Ездовые собаки северо-восточной Сибири
Отдаленные предки
Считается, что ездовые собаки - прямые потомки древнейших примитивных собак севера Европы и Азии, которые сформировались в неолите. В их происхождении возможно участвовали волки. История народов, коренных для обширных районов арктической и субарктической Восточной Сибири, неразрывно связана с ездовыми собаками. Наскальные рисунки, обнаруженные севернее озера Байкал, свидетельствуют о том, что первые ездовые собаки существовали уже 4000 лет назад. Древние охотники, кочевавшие в районе Анадырского плоскогорья, просто бы не выжили без собак в суровых условиях северного края. На собачьих упряжках они перевозили все свое снаряженье и охотничьи трофеи. Хотя собаки и не столь сильны, как олени, но они более выносливы и лучше приспособлены к вечной мерзлоте тундры.
Ездовые собаки северо-восточной Сибири
В 1853 году исследователь Хупер описал ездовых собак Восточной Чукотки. Он отметил, что по сравнению с ездовыми собаками эскимосов Северной Америки чукотские менее крупные, у них более узкие головы, более легкое сложение; шерстный покров средней длины, очень плотный, окрасы самые разнообразные. До недавнего времени собаки Восточной Чукотки представляли собой достаточно изолированную популяцию. Время от времени, для освежения крови своих ездовых собак, чукчи спаривали их с волком, привязывая течных сук в определенных местах. Через несколько поколений, собак с примесью волчьей крови использовали для работы в упряжках. Племенной отбор велся исключительно по рабочим качествам. Большинство сук при рождении уничтожали, оставляя нескольких для продолжения рода. Щенков запрягали на следующую зиму после рождения, и, тех, которые сразу же не проявляли способностей к работе в упряжке, выбраковывали известным способом. Только лучшие кобели, которых после работы выпускали бегать свободно, могли спариваться с суками. Остальных кобелей кастрировали, что сводило на нет конфликтные ситуации между собаками в упряжке. В течение всего бесснежного сезона ездовые собаки получают корм раз в два дня, а с наступлением ездового сезона в течение 7-10 дней включаются в интенсивную работу. Ездовая собака должна была работать с рвением в условиях экстремально низких температур, тащить тяжелый груз и при этом быть дисциплинированной. Абсолютного послушания каюр добивался с помощью кнута или палки - остола. Однако это орудие служило для наказания лишь в самых острых ситуациях: чукчи и эскимосы уважают собак. Днем четвероногие работали, а ночью своими телами помогали согреться хозяину. Собаки на Севере всегда были и частью религиозных обрядов.
Как ездовые собаки чукчей повлияли на происхождение хаски? В 1867 году царское правительство продало полуостров Аляска США. С 1880-х годов Аляска привлекала многочисленных золотоискателей. Среди них был и молодой Джек Лондон. Его повесть о Белом Клыке тоже свидетельствует о ездовых собаках похожих на волка. Многие не выдерживали пути и умирали в дороге. С 1897 года после открытия золотоносного района Клондайк на северо-западе Канады, тысячи людей ринулись на Аляску. Только за один день 1 августа 1900 года "золотая лихорадка" привела на запад Аляски 18000 золотоискателей. Там был заложен город Ном. До приисков можно было добраться на единственном виде транспорта - собачьей упряжке. Впрягали обычно маламутов, а также самых разных собак, привезенных с собой эмигрантами.
В 1907 году в Номе был создан Кеннел-клуб, который занимался организацией гонок. Первые гонки на собачьих упряжках были организованы в Номе в качестве развлечения в 1908 году по инициативе Скотти Аллана, прозванного королем арктического льда. Дистанция от Нома до Кэндла и обратно составляла 656 км ("Всеаляскинское Пари"). Успех был огромен. На следующий год некрупные быстрые и выносливые собаки, принадлежавшие некоему Тарструпу, пришли третьими. Торговец пушниной Гусак купил их в Сибири в поселке Марково на берегу реки Анадырь (Чукотский край). Оценив возможности этих собак, шотландец Рамзей закупил еще 70 ездовых хаски Сибири. Он нанял каюра по имени Джонсон, которому удалось привести упряжку первой на гонке 1910 года. Сибирские собаки прославились в США и Канаде. Даже эскимосы после этого стали заменять своих тягловых маламутов на хаски, если было необходимо совершить быструю поездку налегке.
Подвиг сибирских хаски
Норвежец Леонард Сеппала прибыл на Аляску в 1901 году, с 1915 года он многократно побеждал в разных гонках со своими собаками (его ездовые собаки были приобретены в Сибири). Сеппала был признан самым скоростным каюром, он неизменно побеждал в гонках в течение нескольких лет подряд. Именно он вошел в легенду зимой 1925 года, когда в Номе разразилась эпидемия дифтерии, и людям срочно нужно было доставить из Ненаны сыворотку - единственное спасение.
Этот путь протяженностью в 658 миль (1053 километра) можно было преодолеть за девять суток. Снарядили несколько собачьих упряжек, которым эстафетой, несмотря на пургу и пятидесятиградусный мороз, удалось пройти расстояние за пять с половиной дней. Несколько каюров сменяли друг друга в течение 127 часов, преодолев в общей сложности путь около тысячи миль. Самый сложный и протяженный участок в 340 миль (544 километра) достался Сеппале. Последнюю упряжку в Ном привел вожак Того. Каюр был без сознания. Лапы собак были содраны в кровь. В честь спасения города в одном из парков Нью-Йорка в том же году был поставлен памятник ездовой собаке.