Методические рекомендации для преподавателя 1 страница
Содержание
Пояснительная записка…………………...........................................3
Тематический план…………..………………………………………4
Программа курса………………………..…………………………..11
Методические рекомендации для преподавателя…………………25
Методические указания, вопросы и задания для
практических занятий………………………………………………..28
Самостоятельная работа студентов ………………………………...42
I.Задания для самостоятельной работы…………………………42
II.Материал для самостоятельной работы………………………49
III.Примерные тестовые задания………………………………..52
Примерный перечень экзаменационных вопросов………………58
Литература…………………..……………………………………....60
Приложения…………………………………………………………64
Приложение 1 Схема анализа примыкания…………………. .64
Приложение 2 Схема анализа управления……………………….64
Приложение3 Схема анализа согласования…………………..65
Приложение 4 Схемы анализа словосочетаний……………….66
Приложение 5 Схема грамматического анализа простого предложения………………………………………………………....67
Приложение 6 Схемы грамматического анализа сложных предложений…………………………………………………………69
Приложение 7 Схема пунктуационного анализа………………73
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Филология», и содержат пояснительную записку, тематический план, программу (содержание) курса, методические рекомендации и перечень заданий и вопросов к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, тесты, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы, приложения.
В соответствии с учебными планами курс синтаксиса и пунктуации максимально реализуется в объеме 124 аудиторных часов (из них 72 лекционных и 52 практических) и 132 часов на самостоятельную работу в течение двух семестров: в первом рассматривается учение о синтаксической связи, синтаксема, словосочетание, простое предложение, а во втором – простое осложненное предложение, сложное предложение и текст, а также пунктуация. Формой промежуточного контроля является экзамен для студентов, обучающихся по специализации «Русский язык и литература в межнациональном общении» и зачет для специализации «Языки и литература народов России (Башкирский язык и литература, русский язык и литература)». Форма итогового контроля – экзамен.
Цели изученияуказанного раздела современного русского языка – опираясь на системный, функциональный подходы к анализу языковых единиц и на структурно-семантический подход к изучению синтаксических единиц, представить курс синтаксиса как дисциплину, изучающую синтаксические единицы во взаимосвязи аспектов – структурного (словосочетание, предложение), семантического (словосочетание, предложение), номинативного (словосочетание), логического (предложение), коммуникативного (предложение); научить студентов-филологов теоретическому осмыслению языковых явлений и навыку разбора основных единиц языка.
Задачи данной дисциплины:
1) отразить в системном курсе синтаксиса современного русского литературного языка основные концепции лингвистических направлений и школ, а также проблемные вопросы теории синтаксиса;
2) сформировать критерии разграничения синтаксических единиц – словосочетания и предложения, а также критерии разграничения понятий "синтаксическая единица" и "синтаксическая модель";
3) ввести в курс синтаксиса современного русского литературного языка характеристику методов анализа синтаксического материала,обучить комплексному разбору, при котором учитываются важные для современной русистики результаты лингвистических исследований.
Требования к уровню освоения
содержания дисциплины
В результате изучения синтаксиса современного русского языка студент должен:
- знатьосновные закономерности и этапы формирования грамматической системы русского литературного языка; основные понятия синтаксиса (синтаксическая связь, синтаксическая единица и др.) и пунктуации, их особенности;
- уметь вычленять методом сложной выборки синтаксические единицы из текста, разграничивать их; производить полный синтаксический анализ словосочетаний и предложений - простых и сложных; делать выводы по результатам проведенного анализа; разграничивать синтаксические и композиционно-стилистические единицы; иллюстрировать синтаксические явления фактическим материалом; определять принципы постановки знаков препинания в тексте и их позиции.
- владеть понятийным аппаратом, навыками систематической работы с учебной, научной и справочной литературой.
Тематический план
для студентов дневной формы обучения
специализаций «Русский язык и литература в межнациональном общении», «Языки и литература народов России (башкирский язык и литература, русский язык и литература)».
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
лекц. | практич. | часов на самост. работу | |||
5 семестр | |||||
Предмет и задачи синтаксиса как науки о законах построения связной речи. Синтаксическая связь, синтаксические отношения, синтаксическая функция, синтаксическое значение, синтаксическая структура – как основные понятия синтаксиса. Синтаксические единицы. | 2/2 | 4/4 | |||
Связь слов и словоформ в простом предложении. Присловные связи (примыкание, управление, согласование) и связи, возникающие в простом предложении. | 10/8 | 4/2 | 4/4 | ||
Синтаксис синтаксемы. Фор-мальная, семантическая и функциональная характеристика синтаксемы. | 14/10 | 2/2 | 10/6 | ||
Учение о словосочетание как непредикативной синтаксической единице. | 4/4 | 6/6 | |||
Простое предложение. Понятие простого предложения как монопредикативной синтак-сической единицы. Основные аспекты описания простого предложения в современном синтаксисе: формально-коммуникативный, семантический аспекты. | 28/22 | 4/4 | 16/10 | ||
Простое двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения. Типы двусоставных предложений. | 16/14 | 2/2 | 10/8 | ||
Простое односоставное пред-ложение. Главный член одно-составного предложения. Типы односоставных предложений | 4/4 | 8/8 | |||
Понятие простого распространенного предложения. Второстепенные члены предложения. Критерии характеристики второстепенных членов. | 4/2 | 8/10 | |||
Неполные предложения. Понятие структурной и семантической неполноты. Понятие структурно-семантического минимума предложения. Понятие неза-мещенной позиции, завер-шенности/ незавершенности синтаксической конструкции. | 2/2 | 2/2 | |||
Всего за 5 семестр | 132/118 | 28/24 | 68/58 | ||
6 семестр | |||||
Простое осложненное пред-ложение. Понятие синтаксического осложнения. Синтаксическое осложнение, связанное с расширением объективного содержания предложения, и синтаксическое осложнение в целях включения фактора говорящего. Понятие осложняющих категорий; их типология: синтаксическая однородность, синтаксическое обособление, синтаксическое включение. | 20/12 | 4/- | 10/6 | ||
Сложное предложение. Фор-мально-грамматические, смысловые и коммуникативно-функциональные особенности сложного предложения в целом и отдельных его частей. Поли-пропозитивность и полипреди-кативность как типичные свойства сложного предложения. Явления асимметрии между формальной и смысловой организацией сложного предложения. Типы отношений между частями сложных предложений, средства их выражения. | 14/10 | 2/- | 8/6 | ||
Сложносочиненное предложение (ССП). Средства связи компонентов ССП. Типы смысловых отношений в них. ССП открытой и закрытой структуры. Традиционная классификация ССП по типам союзов. Вопрос об объеме и границах сочинительных союзов. | 14/10 | 2/2 | 8/4 | ||
Сложноподчиненное предложение (СПП). Главная и придаточная части. Средства связи частей в СПП. Подчинительные союзы (однозначные и многозначные), союзные слова, соотносительные слова. Типы смысловых отношений между частями СПП. | 14/8 | 4/2 | 8/4 | ||
Бессоюзные сложные предложения (БСП). Интонация как основное средство связи частей. Типы смысловых отношений в БСП. Вопрос о грамматическом статусе БСП в истории синтаксической науки. Вопрос об объеме БСП; отношение БСП к смежным структурам – сложносочиненным и сложноподчиненным. | 12/8 | 2/2 | 8/4 | ||
Сложные предложения усложненной структуры с разнотипной связью, их разновидности: с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзием; с бессоюзием и подчинением; с сочинением, бессоюзием и подчинением. Понятие силы связи и уровня членения таких предложений. | 16/16 | 4/2 | 8/10 | ||
Предложения с прямой речью. Вопрос о грамматическом статусе предложений с прямой речью. Их специфика по сравнению со смежными синтаксическими структурами (бессоюзными сложными предложениями и осложненными предложениями с синтаксическим включением). Правила трансформации прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь как особый стилистический прием изложения. | 10/12 | 2/- | 4/8 | ||
Синтаксис текста. Текст как: объект синтаксического анализа. Типы текстов. Вопрос о единицах текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как единица монологической речи. Диалогическое единство как единица диалогической речи. Абзац как композиционно-стилистическая единица письменной речи, его семантическая структура. Орга-низация текста в семантическом, конструктивном, коммуникативном аспектах; явление парцелляции. | 12/14 | 2/2 | 6/8 | ||
Пунктуация предложения и текста. Типы пунктуационных знаков. | 16/14 | 2/- | |||
Всего за 6 семестр | 128/104 | 24/10 | 68/58 | ||
Итого | 260/222 | 52/234 | 136/116 |
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
специализации«Языки и литература народов России (башкирский язык и литература, русский язык и литература)», 4 семестр
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
лекц. | практич. | часов на самост. работу | |||
Предмет и задачи синтаксиса как науки о законах построения связной речи. Синтаксические единицы. Связь слов и словоформ в простом предложении. Присловные связи (примыкание, управление, согласование) и связи, возникающие в простом предложении. Синтаксис синтаксемы. Учение о словосочетание как непредикативной синтаксической единице. | |||||
Простое предложение. Понятие простого предложения как монопредикативной синтак-сической единицы. Основные аспекты описания простого предложения в современном синтаксисе. Простое двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения. Типы двусоставных предложений. Простое односоставное пред-ложение. Главный член одно-составного предложения. Типы односоставных предложений. Понятие простого распространенного предложения. Второстепенные члены предложения. | |||||
Неполные предложения. Понятие структурной и семантической неполноты. Понятие структурно-семантического минимума предложения. Понятие неза-мещенной позиции, завер-шенности/ незавершенности синтаксической конструкции. | |||||
Простое осложненное пред-ложение. Понятие синтаксического осложнения. | |||||
Сложное предложение. Фор-мально-грамматические, смысловые и коммуникативно-функциональные особенности сложного предложения в целом и отдельных его частей Сложносочиненное предложение (ССП). Средства связи компонентов ССП. Типы смысловых отношений в них. Сложноподчиненное предложение (СПП). Главная и придаточная части. Средства связи частей в СПП. Бессоюзные сложные предложения (БСП). Интонация как основное средство связи частей. Типы смысловых отношений в БСП. Сложные предложения усложненной структуры с разнотипной связью, их разновидности. | |||||
Синтаксис текста. Текст как: объект синтаксического анализа. Типы текстов. Вопрос о единицах текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как единица монологической речи. Диалогическое единство как единица диалогической речи. Абзац как композиционно-стилистическая единица письменной речи. Предложения с прямой речью. | |||||
Пунктуация предложения и текста. Типы пунктуационных знаков. | |||||
Всего за 4семестр |
Примечание: Цифра до знака / обозначает количество часов для студентов специализации «Русский язык и литература в межнациональном общении», цифра после знака / – количество часов для студентов специализации «Языки и литература народов России (Башкирский язык и литература, русский язык и литература)».
Программа курса
1. Введение. Предмет и задачи синтаксиса как науки.
Предмет и задачи синтаксиса как науки о законах построения связной речи. Синтаксические свойства единиц и категорий фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии. Понятие связной речи. Синтаксическая связь, синтаксические отношения, синтаксическая функция, синтаксическое значение, синтаксическая структура как основные понятия синтаксиса.
Понятие синтаксической единицы как фрагмента связной речи, характеризующегося триединством свойств "значение – функция – форма".
Вопрос о типологии синтаксических единиц в истории синтаксиса. Предложение как основная единица синтаксиса. Типы синтаксических единиц, выделяемых в современном синтаксисе: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Вопрос об осложненном предложении как особой синтаксической единице, его место в системе синтаксических единиц. Соотносительная характеристика синтаксических единиц по линии их синтаксического значения, синтаксической функции, синтаксической структуры. Понятие термина "высказывание".
Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Основные направления в синтаксисе: структурный синтаксис, функциональный синтаксис, семантический синтаксис. Основные тенденции в современном синтаксисе как науке.
2. Учение о синтаксической связи.
Понятие синтаксической связи. Сочинительная и подчинительная связь; содержательная, формальная и функциональная характеристика подчинения и сочинения.
Фундаментальность подчинительной связи. Подчинительная связь в словосочетании, простом предложении, сложном предложении.
2.1. Подчинительная связь в словосочетании. Словосочетательный потенциал (валентность) слов как опорных компонентов словосочетаний: слова с релятивной семантикой (валентностные) и слова абсолютивные (авалентные). Понятия сильной и слабой подчинительной связи. Содержательная сторона подчинительной связи в словосочетании. Традиционное учение об управлении, согласовании, примыкании. Сильные стороны этого учения. Его критика в истории синтаксической науки и в современном языкознании.
Примыкание как связь неизменяемых, зависимых слов с опорным компонентом словосочетания. Морфологическая характеристика примыкающих слов. Семантико-грамматическая характеристика опорных компонентов. Сильное и слабое примыкание. Типы смысловых отношений, выявляемых примыканием. Тенденции в научной интерпретации примыкания; вопрос о падежном примыкании. Тенденции в области примыкания в функционирующем языке.
Согласование. Морфологическая характеристика зависимого и главного компонентов при согласовании. Типы смысловых отношений, выражаемых согласованием. Виды согласования: формально-грамматическое, условно-грамматическое, ассоциативно-грамматическое, семантическое (смысловое); полное, неполное; согласование как слабая связь и словосочетаниях бинарной конструкции; факты сильного согласования в составе сложного словосочетания (юноша высокого роста, мотоцикл зеленого цвета). Тенденции в учении о согласовании. Тенденции в области согласования в функционирующем языке.
Управление. Морфологическая характеристика главного и зависимого компонентов. Глагольное, именное, наречное управление; развитие именного управления. Предложное и беспредложное управления. Типы смысловых отношений, выявляемых управлением. Словари управления в русском языке
Тенденции в интерпретации управления: управление как связь любого косвенного падежа имени с опорным компонентом без учета семантико-синтаксических свойств последнего (широкое понимание управления) и управление как связь косвенных падежей имени, наличие которых обусловлено семантико-синтаксическими свойствами опорного компонента (узкое понимание).
Управление и валентность. Вопрос об управлении именительным падежом. Сильное и слабое управление.
Роль опорного компонента в прогнозировании падежной формы управляемого имени Семантико-синтаксические свойства падежных и предложно-падежных форм зависимого имени: связанные, свободные синтаксические формы и их синтаксические значения. Синтаксический словарь русского языка Г.А. Золотовой. Вопрос о типе связи свободных синтаксических форм с опорными словами. Семантические, словообразовательные и морфологические свойства опорного компонента, предсказывающие конкретную падежную форму зависимого имени.
Одиночное, двойное, тройное управление. Основные классы слов с двойным, тройным управлением. Вариативное, невариативное управление. Функционально-семантические различия между вариантами управления.
Новые тенденции в научной интерпретации управления. Тенденции в области управления в функционирующем языке.
Взаимоотношения между управлением, согласованием, примыканием. Синонимические отношения между словосочетаниями с различными типами связи.
2.2. Связь слов и словоформ в простом предложении.
Роль подчинительной связи в конструировании предложения.
Реализация словосочетательных связей в составе предложения.
Изменения, происходящие в словосочетательных связях в составе предложения: ослабление присловных связей и появление припредложенческих (детерминантных) связей; появление фактов
двойного подчинения; качественное видоизменение словосочетательных связей (переход слабых связей в сильные; ослабление сильных связей).
Подчинительные связи, возникающие в предложении. Семантичность предложенческих связей, их функционально-семантическая интерпретация.
Новые типы содержательных отношений, свойственных предложению. Вопрос о типологии предложенческих связей: координация, соположение, тяготение, интродукция (включение), аппликация, детерминативная связь и т.д. Формальные способы выражения связей, возникающих в предложении. Тенденция к расширению средств связи, используемых в предложении.
Сочинительная связь в составе предложения. Типы содержательных отношений, выражаемых сочинительной связью. Формальные средства, выражающие сочинительную связь. Сочинительные ряды открытой и закрытой структуры. Тенденции в развитии сочинительной связи.
2.3. Средства связи, реализуемые в сложном предложении. Тождество средств выражения и специфика семантики сочинительной связи в простом и сложном предложениях.
Специфические средства выражения подчинительных связей в сложном предложении. Бессоюзие как особый тип связи в сложном предложении.
3. Учение о словосочетании. Словосочетание как непредикативная синтаксическая единица.
Понимание словосочетания в истории синтаксической науки (Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, В.Б.Виноградов, А.М.Пешковский). Разное понимание словосочетания в современных синтаксических работах.
Словосочетание как результат распространения слова.
Функциональная характеристика словосочетаний. Номинативная функция словосочетания. Словосочетание как составной компонент предложения: синтаксически разложимые (членимые) и синтаксически неразложимые (нечленимые) словосочетания.
Формальная организация словосочетания. Словосочетания минимальной структуры (простые) и словосочетания усложненной структуры (сложные).
Простые словосочетания. Понятия опорного и зависимого компонентов словосочетания. Словосочетательные потенции опорного слова (релятивные и абсолютивные слова). Словари сочетаемости русского языка. Типы простых словосочетаний по морфологической характеристике опорного слова, по типу реализуемой связи. Понятие структурной схемы (отвлеченного образца) простых словосочетаний. Понятие парадигмы простого словосочетания.
Сложные словосочетания. Конструктивные типы сложных словосочетаний: параллельное и последовательное подчинение, соподчинение и виды комбинирования сочинительной и подчинительной связи в сложных словосочетаниях.
Смысловая организация словосочетания. Типы выражаемых в словосочетании содержательных отношений. Семантические типы словосочетаний.
Словосочетание как результат членения предложения. Место словосочетания в системе других соединений слов, выделяемых из предложения.
Вопрос о сочинительных словосочетаниях; их семантическая, структурная и функциональная характеристика.
4. Простое предложение. Понятие простого предложения как монопредикативной синтаксической единицы. Поиски специфического признака простого предложения в истории синтаксической науки: глагольность – сказуемость – предикативность.
4.1. Основные аспекты описания простого предложения в современном синтаксисе: формально-грамматический аспект, функционально-коммуникативный аспект, семантический аспект.
4.1.1. Общая характеристика основных составляющих формально-грамматического аспекта предложения: простое предложение как цепь связанных словоформ; грамматическое членение простого предложения; предикативное ядро как основа формально-грамматической организации предложения.
Понятие структурной схемы предложения. Два понимания структурной схемы предложения как результат разных уровней абстракции: минимальная структурная схема как отвлеченный образец построения предикативного ядра; предложения (список таких схем) и расширенная структурная схема как образец построения минимального номинативно (информационно) достаточного предложения.
Общая характеристика структурных типов простых предложений: грамматически членимые – нечленимые; двусоставные – односоставные; распространенные – нераспространенные; полные – неполные, осложненные – неосложненные. Методы изучения формально-грамматического строения предложения в современном языкознании (общая характеристика).
4.1.2. Предложение в семантическом аспекте.
Смысловая организация простого предложения. Объективное и субъективное содержание предложения.
Объективно обусловленное содержание простого предложения. Понятие пропозиции. Семантический субъект и способы его представления в предложении. Типы семантических субъектов. Семантический предикат, способы его представления в предложении. Типы семантических предикатов. Семантический объект и способы его представления в предложении. Типы семантических объектов. Другие семантические категории, с помощью которых описывается объективное (пропозициональное) содержание простого предложения. Понятие элементарной семантической структуры предложения.
Способы выражения пропозиции: с помощью предложения и с помощью словосочетания. Монопропозитивность и полипро-позитивность простых предложений. Понятие ведущей и зависимой пропозиций.
Соотношение формальной и смысловой организации простого предложения. Вопрос о семантике структурной схемы предложения. Синонимия синтаксических конструкций.
Субъективно обусловленное содержание простых предложений, свидетельствующее о проявлении фактора говорящего. Обязательные и необязательные субъективные смыслы в содержании предложений.
Предикативность как комплекс модальных и временных значений предложения. Способы выражения предикативности Типы модально-временных модификаций объективного содержания предложения. Понятие модально-временной парадигмы простого предложения. Понятие скрытой предикативности.
Оценка говорящим объективного содержания предложения со стороны его достоверности/недостоверности, способы выражения такой оценки; способы выражения эмоционального отношения говорящего к содержанию высказываний.
Дополнительные смыслы, модифицирующие объективное содержание простого предложения: фазисная, модальная, отрицательная и другие модификации.
Семантические типы предложений, отражающие особенности их объективного содержания: бытийные, релятивные и др. Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения. Вопрос о типологии предложений по особенностям их субъективных смыслов. Оптативные и др. предложения.
4.1.3. Предложение в коммуникативно-динамическом аспекте. Предложение как коммуникативная единица. Интонационная оформленность предложения.
Типы предложений по общей коммуникативной целеустановке: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Актуальное членение предложения. Понятие темы и ремы. Основные способы выражения актуального членения: словопорядок и фразовое ударение; служебные слова как показатели темы и ремы. Отношение актуального членения предложения к его формальной и смысловой организации. Актуальное членение и текст. Коммуникативные типы предложений: коммуникативно расчлененные – коммуникативно нерасчлененные. Коммуникативная парадигма предложения.
Порядок слов в русском языке. Иерархичность и линейность как фундаментальные признаки предложения. Понятие порядка слов. Порядок слов и морфологический тип языка. Особенности порядка слов в русском языке.
Порядок слов и коммуникативная целеустановка предложения. Порядок слов в предложении, находящемся:
1) в состоянии коммуникативного равновесия; конситуативная самостоятельность таких предложений. Прямой и обратный порядок главных членов в таких предложениях; позиция детерминанта. Порядок слов в словосочетательных блоках в составе таких предложений;
2) в состоянии коммуникативной напряженности; конситуативная зависимость (несамостоятельность) таких предложений.
Понятие инверсии: инверсия компонентов словосочетания, не связанная с выражением актуального членения: инверсия компонентов актуального членения.
Сущность понятия "свободный порядок слов в русском языке". Функции порядка слов в русском языке коммуникативная, стилистическая, грамматическая. Особенности порядка слов в разговорной речи, поэтической речи.
4.2. Грамматическая организация предложения в комплексном (формальном, семантическом, функциональном) описании.
4.2.1. Грамматическое членение простого предложения. Понятие члена предложения. Иерархичность грамматической структуры предложения. Понятие о главных и второстепенных членах предложения и принципах их разграничения.
Дополнительные критерии характеристики членов предложения: по их строению – простые, аналитические, составные; по степени самостоятельности – самостоятельные (главные члены и детерминанты) и несамостоятельные (входящие в состав предложения в качестве зависимых компонентов словосочетаний); по способу выражения – морфологизованные и неморфологизованные; по типу связи – согласованные, примыкающие, управляемые.
4.2.2. Понятие двусоставного предложения. Предикативное ядро двусоставного предложения, структурные схемы его строения. Подлежащее и сказуемое как главные члены двусоставного предложения.
Двукомпонентность как определяющий критерий предикативной самодостаточности ядра двусоставного предложения. Соотносительная характеристика подлежащего и сказуемого в разных аспектах – структурном (способы их выражения, способы связи), функциональном (отношение к актуальному членению), семантическом (отношение к предикативности). Сказуемые многочленные, компоненты многочленных сказуемых: связка, дополнительные модификаторы, присвязочная (основная) часть. Семантические типы дополнительных модификаторов; способы выражения дополнительных модификаторов.