Белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси
Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
Спасо-Преображенский собор | Переславль-Залесский | 1152—1157 годы | Высокая | |
Церковь Бориса и Глеба | Кидекша | 1152—1157 годы | Средняя. Утрачен купол и апсиды. | |
Успенский собор | Владимир | 1158—1160 и 1186—1189 гг. | Высокая. В интерьере фрагменты фресок XII века и фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года. | |
Золотые ворота | Владимир | 1164 год | Облик искажён перестройками эпохи раннего классицизма. Церковь полностью перестроена. По углам пристроены круглые башенки. | |
Дворец Андрея Боголюбского | Боголюбово | Низкая. Сохранилась лестничная башня и переход на хоры храма (фрагменты дворца опознаны в 1950-х). От церкви Рождества Богородицы сохранилась только цокольная часть. | ||
Димитриевский собор | Владимир | 1194—1197 годы | Хорошая. В ходе ошибочной реставрации 1840-х гг. уничтожены галереи и лестничные башни собора. | |
Храм Покрова на Нерли | Близ Боголюбово | Хорошая. Утрачены галереи. | ||
Успенский собор | Ростов Великий | Собор не сохранился, но под землей обнаружен его Леонтьевский придел, расположенный в южной апсиде существующего храма. | ||
Рождественский собор | Суздаль | Сохранился до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно. | ||
Георгиевский собор | Юрьев-Польской | 1234 год | Средняя. Обрушился при Иване III. Восстановлен под руководством Ермолина (en:Vasili Yermolin) без соблюдения прежних пропорций. Скульптурный декор перепутан. Нижние части здания сохранились неравномерно. |
Крестово-купольный храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Домонгольский период
Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.
Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем.
Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы). Другие храмы Киева, построенные при Ярославе, известны только по археологическим раскопкам[1], среди них были церкви святой Ирины и великомученика Георгия. Они считались пятинефными, как и София, но, возможно, их внешние нефы — это распространённые в храмах этого времени обходные галереи[2].
Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Ранее в отечественной науке была принята классификация их типов по числу внутренних столбов. Поэтому их именовали четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей. В настоящее время происходит отказ от этой терминологии, так как она считается не отвечающей реальной структуре этих храмов. Все они признаются четырехстолпными с близким к квадрату наосом, к которому может примыкать нартекс, отделённый стеной с арочными проходами (а не третьей парой столбов). В редких случаях усложняется алтарная часть храма, возникающие рядом с апсидами дополнительные столбы скорее являются стенами апсид с прорезанным между ними поперечным проходом. То есть, такие храмы имеют виму.