Послание Сербского Златоуста Святителя
Николая (Велимировича)
«Как русский, Вы лучше меня должны знать причины страшной трагедии, которая произошла с Русским Народом. Но, насколько известно мне, беда в России произошла не по грехам Русского Народа, а по грехам части русской «интеллигенции», точнее из-за иудействуюшей русской интеллигенции.
Вам известно, что Русский Народ выбрал Царство Небесное, еще когда принимал крещение от Святого Князя Владимира Киевского. И выбора своего он доныне не менял. Но русская интеллигенция поколебалась и изменила основополагающим, жизненным понятиям, и то не вся интеллигенция, а некоторая ее часть. Еще во времена Царицы Екатерины русская интеллигенция стала раскалываться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью, сохранила идеалы христианской святости в каждом человеке и во всем народе. В другом лагере те, кто хотел, чтобы Россия восприняла идеал земного владычества и земной культуры.
Первые, видели цель человеческой жизни — над земным, в Царстве вечной духовной действительности — в Царстве Божием. Вторые ограничивали все цели жизни пределами времени и границами плоти. Говоря сербским, кособоким языком, можно сказать так: первые избрали Царство Небесное, вторые — царство земное. Нет ничего удивительного в том, что те, другие, оказались в одном лагере с иудеями, которые еще до Голгофской Жертвы выбрали земное царство и распяли на Кресте Начальника Царства Небесного.
Когда Христос благословил и чудесно умножил хлебы и накормил пятью хлебами пять тысяч человек, противники Его, приверженцы земного царства, сразу восхотели сделать Его своим царем. А когда Иисус узнал, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин. 6, 15). Он мыслил о Небесном — они о земном. Чудом над хлебами Он хотел явить неограниченную силу духовного мира по отношению к материальному, пассивному и безсильному. Однако иудеи истолковали это материально, и сущность Христова чуда была потеряна для них. Они хотели сделать Его царем как своего рода волшебника, который освободил бы их от Рима и создал бы для них великое, земное царство, и только земное. За такие приземленные и извращенные помыслы укорил их Господь словами, сказав им в глаза: Баш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44). И действительно, с духовной точки зрения, порождение сатанино все те, кто, потеряв из вида без-смертное Царство Неба, единственную цель и единственное достояние человеческое, ищет исключительно земного. Ибо очевидно, что не может быть конечной цели человека там, где царит смерть, как бы ни был богат человек. Известно и другое, что плата дается в конце службы, а конец нашей службы наступает в конце нашей жизни. Следовательно, награда воздается после смерти. А человеческая служба в этом мире в соответствии с понятием жизненной цели может быть троякой:
служба Богу;
служба Богу и маммоне;
служба диаволу.
Истинная служба только первая, ни с чем иным не смешанная. Две другие — службы диаволу. Народная русская интеллигенция совершала службу Богу, подчиняя все интересы земного царства интересам Царства Небесного, Царства «не от мира сего». Антинародная русская интеллигенция хотела служить и Небесному, и земному царствам, при этом первое используя как средство для получения второго, поэтому сбылись на ней слова Спасителя: не можете служить двум господам (Мф. 6, 24). Антинародная русская интеллигенция, презирая народ, как «непросвещенную массу», как безформенное и слепое болото, желала, так сказать, осчастливить народ укреплением земного царства, отвергая Небесное.
Около двух веков велась борьба между двумя лагерями русской интеллигенции — ив политике, и в литературе, и в искусстве. Наконец, антинародная русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с небесными сердцем и умом, и первая осталась в отношении ко второй, как два относится к единице. Попущением Сил Небесных возобладали и пришли к власти иудействующие, они и поныне властвуют над Россией — Русской Землей, но не русской совестью. Подобно слову, которое сказал Господь сатане об искушении праведного Иова: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2, 6).
Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского Народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к русской победе. Как и в случае с Иовом, так и в случае с Россией, диавол покорно рабствует Всевышнему, Всемогущему, Непобедимому, Победоносному Отцу Света. Об этом свидетельствует и это подтверждает нам иудейская Библия, которую отвергли иудействующие. Словно странствующие акробаты, иудействующие безбожники ходят по канату князя ада, от провала к провалу, от поражения к поражению, со времен истории змия-искусителя и доныне. Их всегдашнее дело, испокон веков, — дерзко оболгать Бога, злобно отрицая Небесное Царство, и тщетно строить земное царство. Но, когда воссияет свет Христов, их тень в истории станет мрачным пугалом чело-вечеству и толкнет его еще ближе ко Христу». Миссионерское Письмо 151.40