Схема грамматического анализа простого предложения

I. Типология простого предложения:

1. Коммуникативно-функциональные типы анализируемого пред­ложения:

1) По цели высказывания: а) повествовательные, б) побудительные, в) оптативные, г) вопросительные (собственно-вопросительные – вопроси­тельно-побудительные – риторический вопрос; общевопросительные – частновопросительные).

2) По интонированной эмоциональности: а) невосклицательные (ней­тральные), б) восклицательные (восклицательно-повествовательные, восклицательно-побудительные, восклицательно-оптативные, собственно восклицательные).

2. Структурные типы простого предложения:

1) По членимости: а) членимые (принципы их дальнейшей структурной классификации см. пункты (2), (3), (4), (5) ), б) нечленимые (их функ­ционально-семантические и структурные типы).

Далее представлены принципы структурной классификации членимых предложений:

2) По строению грамматического ядра: а) двусоставные (их внутрен­няя типология), б) односоставные (их внутренняя характеристика; в) определите минимальную структурную схему анализируемого предложения.

3) По распространенности / нераспространенности: а) нераспростра­ненные, б) распространенные: в) определите расширенную структурную схему анализируемого предложения.

4) По наличию / отсутствию в предложении структурно необходимыхчленов: а) полные, б) неполные (их внутренняя типология).

5) По наличию / отсутствию осложнения: а) неосложненное, б) ослож­ненное (их внутренняя типология, учитывающая тип осложняющей кате­гории.

3. Семантические типы простого предложения:

А) По модусной семантике:

1) По типу модальности: а) предложения реальной модальности (опре­делить временную отнесенность сообщения), б) предложения ирреальной модальности (определить разновидность ирреальной модальности).

2) По утвердительной / отрицательной модальности: а) утвердитель­ные, б) отрицательные (общеотрицательные, частноотрицательные).

Б) По диктумной семантике:

1) По количеству пропозиций: а) монопропозитивные,

б) полипропозитивные.

2) По типовой семантике предикативно-сказуемостного компонента пропозиции: а) бытийные предложения, б) предложения характеризации, в) акциональные предложения (предложения действования), г) именую­щие предложения (или предложения номинации), д) предложения состоя­ния, е) реляционные предложения, ж) модальные типы предложений.

3) По типовой семантике субъектного компонента пропозиции: а) бес­субъектные, б) субъектные: определенно-субъектные, обобщенно-субъектные, неопределенно-субъектные.

II. Схематическое представление структуры предложения:

1.Графическая иерархическая схема предложения.

2.Структурная схема предложения:

а) минимальная;

б) расширенная.

III. Грамматический разбор по членам предложения:

1. Разбор грамматического ядра предложения;

2. Разбор второстепенных членов предложения.

Образец анализа

За детьми надо бы присмотреть.

1.Предложение повествовательное, восклицательное (повествовательно-восклицательное); членимое, односоставное (безличное, компонент надо бы имеет модальное значение), распространенное, полное, неосложненное; ирреальная модальность желательности-необходимости, по форме отрицательное, по значению утвердительное (выражается утверди­тельное значение); монопропозитивное, значение предикативного признака – результат сочетания модального и акционального значений, неопределенно-субъектное (смысл субъекта - «неважно кто»).

II.1.Минимальная структурная схема – (Cops3/п) Adv Inf, расширенная структурная схема – (Cops3/п) Adv Inf за N5.

2. Надо бы присмотреть

за детьми

III.1.Надо бы присмотреть – главный член предложения,выраженный многочленным составным глагольным сказуемым. Компонент надо бы является дополнительным модификатором с модальным значением, выражен категорией состояния. Связка – отвлеченная, нулевая, передает предикативные категории – ирреальная модальность желательности-необходимости. Основная часть – присмотреть выражена инфинитивом.

2. За детьми – второстепенный член предложения 1 яруса; присловный, приглагольный; представлен свободной синтаксемой; выраженный именем существительным в форме Т.п. с предлогом за; связь с опорным словом – падежное примыкание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Наши рекомендации