I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас!
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Посмотрели все направо,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И урок письма начнём.
II. Изучение нового материала.
– Ёжик – гость нашего урока. Он поможет вам открыть тайну буквы Ё.
Работа по учебнику. Звуковой анализ слова.
– Рассмотрите картинку в учебнике. Произнесите слово «ёжик» по слогам. Назовите первый слог. (Слог [й’о].)
– Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё. (Показ буквы.)
– На что похожа буква ё?
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Е. Тарлапан
Разгадывание кроссворда.
– Прочитайте слова с буквойё. (Утёнок, ёжик.)
– В каких словах эта буква обозначает два звука? (В слове «ёжик». Буква ё в начале слова и после гласных обозначает два звука.)
– Придумайте примеры таких слов. (Ёлка, каёмка.)
3. Работа по картинке в учебнике. Нахождение места звуков [й’], [о] в слове.
– Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами. Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.
– Можно ли назвать картинку словом дерево? Как правильно назвать картинку?
– Прочитайте слово ёлка, ведя указкой по схеме звукового состава. Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.
– Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [й’]? (Зеленой.)
– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Какой второй звук в слове ёлка? Какой фишкой обозначить звук [о]? (Красной.)
– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Какой это звук? Какой фишкой обозначим звук [л]? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук [л’].)
– Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук. Определите, какой это звук. Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук [к’].)
– Определите пятый звук в слове ёлка. Какой фишкой обозначим звук [а]? (Красной.)
– Замените первые две фишки в модели буквой Ё. Это любимая буква ежика. А вот и секрет. Запомните правило: «Если в слове звуки [й’]и [о] находятся рядом, пиши букву ё».
Работа в прописи.
На доске – образцы написания букв Е,е,Ё,ё.
– Сядьте правильно, следите за положением тетради. Напишите строчку Ё, ё.
СКАЗКА ПРО БУКВУ Ё
– Однажды ежик гулял по лесу и встретил букву ё. Произошел интересный случай. Сейчас вы узнаете, откуда взялись у буквы Ёвверху две шишки. Ой! Нет! Две точки. Интересно? Тогда слушайте.
Однажды буква Еубежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Еупали две шишки, от которых на голове у Е тоже образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
Люди договорились (во избежание недоразумений и неожиданных превращений) в словах с буквой ё ударение не ставить.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки –
Словно в лесенке гвоздочки.
В. Степанов
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Впиши пропущенные буквы.
– Отгадайте загадки. В слово-отгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой.
Что же это за девица – не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Ёлка.)
Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг волк навстречу появился –
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся – и не видно ножек.
Ответьте, кто же это? ...
(Ёжик.)
– Какую букву вписали? Объясните почему? (В начале слова буква ё обозначает два звука [й’], [о].)
– Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словах-отгадках: ёлка – 4 б., 5 зв.; ёжик – 4 б., 5 зв. Объясните, почему количество звуков и букв разное?
– Какой секрет буквыё открыл вам ёжик?
Работа со скороговорками.
– Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорки. (На доске написаны скороговорки.)
1) Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.
2) Лежит ёжик у елки, у ежа иголки.
– Подготовьтесь к чтению скороговорок, прочитайте:
1) про себя;
2) шепотом;
3) вполголоса;
4) громко.
Письмо гласных букв.
– Назовите буквы. Объясните, на что указывает синяя точка. Найдите «лишнюю» букву.
III. Итог урока.
– Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре. Объясните свой выбор.
– Какого цвета шарик вам хотелось бы подарить ёжику? Объясните свой выбор.
– В каких случаях буква ёможет передавать один звук, а в каких – два?
Урок 24
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ [о] и [а] БУКВАМИ
Цели: формировать умение правильно обозначать звуки [о] и [а] буквами; учить составлять текст по серии сюжетных картинок; обогащать словарный запас детей; расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Ход урока