Принципы русской орфографии

Орфография. Разделы русской орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм. Принципы каждого из разделов орфографии. Различные подходы к решению орфографических проблем в школе и их отражение в современных учебниках по русскому языку для начальной школы.

Орфография (отгреч. оrthos - «правильный» и grapho - «пишу») - система правил написания слов. Орфография буквально значит правописание, т.е. правильное, соответствующее нормам письмо.

Разделы орфографии - группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей при передаче слов на письме. Русская орфография состоит из пяти разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов, 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей, 3) употребление прописных и строчных букв, 4) перенос части слова с одной строки на другую, 5) графические сокращения.

Орфограмма - такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу. Например, в слове портфель орфограммами являются буквы о (м.б. написанаа), р (м.б.рр ), т (м.б. д, тт, дд), ф (м.б. фф), л (м.б. лл). Любая из этих замен будет орфографической ошибкой, при которой произношение слова останется прежним. Другие буквы в этом слове не являются орфограммами: замена любой из них обязательно вызовет изменения произношения. На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка. Но возможность появления ошибки на месте разных орфограмм не одинакова. В словах мама, птица, идётвыделенные буквы являются орфограммами. Однако в написании подобных слов ошибок практически не бывает. Поэтому различаются теоретические и практические (реальные) орфограммы. В слове портфель практическими орфограммами являются буквы о, т. Практические орфограммы бывают не в каждом слове; так, в словах жар, соль, глухарь, сухой таких орфограмм нет.

Орфографические ошибки следует отличать от описок и языковых ошибок. Описки (например, портфефь) являются результатом невнимательности и легко обнаруживаются самим пишущим. Языковые ошибки связаны с неправильным произношением слова. Так, написание портфиль свидетельствует о просторечном ударении в этом слове либо о диалектном произношении (и) вместо (э) под ударением между мягкими согласными. В этом случае учитель должен исправлять не орфографическую ошибку, а языковую.

Орфографические ошибки следует отличать и от графических ошибок, которые могут быть двух типов. Часть ошибок связана с начертанием букв. Одни буквы ориентированы вправо (Б, В, Г, Е, К и др.), другие - влево (3, У, Ч, Э, Я). На начальном этапе усвоения письма дети могут путать ориентированность букв: писать, например, R вместо Я. Графические ошибки другого типа связаны с разными возможностями графики обозначать мягкость согласных и передавать на письме фонему <j >. Для обозначения мягкости согласных используются буквы ь, е, я, ю, ё, и. При нетвердом усвоении функций этих букв ь может употребляться для обозначения мягкости согласных там, где должны употребляться другие буквы: «мьач», «кльон».

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

1. Морфофонематический: одна и та же фонема в одной и той же морфеме пишется одинаково. Основан на теории сильных и слабых позиций. Это правила о правописании гласных в корне, согласных в корне и т.п. Обратите внимание, что этот принцип можно применять не только к корням, но и к другим частям слова. При этом надо быть очень внимательным при установлении тождества частей слова (морфем).

2. Фонетический: написание соответствует произношению. Этот принцип более редко встречается. Например, в написании приставок на З/С, Ы/И после приставок, А/О в приставках РАС- — РОС-, РАЗ- - РОЗ-.

З. Традиционно-исторический принцип. Заключается в том, что узаконено написание, закрепленное традицией. Этот принцип применяется при передаче фонемного состава слов и при слитном, раздельном или дефисном написании частей слов. Традиционные написания надо запоминать. В школьной практике такие слова называют словарными. Написание объясняется какими-либо историческими причинами: чередования, ЖИ —ШИ, мягкий знак после шипящих, О - Е после шипящих и др.

4. Дифференцирующие написания. Принцип действует в тех случаях, когда нужно различить смысл слова и грамматических форм, которые звучат одинаково (поджёг бумагу – сгорел из-за поджога; плач ребенка, - не плачь отобиды; первый бал Наташи Ростовой – получить высший балл).

Наши рекомендации