоил приемы классицизма. Написал книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г), которая имела огромное культурно-историческое значение в реформировании национального стихосложения: разработал основы силлабо-тонического стихосложения. Важнейшие поэтические произведения Тредиаковского – «Оды божественные» - стихотворные переложения псалмов.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1756 гг.) – ученный, лингвист, крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняя в 1763г, посвящалась Анне Иоанновне. Ода — лирический жанр. Она перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе XVIII в. известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая, похвальная, философская, духовная и анакреонтическая.
Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Для Ломоносова типичен гиперболизованный стиль с массой развёрнутых сравнений, метафор и олицетворений. В его одах патетический тон усиливается риторическими вопросами, восклицаниями автора. Ломоносов часто обращатся к прошлому России, исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра. Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. Ее комплиментарный стиль смягчал наставления, позволял преподносить их в приятном, не обидном для самолюбия правителей тоне. Как правило, Ломоносов давал свои советы в виде похвалы за дела, которые монарх еще не совершил, но которые сам поэт считал важными и полезными для государства. Так желаемое выдавалось за действительное, похвала обязывала правителя в будущем оказаться достойным ее.
Ломоносов проявил себя также в областидуховной оды. Духовными одами в XVIII в. назывались стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. На первом месте среди них стояла книга псалмов. Обращаясь к Библии, поэты находили в ней темы, близкие к собственным мыслям и настроениям. Вследствие этого духовные оды могли иметь самый разнообразный характер — от сугубо личного, интимного до высокого, гражданского. В последнем случае непререкаемый авторитет Библии помогал проводить свои стихи сквозь цензурные рогатки. В XVIII в. кроме Ломоносова духовные оды писали Тредиаковский, Сумароков, Херасков, Державин, а в XIX — поэты-декабристы. В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта. Обе темы имели свою биографическую основу.